Одоевский Владимир Фёдорович
Ь [30.07(11.08), по др. Данным, 31.07(12.08) или 1(13).08. 1803, по др. Данным, 1804, Москва, — 27.02(11.03). 1869, там же], писатель и обществ, деятель, педагог, муз. Критик и философ. Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича). Окончил Московский университетский благородный пансион (1822). В 1823—25 пред. Об-ва любомудрия. В 1824—25 издавал (вместе с В. К. Кюхельбекером) альманах «Мне-мозина» (вышло в свет 4 вып.). В 1826 переехал в Петербург и поступил на гос. Службу. В 1838 назначен правителем дел К-та гл. Попечительства для учреждения дет. Приютов. По инициативе и при участии О. Было образовано Об-во посещения бедных в Петербурге (1846). С 1846 пом.
Директора Имп. Публичной б-ки и директор Румянцевского музея. В 1862 вернулся в Москву (в связи с переводом в Москву Румянцевского музея) и стал сенатором.На протяжении всей жизни О. Внимательно следил за развитием пед. Мысли в Европе и России. Он хорошо знал пед. Идеи европ. Учёных (И. Г. Песталоцци, Ж. Жирара), а также взгляды отеч. Педагогов (Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, А. Г. Ободовского). О. Ратовал за создание оригинальной рус. Педагогики, к-рая должна быть на уровне лучших достижений мировой пед. Науки и соответствовать потребностям рус. Жизни («. Возникать из рус. Быта и начинаться с понятий, известных рус. Людям...»).Свои пед. И метод, взгляды О. Изложил в книгах «Азбука для употребления в детских приютах» (1839), «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (закончена в 1844), «Опыт о пед.
Способах при первоначальном образовании детей» (1845). В многочисленных наставлениях, пособиях, в советах учителям, в рецензиях на уч. Книги и др. О. Отстаивал идею всеобщего и всестороннего образования («Проект об устройстве школ»), пропагандировал естеств.-науч. И техн. Знания («Краткое понятие о химии, необходимое для свечных мастеров и др.»), выступал за освобождение науки и школы от опеки духовенства («Рассказы о боге, природе и человеке»), за нар. Общеобразоват. Школу.Считая воспитание осн. Категорией педагогики, О. Подчёркивал, что оно должно представлять собой процесс, продуманный и согласованный с развитием ребёнка. Гл. Цель воспитания О. Видел в становлении человека, вооружённого принципами христ. Морали. Воспитание человека осуществляется в процессе обучения, к-рое не может и не должно сводиться только к заучиванию и накоплению фактич.
Знаний. Новые знания ребёнка должны быть связаны между собой определённой идеей, проясняющей их смысл и формирующей «мировоззрение дитяти».Теоретич. Осмысление проблем воспитания привело О. К выводу о необходимости разработки методики обучения. Сущность её состоит в следующем. На перво-нач. Этапе педагог должен дать пищу дет. Уму посредством организации активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой, затем, прибегая к беседам, вызвать самостоятельность дет. Мысли. Развивающие беседы («сократовские разговоры») требуют от педагога высокого преподавательского иск-ва. О. Разработал систему вопросов («предварительных упражнений») для подобных бесед. О. Одним из первых применил звуковой метод обучения грамоте. Преимущество звукового метода обучения перед букво-слагательным видел в том, что он является наиб, оптимальным способом приобщения учащихся к осознанному чтению.О.
Известен как практик и теоретик дошк. Воспитания. «Наука до науки» — первый опыт разработки в отеч. Педагогике практич. Курса воспитания детей дошк. Возраста. Воспитание дошкольников — это своеобразная «наука до науки» (в смысле особой подготовки к шк. Воспитанию), суть её состоит в том, чтобы развить мышление, сосредоточив внимание детей на знакомых им предметах. Одной из основополагающих статей О. В области дошк. Воспитания является «Опыт о пед. Способах при первоначальном образовании детей» (1845), где О. Определил гл. Пед. Задачу. Усовершенствовать ум ребёнка, создать человека, «умеющего учиться».В 1838 О. Развернул работу по организации дет. Приютов в С.-Петербурге. В сочинениях «Положение о дет. Приютах» (1839), «Наказ лицам, непосредственно заведывающим дет.
Приютами» (приложение к «Положению...») О. Подчеркнул необходимость гуманистич. Характера воспитания. «Приют в нек-ром смысле должен заменить дитяти его семейство», где ребёнок получит «тёплую заботливость». Главную задачу воспитания в них видел в развитии умственных, нравственных и физич. Сил детей. О. Удалось превратить приюты из «убежищ» для детей в воспитат. Заведения с систематически организованной уч.-воспитат. Работой, в наиб, приемлемой для ребёнка форме. «Занятия для детей в приюте должны быть легки, разнообразны, непродолжительны и при физич. Деятельности способствовать умственному развитию детей».Кроме уч. Книг для детей О. Написал ряд худож. Произведений, чтение к-рых должно было, по мнению автора, пробудить в ребёнке не только мысль, но и воображение.
«Городок в табакерке» (1834), «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1841), «Мороз Иванович» (1847) и др. Произведения стали классикой отеч. Дет. Лит-ры.С о ч. Соч., ч. 1—3, СПБ, 1844. Избр. Лед. Соч., М., 1955.Лит. Саку лин П. Н., Из истории рус. Идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1—2, М., 1913. Б о л ыи а -к о в а В. В., Психол. Взгляды В. Ф. Одоевского, ВП, 1989, № 5, с. 122—29. Ту рьян М. А., Странная моя судьба. О жизни В. Ф. Одоевского, М., 1991. К. Г. Бронников..
Дополнительный поиск Одоевский Владимир Фёдорович
На нашем сайте Вы найдете значение "Одоевский Владимир Фёдорович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Одоевский Владимир Фёдорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 28 символа