Петерсон Николай Павлович

115

[16(28) 6 1844, с Барановка Пензенской губ., — 17.3.1919, г. Звенигородка Киевской губ.], публицист, педагог. По окончании Пензенского дворянского ин-та поступил на ист -филол ф-т Моск. Ун-та (1861), но обучение было прервано из-за студенч. Волнений. В нач. 1862 по приглашению Л. Н. Толстого уехал в Ясную Поляну. В течение неск. Месяцев преподавал в Головлинской и Плехановской нар. Школах. В журн. «Ясная Поляна» за подписью «Н П. II » (1862, № 6, 10) вышли статьи II о его учительской работе, с выдержками из дневника. Так же, как и Толстой, П. Считал, что в основе образования должен быть принцип «совершенной свободы детей, при к-рой, кроме искусства читать и писать, насильно не вносилось бы никакое воспитательное влияние, кроме того, которое они сами охотно принимают» («Г-ская школа» — «Ясная Поляна», 1862, № 6) Принцип принуждения П.

Допускал лишь при условии абс. Доверия, «совершенно одинаковых воззрений и среды учителя с учениками» и взаимной любви между ними. Собственная пед деятельность П, несмотря на его стремление разнообразить уроки, попытки сблизиться с учениками, складывалась не вполне успешно. Причинами тому были его юный возраст (П. Был самым младшим из приглашенных Толстым учителей-студентов), незнание крестьянской жизни, отсутствие навыков преподават. Работы и гл. Обр. «неохота к занятиям», возникшая после первых неудачВ конце 1863 II возвратился в Москву и вновь поступил в ун-т. Тогда же он сблизился с рев. Кружком ишутинцев. В 1864, вновь оставив ун-т, уехал в г. Бого-родск, преподавал арифметику и географию в уездном уч-ще. Здесь он познакомился с Н.

Ф. Федоровым (в то время учителем истории и географии того же уч-ща), под влиянием идей к-рого в его взглядах произошел коренной перелом Оставив рев. Пропаганду, П. Стал учеником и последователем мыслителя.Пед. Представления Федорова дали направление практически всей последующей деятельности П. Особое значение для него имела гл. Идея Федорова — преодолеть противоречие между науч. Знанием и религ верой, между духовным и светским образованием. С этих позиций II пересмотрел свое отношение к пед. Системе Толстого, гл. Недостаток ее усматривал в отсутствии христианской установки.С 1869 П. Служил по судебной части В 1870—91 секретарь съезда мировых судей в Керенске Выступил с рядом инициатив в области шк. Дела в крае. В 1873 обратился к земскому собранию с проектом устройства при школах Керенского уезда метеорологич.

Станций, на к-рых учителя совм с учениками могли бы проводить наблюдения. Подобную станцию II устроил при находившейся в его ведении Керенской публичной б-ке Будучи старостой Покровской церкви в Керенске, курировал приходскую школу и больницу. Так сложился своего рода «образоват. Комплекс» — храм, школа, б-ка, больница, метеорологич станция, — в к-ром II стремился воплотить мысли Федорова о цельном образовании, неотделимом от молитвы, труда и исследования.В 1877 П. Отправил Ф. М. Достоевскому письмо с развернутым изложением идей Федорова и свою работу под заглавием «Чем должна быть народная школа?» (ранний вариант труда находится в отделе рукописей Рос. Гос. Б-ки)По убеждению П., школа должна преодолевать разрыв между знанием и верой.

Преподавая и одновременно углубляя общечеловеческие знания о законах природы, она призвана воспитывать из своих учеников орудие восстановления в мире совершенного «закона Божия», «высшего порядка вещей» В своем ответе Достоевский указал, что «во всем согласен» с П.В 1891 П. Назначен гор. Судьей Мокша—144 на, а затем Воронежа (1894—98) В 1899 переведен в Ашхабад на должность чл. Окружного суда. Вопросы нар. Образования (в ряде статей 1899—1901 в газ. «Ас-хабад» — «К истории нар. Образования в Туркестанском крае», 1899, № 290, 303, 332. «К вопросу о лучшем устройстве нашей школы», 1900, № 183, 207, и др.) П. Связывал с проблемой духовной миссии России в Азии. В деле умиротворения и просвещения Туркестана, находящегося «на рубеже двух миров» («Письмо в редакцию», псевд.

К-нев — там же, 1899, 27 мая), особое значение П. Придавал школе. Задачу ее, вслед за Федоровым, П. Понимал расширительно. Обучая детей, необходимо также изучать край, его геогр и климатич. Особенности, историю и культуру. По сути, школа должна превратиться во «всенаучный музей» — и только таким всесторонним, «любовным исследованием» края может быть совершено его духовное завоевание.При этом мысль о «расширении» науч. Знания через школу, через исследоват. Труд учителей и учеников раскрывалась для П. Лишь в перспективе высшей цели. Восстановление умерших, преображения, обожения мира. В соответствии с ней П. Предлагал перестроить всю систему нач, ср. И высш. Школы С недостатками образоват. Системы, приучающей лишь к теоретич.

Знанию и не открывающей смысла жизни, II связывал гл. Обществ и гос неустройства России («К пересмотру системы нашего образования», «Ас-хабад», 1901, № 186—187).В 1904 чл. Окружного суда в Верном. В 1909 открыл при строящейся церкви нач. Школу. Обучение грамоте и письму велось по богослужебным книгам, ученики совм. С учителем составляли «поминания», стараясь развить их в историю своей семьи, воспитывая в себе чувство родовой памяти, проводили метеорологич. Наблюдения, занимались огородничеством («Новая школа», там же, 1909, № 5. «По поводу книги Родионова "Наше преступление"», там же, 1910, № 17).В 1912 переехал в г. Зарайск Рязанской губ. В последние годы жизни П. По-прежнему размышлял над проблемами образования. Одна из последних статей «Как создать национальную школу?» опубл.

В «Миссионерском сборнике» (1916).С о ч Н Ф Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л Н Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени, Верный, 1912Лит Проскурин В, Верненский книжник, «Простор», 1982, № 4, с г. О ж е, Верный, 1906 год — книга философа Федорова, А -А, 1989, Семенова С Г, Николай Федоров Творчество жизни, M, 1990, Переписка II А Флоренского и В А Кожевникова, «Вопросы философии», 1991, № 6, Hagemeister M, Nikolaj Fedorov Studien zu Leben, Werk und Wirkung, Munch, 1989А. Г. Гачева..

Значения в других словарях
Пестель Вера Ефремовна

(1887, Москва, — 1952, там же), художник-живописец, педагог. Училась в Строгановском уч-ще, в 1906—07 в студии К. Юона (Москва), в 1909—11 в худож. Школе К. Киша (Будапешт). В 1920—30 преподавала живопись и рисунок в созданной А. В. Бакушинским школе «Детское творчество» (Москва).П. Принадлежала к сторонникам свободного воспитания. Разрабатывала теоретич. Аспекты проблемы этого пед. Течения. Считала, что в ребёнке изначально скрыты творческие силы, высвобождению к-рых должен содействовать пед. П..

Петерсен (Рetersen) Петер

(26.6.1884, Фленсбург, — 21.3.1952, Иена), нем. Педагог. Образование получил в ун-тах Лейпцига, Киля, Копенгагена, Позена. В 1908 на филос. Ф-те Йенского у-та защитил дисс. На тему «Идея развития в философии В. Вундта». Пед. Деятельность начал в 1909 учителем ср. Школы. В 1920 возглавил эксперим. Школу в предместье Гамбурга. В 1920 преподавал философию и педагогику в только что открывшемся Гамбургском ун-те. С 1923 работал в Йенском ун-те (проф. Кафедры педагогики), где, в частности, руководил п..

Петровский Артур Владимирович

(р. 14.5 1924, Севастополь), психолог и педагог, акад. РАО (1992. Акад. АПН СССР с 1971), през. РАО (1992—97), дер психол. Наук (1966), проф.(1968). Засл. Деятель науки РФ (1994). Окончил Моск. Гор. Пед. Ин-т им. В. П. Потёмкина (1947). Преподавал в Вологодском пед. Ин-те (с 1950), в Моск. Гор. Пед. Ин-те им. Потёмкина (с 1952). В 1966—71 зав. Кафедрой психологии МГПИ. С 1968 в системе АПН СССР. Академик-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии (1968—76), вице-президент (1976—79). Одно..

Петяев Иван Матвеевич

[25.8(6.9). 1861, дер. Болтаевка Карсунского у. Симбирской губ., ныне в Ульяновской обл., — 17.12.1930, Пермь], педагог, методист нач. Обучения, организатор нар. Образования в Поволжье. По окончании Порец-кой учительской семинарии (1880) работал в нач. Нар. Уч-щах Симбирской губ. И Симбирска. На летних пед. Курсах и съездах учителей Поволжья организовал обмен опытом учителей из отдалённых сёл, поиск оптимальных методов и приёмов преподавания отдельных, в т. Ч. Наиб, трудных, разделов программы. ..

Дополнительный поиск Петерсон Николай Павлович Петерсон Николай Павлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петерсон Николай Павлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петерсон Николай Павлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа