Перевоспитание

212

Система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого Конечная цель II — исправление личностиВоспитат процесс по отношению к лицам, допустившим правонарушения, включает II и исправление и может осуществляться в семье, уч заведении, обществ орг-циях, специальных учебновоспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях. Понятие «П.» и «исправление» близки по смыслу, часто используются как синонимы, но с пед. Позиций они имеют нек-рые особенности. Исправление следует понимать как устранение человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы внеш.

Воздействий и как результат П. Определение исправления только как устранения отд. Дефектов в сознании человека и частичного изменения отд. Качеств личности, а П. Как перестройки личности не раскрывают сущности процесса П. Существует также точка зрения, что П. Включает деятельность как субъекта (воспитателя), так и объекта (воспитанника), а исправление — деятельность самого воспитанника под влиянием внеш. Воздействия. Эффективность П. Достигается только тогда, когда оно переходит в самовоспитание личности. Процессы П. И исправления могут совпадать или не совпадать во времени. П. Иногда начинается с момента появления отклоняющегося поведения личности, совершения ею правонарушений, ареста, в ходе следствия, в суде и т. Д. Одновременно может наступить исправление, если правонарушитель чистосердечно осуждает свой поступок и раскаивается в содеянном.

Если же он этого не осознаёт, то возникает разрыв между П. И исправлением. Такой подход к П. И исправлению соответствует законодательству и определению уровней исправленное™ личности («встал на путь исправления», «доказал своё исправление» и т. Д.), принятых в исправительно-трудовой педагогике и в практике отеч. Пенитенциарных учреждений. Эти уровни рассматриваются как результат организованного воспитат. Воздействия и работы личности над собой.Проблема П. Начала разрабатываться ещё в 20—30-х гг. (Ю. Ю. Бехтерев, M. H. Гернет, А. С. Макаренко, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт и др.). Совр. Концепции П. Строятся на методологии общей педагогики, психологии, социологии, теории управления и др. П. Можно считать специфич. Процессом воспитания, обусловленным степенью запущенности педагогической личности и особенностями окружающей среды.Цели, задачи, средства и методы П.

Определяются системой воспитания личности в обществе. Объектом теории П. Являются исследования социальных и психол. Отношений, к-рые возникают под влиянием внешних, специально организуемых воспитат. Условий на внутр. Процессы изменения и развития нравств.-психол. Качеств личности.Конкретная программа П. Строится в зависимости от баланса положительных и негативных свойств личности, определения степени её пед. И социальной запущенности. Специалисты выделяют 4 функции П. Восстановительную, компенсирующую, стимулирующую и исправительную. Восстановит. Функция направлена на создание условий, в к-рых личность могла бы проявить себя с положит, стороны. Компенсирующая — позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отд.

Видах деятельности достижениями в других. Стимулирующая — активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные. Исправительная — помогает раскрыться личностным потенциалам личности и включить воспитанника в работу по самовоспитанию. Гл. Направление в П. — прогрессирующее формирование положит, свойств. Злоупотребление исправит, функцией превращает П. Только в преодоление недостатков, не формируя активно положит, качеств личности.Важное значение имеет вопрос о возможностях изменения нравств.-психол. Облика личности правонарушителя. Существует 2 направления в его рассмотрении. Ряд специалистов, опираясь на идеи порочной природы людей, отрицают возможность исправления личности правонарушителя, ибо, по их мнению, преступные начала и низменные инстинкты в человеке заложены от рождения.

На этом положении строились мн. Теории П. Начиная с 18 в. В период становления гражд. Общества считалось, что цели наказания заключаются лишь в предупреждении новых преступлений. И. Кант и Ф. Гегель полагали, что наказание не может быть признано средством исправления преступника, а является возмездием за совершённое преступление, А. Фейербах и др. Исходили из того, что с помощью наказания и причинённого страдания можно удержать человека от новых преступлений. Ч. Ломброзо и др. Отстаивали существование «прирождённых преступников», к-рыхЧ^льзя исправить, а можно только карать (смертная казнь, пожизненное заключение и т. П.).В кон. 19 в. Возникли криминология и социологии, теории, к-рые к многочисл. Факторам преступности относили социально-экономические (безработица, нищета и др.), физические (время года, климат и т.

П.), индивидуальные (пол, возраст, особенности организма и др.). Они обосновывали «опасные состояния личности», к-рые могли привести к совершению преступлений. В целях их предотвращения предлагалось заранее создать систему мер безопасности. Т. О. Оправдывался правовой произвол. Наказание человека за его взгляды, убеждения, расовую принадлежность и т. П. Наказание дифференцировалось. К «случайному преступнику» для его исправления было достаточно применить лишь устрашающие меры, тогда как «хроническому» необходимо доп. Наказание. Теории неисправности личности не могли удовлетворить практику П. Поэтому возникли новые направления. Теория ресо-циализации деликвента (правонарушителя), теория коррекции, модификации поведения и др.

Под ресоциализацией понималось «юрид. Исправление» в результате пенитенциарных воздействий и усвоения социальных норм поведения. Теория коррекции разрабатывала систему мер, направленных на исправление отд. Недостатков в поведении правонарушителя. Теория и практика модификации поведения строилась на управлении настроением, изменении психич. Состояний с помощью средств медикаментозного воздействия (электрошок, психохирургия, инженерия, электрофизиология и др.). Все эти средства направлены на подавление и устрашение личности и не могут быть использованы в гуманной системе П.Большинство зап. Учёных приходят к мысли, что пенитенциарные учреждения являются чрезвычайно неэффективными исправит, заведениями. Не решает проблемы П.

И создание новых типов учреждений, где предпринимаются попытки смягчения тюремного режима содержания правонарушителей (исправит, школы, колонии для несовершеннолетних преступников, тюрьмы открытого пром. Типа для взрослых и др.). Интенсивно ведутся поиски замены этих учреждений др. Институтами. Передачей преступников на поруки, созданием спец. Школ-пансионатов, групповых общежитии, службы надзора за малолетними правонарушителями, привлечение разл. Благотворит, орг-ций. Предупреждение, П. И исправление отклоняющегося поведения возможно только в условиях гуманного и демокр. Общества с системой воспитания, ориентированной на развитие личности.Лит. Ковалев А. Г., Психол. Основы исправления правонарушителя, М., 1968. Кочетов А.

И., Перевоспитание подростка, М., 1972. Его же, Мастерство перевоспитания, Мн., 1981. Высотина Л. А., Пед. Основы исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ, М., 1977. Воспитат. Работа в учреждениях интернатного типа, ред.-сост. Ю. В. Гербеев, В. Г. Цыпурский, М., 1977. Але-маскин М. А., Воспитат. Работа с подростками, М., 1979. ЗюбинЛ. М., Уч.-воспитат. Работа с трудными учащимися, М., 1982. Башкатов И. П., Фицула M. H., Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных, М., 1984. Организация исправления и перевоспитания осужденных, под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой, М., 1985. Исправительно-трудовая психология, под ред. К. К. Платонова, Рязань, 1985. Кочетов А. И., Верцинская H. H., Работа с трудными детьми, М., 1986.И. П. Башкатов..

Значения в других словарях
Перевоспитание

-я, ср.. ..

Перевоспитание

Перековка. ..

Перевоспитание

Ср.Процесс действия по знач. Глаг. Перевоспитывать, перевоспитать, перевоспитываться, перевоспитаться.. ..

Перевоспитание

ПЕРЕВОСПИТА́НИЕ -я. Ср. К Перевоспитать и Перевоспитаться. П. Ребёнка, мужа, жены, ученика.. ..

Перевоспитание

Перевоспитания, мн. Нет, ср. Действие по глаг. Перевоспитать.. ..

Педология

(от греч. Pais, paidos — дитя и логос — наука), термин, предложенный в 1893 амер. Психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Идея о важнейшем значении изучения детства для решения как теоретических (филос., методологич.), так и практических (в первую очередь педагогических) задач фактически всегда признавалась передовыми философами и педагогами. На принципе знания психол. И физиол. Закономерностей дет. Развития осн..

Первобытное Общество

Архаичная форма обществ, догосударственного устройства, характеризуемая общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. П. О. Как целое является предметом реконструкции, основанной прежде всего на изучении его архаичных явлений, сохранивших традиц. Социальную систему. Социализация детей была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.На ранних стадиях развития П. О. (ран-непервобытная община, элементы к-рой сохранялись у бушменов, ведда Цейлона, аэта Филиппин..

Перельман Яков Исидорович

(22.11.1882, г. Белосток, ныне в Польше, — 16.3.1942, Ленинград), популяризатор физ.-мат. Наук, основатель жанра науч.-популярной лит-ры, педагог. Окончил Петерб. Лесной ин-т (1909). В 1904—17 ответств. Секретарь журн. «Природа и люди». В 1918—19 по приглашению Н. К. Крупской работал в Наркомпросе РСФСР, участвовал в разработке шк. Программ. В 1918—22 преподавал физику и математику в ср. И высш. Уч. Заведениях Петрограда и Пскова, в 1922—27 участвовал в составлении учебников и уч. Пособий для шк..

Перепёлкин Дмитрий Иванович

[11(24).6.1900, Москва, — 11.11.1954, там же], математик-методист, ч.-к. АПН РСФСР (1950), дер физ.-мат. Наук (1944), проф. (1935). Окончил матем. Отделение физ.-мат. Ф-та МГУ (1923). Науч.-пед. Деятельность начал в 1921 — преподавал в Ин-те нар. Х-ва им. Г. В. Плеханова (1921—30), МЭИ (1930—37), МГПИ (1935—54. Проф., зав. Кафедрой, декан физ.-мат. Ф-та). Разрабатывал проблемы дифференциальной геометрии многомерного пространства, элементарной геометрии и методики её преподавания, участвовал в ра..

Дополнительный поиск Перевоспитание Перевоспитание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перевоспитание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перевоспитание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа