Опыт Педагогический

168

Совокупность практич. Знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч.-воспитат. Работы. Основа проф. Мастерства учителя. Один из источников развития пед. Науки.Обучение и воспитание подрастающего поколения — один из сложнейших видов человеческой деятельности. Общие знания в этой области, даваемые пед. Уч. Заведением, сами по себе ещё недостаточны, чтобы всесторонне овладеть профессией учителя. Только в реальной шк. Практике, обогащаясь живым опытом уч.-воспитат. Работы, эти знания получают необходимую глубину и гибкость, становятся подлинным руководством к пед. Действию.Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого учителя на протяжении всех лет его деятельности.

Это диктуется как богатством самого пед. Иск-ва, так и возрастанием требований общества к личности, а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности шк. Образования, в формах и организации уч.-воспитат. Работы. Обучая и воспитывая других, учитель сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. Ч. Заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего пед. Опыта.Процесс этот по своей сути всегда активно-творческий. Ещё К. Д. Ушин-ский подчёркивал, что важен не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Очевидно, что такая мысль должна отражать специфич. Сущность всякого пед. Явления — единство взаимодействий воспитателя, воспитанника, воспитат.

Средства и среды, такая мысль должна отражать внутр. Связность потока этих явлений в целостном пед. Процессе. Трудность в том, что мысль, первоначально извлекаемая из опыта, не имеет развитой формы. Повседневно приобретаемый опыт педагога-практика внешне выглядит как фрагментарный, отражающий какие-то части работы учителя, отд. Стороны пед. Явления. Осмысление опыта и призвано прежде всего преодолеть эту частичность и расчленённость, увидеть опыт в единстве всех его сторон и связей, в целостном его протекании во времени. Невыполнение этого условия ведёт к тому, что фрагментарность овладевает сознанием самого учителя, превращается в способ его собственного пед. Видения. Так рождается формальная «педагогика мероприятий».

В обучении и воспитании она видит лишь сумму отдельных, заранее спланированных действий, поочередное выполнение к-рых якобы обеспечивает желаемый уч.-воспитат. Результат.Вообще говоря, метод, разработки мероприятий необходимы в работе учителя. Но их содержание — не больше чем внеш. Схема того, что надо делать. Само же дело проявляется в живых отношениях, к-рые развиваются между воспитателем, воспитанником, воспитат. Средством и средой и в конечном счёте определяют развитие личности учащегося.Отношения всегда гибки, подвижны, в них бьётся пульс реальной совместной жизни учителя и его питомцев. Они превращают труд учителя в иск-во, к-рое «он разыгрывает» с детьми как его постановщик, прямой участник и дирижёр.Недооценка этой стороны дела ведёт учителя к чисто ремесл.

Накоплению опыта. Почему именно в одном случае получен положит, пед. Эффект, а в другом — отрицательный, в какой мере проявилось действие определённой закономерности или, наоборот, случайного стечения обстоятельств, педагог часто не задумывается. Такой путь накопления опыта малоэффективен. Он требует мн. Лет для приобретения сравнительно заурядной пед. Сноровки. Он толкает к усвоению вместе с содержательными, рациональными приёмами и того, что идёт от пед. Рутины. При такой практике не столько сам учитель создаёт и овладевает новым опытом, сколько стереотипный «опыт» подчиняет его себе, превращаясь в своего рода шоры на глазах учителя.Только творчески анализируя собственную практику, извлекая из неё живую мысль, педагог может избежать этих опасностей, достичь не простой ремесл.

Опытности, а подняться до высот проф. Мастерства. Извлечение из учительского опыта рационального зерна, «созревание» опыта происходит в реальной уч.-воспитат. Практике. Опыт и его осмысление формируются одновременно, в сложных взаимосплетениях. Сама мысль по отношению к опыту выступает в разл. Формах. Сначала как «доопытные» идеи, цели, общее знание, с к-рых учитель начинает свою работу. Затем как мысли-проблемы, рождающиеся из столкновений этого общего знания с реальной практикой (они дают импульс живому поиску), и, наконец, как итоговые мысли, выражающие суть приобретённого опыта, его целостную логику.На первых порах осмысление проявляется в виде догадки, чутья, интуиции. Лишь нек-рая часть опыта сразу находит явную логич.

Форму. Конечно, чётко фиксируемая, различаемая часть этого опыта всё более «прирастает» — за счёт постоянного его осмысления. И всё же живой учительский опыт учителя всегда богаче и разностороннее того, что может сказать о нём его автор. Суть здесь не в учительской скромности. Во многих случаях и опытный учитель действительно затрудняется сформулировать, как появляются те секреты его мастерства, что привлекают внимание др. Педагогов.Отсюда огромное значение аналитич. Работы, какую постоянно призван совершать педагог над своим опытом с целью превращения его в действительное и обоснованное знание. Без этого даже интересный опыт педагога остаётся неосознанным и, следовательно, ограниченным. Его часто невозможно передать другим — ведь, как отмечено, передаётся лишь мысль, выведенная из опыта.

Она же нередко остаётся «закрытой» и для самого автора опыта.Эта работа учителя идёт наиб, успешно, когда анализ собств. Опыта он органически сочетает с размышлениями над пед. Идеями, направляющими его поиск. Обобщить живой О. П. — значит вписать его конкретное познават. Содержание в знание более общее, теоретическое. Но это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идёт как бы по спирали. От общей пед. Идеи к пробам опытного поиска, от них — к первым усовершенствованиям практики. И одновременно — от более усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой пед. Идеи.Если факты опыта, необходимые для такой синтетич. Работы, учитель берёт из собств. Уч.-воспитат. Практики, то направляющие идеи для той же работы он может почерпнуть из теоретич.

Литры по педагогике, психологии, дидактике, теории воспитания. К сожалению, мн. Учителя довольствуются той миним. Теорией, какую приобрели в уч. Заведении. В то же время педагог-практик охотно прибегает к готовым разработкам и метод, указаниям, посвящённым той или иной текущей уч.-воспитат. Теме. Так проще готовиться к очередному уроку, воспитат. Мероприятию, но не размышляя над руководящими идеями урока или воспитат. Мероприятия, над их творческим осуществлением в своей практике, учитель отказывается от глубины и оригинальности в собств. Пед. Работе. При этом искажается сама цель накопления и совершенствования личного опыта — достижения пед. Мастерства. Владение совокупностью форм, приёмов, навыков, пед. Техники, к-рые необходимы для успешных обучающих и воспитывающих воздействий, — первая существ, черта пед.

Мастерства. Процесс обучения и воспитания многообразен и динамичен и постоянно требует корректировки даже самых простых рекомендаций.Другая существ, черта пед. Мастерства — его неразрывная слитность с самим педагогом как человеком, как личностью. К. Д. Ушинский говорил. «Личность воспитывается личностью». Воспитание реализуется не двумя отд. Деятель-ностями (воспитателя и воспитанника), а одной, в к-рой они неразделимо сопряжены. И сам опыт педагога в этой области есть опыт его действующего ума и чувств, воли и нравственного духа, к-рыми он «заражает» детей в ходе совместной их деятельности и вызывает в них такие же ответные движения.Одно из гл. Достоинств О. П. — его новизна. Она, естественно, различна по своей широте и значимости.

В этом смысле можно говорить о разных видах О. П. Обычный опыт — это опыт добросовестного выполнения требований признанных методик и их рекомендаций. Но даже на уроке с одной темой и одной методикой её реализации можно достичь разных результатов. Или лишь добросовестного заучивания (соответственно и восприятие уч. Материала учащимися будет пассивным) или радостного удивления и ощущения движения вперёд (в этих условиях и восприятие учащихся будет активным и заинтересованным) Важно, чтобы чувство новизны переживали и учащиеся, и их педагог Для него это чувство связано с удачными метод находками в подаче материала урока Таких частных находок множество в арсенале опытного педагога, но они большей частью не выходят за рамки обычного опыта Опыт передовой уже не ограничивается частностями, а ищет и находит новый подход к решению той или иной целостной метод проблемы И, наконец, опыт новаторский становится основой для критич пересмотра существующей пед теории и утверждения ее новых, более совершенных принципов Неслучайно, в каждом удавшемся пед опыте А С Макаренко ценил не только его практич эффект, но еще больше его «логич торжество» — ту пед последовательность и опережающее предвидение, к-рые должны были привести к ожидаемому успехуРабота над О и включает в себя его накопление, изучение, пропаганду и внедрение в практикуПереход от простого накопления опыта к его изучению поднимает всю работу на новый уровень Теперь учитель не просто следует своим личным потребностям, но сознательно связывает их с общими задачами школы в данной области пед практики Сама работа приобретает коллективный характер Нередко учительский коллектив в целом берется за разработку определенной пед проблемы, имеющей большую обществ значимость Одновременно происходит сближение О п, разрабатываемого массой учителей, с науч и эксперим исследованиями, осуществляемыми пед и — и учреждениямиЗначение такого союза трудно переоценить Науч работники получают богатый материал, к-рый помогает им критически проверить и с большей глубиной обосновать собств теоретич построения В свою очередь педагоги-практики приобретают исследоват навыки в работе над личным практич опытом Нужда в этом, как правило, велика Науч пед учреждения призваны всемерно помогать учителям повышать качество своего О п, самого процесса его накопления, обработки, обобщения Необходимо вооружать учителей эксперим методами, требуя большой строгости и точности в организации самого опыта, в фиксации условий его протекания и результатов, в отделении случайного от существенного и т д.В реализации этого союза важно не пренебрегать интересами потенциальных последователей интересного О и Прежде всего О и должен быть правильно описан Обычно одним из самых распространенных недостатков описания О и оказывается нарушение целостности пед явлений Сущность О и состоит в нахождении наиб оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов пед процесса Между тем в описании О и часто выступает лишь один элемент (гл обр средства обучения и воспитания), а остальные обнаруживаются весьма слабо, связь между всеми компонентами отсутствует В результате из описания О и выпадает его внутр логика.

Тому, кто захочет применить этот опыт, придется копировать, т о, отд приемы, действия, не располагая сведениями о всей ситуации, в к-рой проводился опыт Подлинный О и предлагает не готовые рецепты, а раскрывает закономерность выбора и использования конкретных пед средств Этого можно достичь лишь при условии, когда в описании О и все элементы целостного пед явления будут показаны и раскрыты в их органич взаимосвязи так же, как это происходит в самой учительской деятельностиДругой недостаток проявляется, когда из описания О и выпадает наиболее ценное — конкретная «стратегия» и «тактика» применения пед средств Описание О и призвано раскрывать обучение и воспитание как процесс, имеющий свои этапы, переходы, скачки, порождающий противоречия, а затем снимающий их на более высокой стадии своего развития Лишь на этой основе педагог, перенимающий опыт, может определить целесообразность использования того или иного пед средства в данный момент, в данных условиях, уяснить для себя необходимую последовательность применения разл методов, приемов и их взаимосвязи, образующие целостную и динамич систему средствНаконец, еще один серьезный недостаток — неправильный отбор материала при описании О и Поскольку всякое живое пед явление представляет собой единство общего, особенного и единичного, то в описании О и должны присутствовать эти три стороны Педагог не вообще учит и воспитывает детей, а способствует формированию и развитию каждого как самостоят личности, индивидуальности И сами условия в каждый момент пед процесса имеют не только общее, но и свое особенное и свое единичное, что существенно сказывается на его результатах Поэтому так важна достаточная полнота в описании О и Конечно, известная схематизация неизбежна, однако, стремясь достичь экономии в описании, необходимо сохранить целостность описываемого О и Встречающееся часто описание только общего, отказ от характеристики единичного и особенного приводят к такой схематизации, к-рая уничтожает своеобразие, оригинальность самого опыта В таком случае затушевывается то новое, что несет О п, а изучение его приведет к тривиальности выводовМетод учреждения системы образования призваны оказывать учителям всевозможную помощь в работе над собств О и важно, чтобы учителя умели планировать эту работу, вести пед дневники, картотеки и т п, выработали в себе привычку и потребность систематически знакомиться со спец науч -пед лит-рой Пропаганда О и — важнейшая задача органов управления образованием и особенно ИУУ.Конечной целью пропаганды и распространения О.

И является внедрение его в шк практику Живая диалектичность уч -воспитат процесса делает эту проблему далеко не простой Чтобы внедрить тот или иной ценный пед опыт в практику, необходимо прежде всего донести его до учителей в такой форме, при к-рой он был бы достаточно ясен и нагляден, подсказывал пути и способы его реализации в конкретных данных условиях Главное — пробудить встречный глубокий интерес учителей к новому опыту, вызвать у них желание и творческую готовность овладевать этим опытом Здесь недостаточно указаний директора школы или ОНО, тем более не допустимы администрирование и давление на учителя В лучшем случае подобная практика приведет лишь к тому, что учитель формально скопирует внеш элементы опыта и также формально включит их в свою методику проведения занятий Весь смысл внедрения О и в том, чтобы сам учитель увлекся им, вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически слил со своим личным пед опытом Только при этом условии новый опыт даст нужный пед эффектЛит Скаткин M H, Изучение и обобщение опыта школ и учителей M, 19522, Тучнини П, Работа учителя по накопле нию анализу и обобщению своего опыта, M, 1952, ГельмонтА М, Система и методика изучения и распространения передового пед опыта M, 1956, ЛевшинЛ А Педа гогика и современность, M, 1964Л А Левшин.

Значения в других словарях
Определение

Дефиниция, логич. Приём, с помощью к-рого раскрывается содержание понятия, выявляются существенные признаки объектов, отображаемых в данном понятии. О. Называется и результат этого процесса, выраженный в форме суждения. В процессе обучения (шире — в познании) О. Используется для установления точного смысла терминов, исходных понятий.В логике выделяют в качестве наиб, распространённых 2 вида О. 1) О. Через указание на ближайший род и видовое отличие. Это значит, что в О. Необходимо указать класс ..

Оптимизм

(от лат. Optimus — наилучший), мироощущение, в основе к-рого лежит убеждённость в господстве добра в мире, торжестве справедливости и возможности достижения всеобщего счастья. Противоположен пессимизму. Впервые термин «О.» использован для характеристики филос. Учения Г. В. Лейбница, утверждавшего, что наш мир «наилучший из всех возможных». Впоследствии О. Получил более широкое толкование, отражая общую эмоциональную тональность индивидуального или массового сознания. О. Может быть присущ как неп..

Опытно-показательные Учреждения

Наркомпроса РСФСР, уч -воспитат учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы О -п у служили гл базой подготовки и переподготовки учителей и др работников просвещения, проводили большую культ -просвет работу среди населенияС1918О-П у начали создаваться как образцы для других учреждений образования Первые попытки организации О -п у предпринимались без общего плана по инициативе отд групп энтузиастов нар просвещения С..

Орбелиани Сулхан Саба

[25.10 (4.11).1658, предположительно, с. Танд-зиа, ныне Болнисского р-на Грузии, — 26.1(6.2).1725, с. Всехсвятское, ныне в черте Москвы], груз, просветитель, писатель, учёный, полит, деятель. Воспитывался у своего дяди царя Кахетии Арчила II Воспитатель царя Картли (с 1703) Вахтанга VI. Участник многих его просветительских начинаний. Открытия первой в Грузии типографии (1703), создания миссионерских школ и др. Сторонник просвещённого абсолютизма. Считал невежество гл. Причиной обществ, зла. В пр..

Дополнительный поиск Опыт Педагогический Опыт Педагогический

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Опыт Педагогический" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опыт Педагогический, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 19 символа