Павлов Иван Петрович

179

[14(26). 9.1849, Рязань, — 27.2.1936, Ленинград], физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1907), лауреат Нобелевской пр. (1904).Окончил Рязанское духовное уч-ще (1864). Отказавшись от духовной карьеры, поступил в 1870 на юрид. Ф-т, но вскоре перешёл на естеств. Отделение физ.-матем. Ф-та Петерб. Ун-та, по окончании к-рого (1875) поступил на 3-й курс Мед.-хирургич. Академии (с 1881 Воен.-мед. Академия — BMA). Окончил академию в 1879. В 1884—86 работал в Германии. С 1890 проф. BMA, в 1896—1924 зав. Кафедрой физиологии. С 1890 зав. Физиол. Лабораторией при Ин-те экспе-рим. Медицины. В 1921 за подписью В. И. Ленина был издан декрет о создании наиб, благоприятных условий для науч. Работы П. С 1925 директор Ин-та физиологии АН СССР.Учение П.

О высшей нервной деятельности развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. Являлось представление о рефлекторной саморегуляции жизнедеятельности организма, имеющей эволюционно-биол. (адаптивный) смысл. Центр, роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с исследований по физиологии кровообращения и пищеварения, приобретших мировую известность, П. В нач. 20 в. Создал учение о высшей нервной деятельности, отличавшееся строго причинным объяснением механизмов и закономерностей поведения живых существ. Осн. Понятие этого учения — условный рефлекс — П. Определял как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе как физиологическое, так и психическое. Тем самым преодолевалась дуалистич.

Трактовка поведения, к-рое рассматривалось, т. О., как целостный процесс, реализующий взаимодействие организма и среды. Преобразованное П. Понятие о рефлексе позволило объяснить приобретение организмом новых форм поведения (научение), основу к-рого составляет выработка временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Возникая на основе прирождённого безусловного рефлекса, условный рефлекс обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внеш. Среды.Работами П. И его науч. Школы были экспериментально установлены правила образования условного рефлекса и выявлена лежащая в его основе динамика нервных процессов (возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация, взаимная индукция и др.). Преобразовав традиц.

Представления об органах чувств, П. Выдвинул учение об анализаторах как целостных органах, обеспечивающих вычленение во внеш. Среде значимых для организма раздражителей, к-рые выполняют функцию сигналов, несущих информацию об этой среде. Под анализатором понимался целостный нервный «прибор», включающий в себя как пери-ферич. Орган (рецептор), так и проводящие нервные пути и центр, отделы головного мозга. Это позволило дать новую трактовку локализации функций в коре больших полушарий и изучить характер выработки в ней связей между разл. Нервными центрами. Спец. Исследованию в школе П. Подвергнуты взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми центрами, что позволило выявить роль инстинктивных и эмоциональных факторов в организации поведения.

Эксперим. Изучение эмоций было рассмотрено также в связи с нарушением баланса между возбуждением и торможением («сшибка» нервных процессов) и ломки т. Н. Динамич. Стереотипа, т.е. Прочно сложившейся системы условно-рефлекторных связей. Определяя качеств. Различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. Выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. Выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, к-рые понимались как основанные на определённом сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) устойчивые индивидуальные «картины поведения», соотносимые с 4 типами темперамента.

Стремясь определить своеобразие специфически человеческих типов высш. Нервной деятельности, П. Выделил худож. Тип, для к-рого характерно преобладание чувственных образов, и мыслительный тип, к-рому свойственно преобладание абстрактных понятий.Поставив своей задачей создание нового учения о поведении, П. Первоначально назвал его «эксперим. Психологией», однако впоследствии отказался от этого термина, считая, что задачей психологии является изучение субъективного мира человека. Тем не менее открытие условных рефлексов как механизма построения новых форм поведения оказало значит, влияние на мировую психол. Мысль. В США учение П. Стало одним из источников бихевиоризма, с к-рым П. Впоследствии полемизировал. В Сов. России труды П.

Стимулировали выдвижение новых идей в исследованиях пси-хич. Функций (в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.). П. Неоднократно подчёркивал важность союза физиологии с психологией, наиб, прогрессивным направлением к-рой он считал ассоцианизм.В 20-х гг. П. Резко критиковал, в т. Ч. В открытых выступлениях, полит, репрессии в Сов. России, в т. Ч. По отношению к науч. Работникам.В 1950 по личному указанию И. В. Сталина была проведена спец. Сессия АН и АМН СССР (т. Н. Павловская сессия), где под предлогом развития учения П. Была учинена расправа над выдающимися, но не угодными партократии физиологами (Л. А. Орбели, И. С. Бериташвили, Н. А. Бернштейн и др.). Само учение П. Было догматизировано и из него вытравлен присущий ему творческий дух.Учение П.

О типах высш. Нервной деятельности, развитое в отеч. Школе дифференциальной психофизиологии (Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин и др.), имело важное психол.-пед. Значение, поскольку, в частности, намечало новые подходы к психодиагностике, позволяя с помощью объективных эксперим. Методов определять индивидуальные различия между людьми. На основе учения П. Разрабатывался широкий круг пед. Проблем, в особенности связанных с выработкой навыков, развитием памяти, внимания (ориентировочный рефлекс), динамики познавательных и эмоциональных процессов.С о ч. Поли, собр. Соч., т. 1—6, М., 1951- 19522.Лит. Анохин П. К., И. П. Павлов. Жизнь, деятельность и науч. Школа, М. — Л., 1949. Библ. Трудов И. П. Павлова и лит-ра о нем, под ред. Э. Ш. Айрапетьянца, М.

— Л., 1954. И. П. Павлов в воспоминаниях современников, Л., 1967. Воронин Л. Г., И. П. Павлов и совр. Нейрофизиология, М., 1969. А с p а т я и Э. А., И. П. Павлов, M., 19812. М. Г. Ярошевский..

Значения в других словарях
Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович [14 (26).9. 1849, Рязань, — 27.2.1936, Ленинград], советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения. Основатель крупнейшей советской физиологической школы. Преобразователь методов исследования функций организма на основе разработанных им методов хирургической физиологии, позволивших вести хронический эксперимент на целом практически здоровом животном, то есть в условиях, максимально приб..

Павлов Иван Петрович

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925. Академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организ..

Павлов Иван Петрович

(род. В 1849 г.) — физиолог, сын священника Рязанской губ. Окончил курс наук в Медико-хирургической акад. В 1879 г., в 1884 г. Назначен приват-доцентом физиологии и в том же году получил командировку на 2 года за границу с научной целью. В 1890 г. Назначен экстраординарным профессором в Томский унив. По кафедре фармакологии, но в том же году перемещен в Имп. Военно-медицинскую акад. Экстраординарным профессором, а с 1897 г. Ординарный профессор академии.Выдающиеся ученые труды проф. П. Можно раз..

Павлов Иван Петрович

(1849-1936), русский физиолог, получивший мировую известность благодаря своим работам по физиологии высшей нервной деятельности. Родился 14 сентября 1849 в Рязани в семье бедного приходского священника. Окончил в 1864 рязанское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Это было время, когда в России только что отменили крепостное право. В обществе пробуждались либеральные взгляды, и идеи Просвещения, казалось, витали в воздухе. Под влиянием научных трудов, особенно книги И.М.Сеченова Рефл..

Павлов Иван Петрович

Павлов (Иван Петрович, родился в 1849 году) - физиолог, сын священника Рязанской губернии. Окончил курс наук в медико-хирургической академии в 1879 году, в 1884 году назначен приват-доцентом физиологии и в том же году получил командировку на 2 года за границу с научной целью. В 1890 году назначен экстраординарным профессором в Томский университет по кафедре фармакологии, но в том же году перемещен в Императорскую военно-медицинскую академию экстраординарным профессором, а с 1897 года ординарный ..

Павлов Иван Петрович

Великий русский физиолог родился в селе Кривополье бывшей Рязанской губернии. Отец его был священником. Окончив в 1864 г. Духовное училище, П. Поступил в Рязанскую духовную семинарию. "Под влиянием литературы шестидесятых годов, в особенности Писарева, - писал П., - ...наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, и многие из нас - в числе этих и я - решили изучать в университете естественные науки". Не окончив семинарии, в 1870 г. П. Уехал из Рязани и поступил на естест..

Павлов Иван Петрович

(1849—1936), физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик АН СССР (академик Петербургской АН с 1907). В Петербурге (Ленинграде) с 1870. Окончил Петербургский университет (1875) и МХА (1879, ныне ВМА), в которой с 1884 возглавлял кафедру физиологии (улица Комиссара Смирнова, 10. Мемориальная доска), а также с 1891 в Институте экспериментальной медицины заведовал физиологическим отделом (улица Академика Павлова, 12. Мемориальная доска) и с 1907 — в Физиологической лаборатор..

Павлов Иван Петрович

Павлов (Иван Петрович, родился в 1849 году) - физиолог, сын священника Рязанской губернии. Окончил курс наук в медико-хирургической академии в 1879 году, в 1884 году назначен приват-доцентом физиологии и в том же году получил командировку на 2 года за границу с научной целью. В 1890 году назначен экстраординарным профессором в Томский университет по кафедре фармакологии, но в том же году перемещен в Императорскую военно-медицинскую академию экстраординарным профессором, а с 1897 года ординарный ..

Павлов Иван Петрович

(1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). В 1890-1925 - профессор Военно-медицинской академии. С 1891 и до конца жизни заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины. Основные сочинения. "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897), "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923), "Лекция о работе больших полушарий головного м..

Павленков Флорентий Фёдорович

[8(20).10.1839, Тамбовская губ., — 20.1(1.2).1900, Ницца, похоронен в Петербурге], книгоиздатель. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1861). Служил в Киевском и Брянском арсеналах. Выйдя в отставку (1866), открыл в Петербурге книжный магазин и занялся издат. И книгопродавч. Деятельностью. Одну из первых книг выпустил в 1865 («Полный курс физики» А. Гано в собств. Пер. С франц.). За попытку издания соч. Д. И. Писарева (к-рый был узником Петропавловской крепости) подвергся в 1867—69 суде..

Павлик (Рavlik) Ондрей

(1.4.1916, Зволенска-Слатина, — 18.12.1996, Братислава), словац. Педагог, акад. И первый през. (1952—57) Словац. АН, акад. Чехосл. АН (1977). Окончил учительский ин-т в г. Лученец (1936), затем филос. И естеств.-науч. Ф-ты ун-та в Братиславе (1942). Одновременно работал учителем. Участник Словац. Нац. Восстания (1944). После освобождения Чехословакии (1945) был на гос. И парт, работе, первый зам. Министра просвещения, наук и иск— в Чехосл. Нар. Республики (1950—51). Преподавал педагогику в Ун-те..

Павлович Сергей Андроникович

[15(27).5.1884, Петербург, — 21.1.1966, Ленинград], учёный в области методики естествознания, проф. (1935). Воспитывался в семье революционерки Л. М. Книпович. В 1904—12 работал по обслуживанию подпольных типографий Петерб. К-та РСДРП. С 1903 учился на физ.-матем. Ф-те Петерб. Ун-та (окончил его в 1910). Пед. Деятельность начал в 1907 на Фребелевских пед. Курсах, в то же время (с 1908) работал на кафедре зоологии Психоневрологич. Ин-та. С1919 в ЛГПИ. Одновременно (с 1921) читал курс методики ест..

Пакистан

(Pakistan), Исламская Республика Пакистан, гос-во в Юж. Азии. Пл. 796,1 тыс. Км2. Нас. 113,78 млн. Чел. (оценка, 1991), более 90% — мусульмане. П. — многонац. Гос-во. Офиц. Языки — УРДУ и английский. Столица — Исламабад.П. — федерация, состоящая из четырёх провинций (Белуджистан, Пенджаб, Синд и Северо-Зап. Пограничная провинция), столичной территории Исламабад и районов племён, к-рые управляются федеральным центром.История народов П. — неотъемлемая часть истории индийской цивилизации.Пед. Теори..

Дополнительный поиск Павлов Иван Петрович Павлов Иван Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Павлов Иван Петрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Павлов Иван Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 20 символа