Пирогов Николай Иванович

125

[13(25). И.1810, Москва, — 23.11(5.12). 1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], анатом, хирург, педагог, обществ, деятель, ч.-к. Петерб. АН (1846). В 1828 окончил мед. Ф-т Моск. Ун-та, готовился к профессуре (1828—32) при Дерптском ун-те, затем на 2 года был направлен в Германию (Берлин, Гёттинген) для науч. И проф. Совершенствования. С 1836 проф. Дерптского ун-та, с 1841 — Медико-хирургич. Академии в Петербурге. Был организатором помощи раненым в воен. Действиях на Кавказе (в 1847) и в период Крымской войны (1854—55). С 1856 занимал должность попечителя Одесского уч. Округа, с 1858 — Киевского. С последнего поста уволен в марте 1861. В 1862—66 руководил занятиями молодых учёных, направленных для подготовки к профессорской деятельности за границу (Гейдельберг).

С 1866 в отставке, жил в своём имении в с. Вишня. В 1870 и 1877 по просьбе Об-ва Красного Креста во время франко-прус. И русско-тур. Войн выезжал в действующую армию для оказания помощи раненым и больным. В мае 1881 в Москве торжественно отмечено 50-летие науч. И практич. Деятельности П., он был избран почётным гражданином Москвы.Своё пед. Кредо П. Выразил в ст. «Вопросы жизни» («Морской сборник», 1856, № 9). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, П. Выдвинул в качестве гл. Цели воспитания формирование высоко-нравств. Личности, готовой отрешиться от эгоистич. Устремлений ради блага общества. Формирование личности, считал он, требует осуществления принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения.

Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на науч. Основе, начиная от начальной и кончая высш. Школой, так, чтобы одно уч. Заведение служило базой для другого и, вместе с тем, давало знания для практич. Жизни. Содержание образования и организация уч. Работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широких знаний, планомерную подготовку ума к самостоят, деятельности. Спец. Образование может строиться только на основе общего, гл. Задача к-рого — составлять постепенное развитие умственных способностей учащегося, восприимчивости к разл. Областям знания. Важную роль отводил методам обучения, подчёркивая, что результативен только такой способ преподавания, в к-ром активен и учитель и ученик, когда учитель умеет активизировать все духовные (не только умственные) силы учащегося.

Отсутствие способности владеть вниманием воспитанников П. Расценивал как источник неудач пед. Воздействий. Большое значение он придавал умению учителя учитывать индивидуальные различия в характере и способностях учеников. Успех обучения П. Ставил в зависимость от 4 осн. Факторов — личности ученика, личности учителя, индивидуального подхода, особенности уч. Предмета.Задачи обучения П. Считал подчинёнными воспитанию и нравств. Развитию личности. Анализируя сущность воспитания как сознат. Управления процессом формирования личности, П. Называл в качестве безусловного руководящего принципа уважение к ребёнку. Необходимым условием успеха в воспитании считал изучение особенностей дет. Природы, закономерностей психич. И физич. Развития ребёнка, а также знание индивидуальных свойств каждого воспитанника.

Важнейшую воспитат. Роль он отводил личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога — основа нравственности ребёнка. Большой нравств. Потенциал видел в развитии познават. Интересов. В процессе воспитания гл. Внимание П. Уделял выработке высоких нравств. Убеждений и цельного мировоззрения. Стремление к моральному самосовершенствованию требует большой внутр. Работы над собой, умения вглядываться в свой внутр. Мир, честно признавать свои ошибки и недостатки. Взгляды П. Оказали большое влияние на развитие рус. Пед. Мысли и получили большой обществ, резонанс. Выдвинутые им принципы получили развитие как в творчестве его современников (К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, В. Я. Стоюнин и др.), так и в деятельности передовых представителей науки следующих поколений, способствовали возникновению широкого движения за изучение ребёнка и разработке науч.

Основ воспитания и обучения.Соч. Собр. Соч., т. 1—8, М., 1957—62. Избр. Пед. Соч., вступ. Ст. В. 3. Смирнова, М., 1953. Избр. Пед. Соч., вступ. Ст. А. Н. Алексюк и Г. Г. Савенок, М., 1985.Лит. Волкович В. А., Друг человечества Н. И. Пирогов, СПБ, 1910. Памяти Н. И. Пирогова. Сб. Ст., [СПБ, 1911]. Совр. Значение пед. Идей Н. И. Пирогова [Сб. Ст.], СПБ, 1911. Красновский А. А., Пед идеи Н. И. Пирогова, М., 1949. [Д и с n p о в Э. Д.], Н. И. Пирогов — зачинатель обществ.-пед. Движения 60-х гг., в кн. Очерки истории школы и пед. Мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976. Никольская А. А., Роль Н. И. Пирогова в рус. Пед. Психологии, ВП, 1982, № 1. С ё ж е, Н. И. Пирогов. Нравственный человек — цель воспитания, СП, 1990, № п. Л. Д. Никольская..

Значения в других словарях
Пирогов Николай Иванович

Пирогов Николай Иванович [13(25).11.1810, Москва, ‒ 23.11(5.12).1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], русский учёный, врач, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Российской АН (1847). Родился в семье мелкого служащего. В 1828 окончил медицинский факультет Московского университета, затем готовился к профессуре (1828‒32) при Дерптском (ныне Тартуском) университете. В 1836‒40 профессор теоретической и практической хирургии этого университета. В 1841‒56 профессор госпитальной хирургиче..

Пирогов Николай Иванович

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-81) - российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецких (1877-78) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций. Вел борьбу с сословными предрасс..

Пирогов Николай Иванович

(1810—1881) — один из величайших врачей и педагогов наст. Столетия и по сие время самый выдающийся авторитет по военно-полевой хирургии. П. Родился в Москве, дома получил первоначальное образование, затем учился в частном пансионе Кряжева ("Своекоштное отечественное училище для детей благородного звания"). Вступительный экз. В унив. Выдержал 14 лет от роду (хотя прием в студенты лиц моложе 16 л. Не разрешался) и зачислился на медицинский факультет. В унив. На него оказал большое влияние проф. Му..

Пирогов Николай Иванович

Пирогов (Николай Иванович, 1810 - 1881) - один из величайших врачей и педагогов настоящего столетия и по сие время самый выдающийся авторитет по военно-полевой хирургии. Пирогов родился в Москве, дома получил первоначальное образование, затем учился в частном пансионе Кряжева ("Своекоштное отечественное училище для детей благородного звания"). Вступительный экзамен в университет выдержал 14 лет от роду (хотя прием в студенты лиц моложе 16 лет не разрешался) и зачислился на медицинский факультет...

Пирогов Николай Иванович

(1810, Москва — 1881, село Вишня, ныне в г. Винница), врач, естествоиспытатель и педагог, один из основоположников научной хирургии, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1847), тайный советник (1859). Родился в семье казначея провиантского склада. Окончил Московский университет (1828). Среди его учителей были Х.И. Лодер, М.Я. Мудров, Е.О. Мухин. В студенческие годы жил в приходе церкви Покрова в Кудрине (Конюшковский переулок, 14). В 1841—56 профессор петербургской Медико-хирургическо..

Пирогов Николай Иванович

(1810—1881), врач, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1847). Окончил медицинский факультет Московского университета (1828). С 1841 в Петербурге, профессор МХА (ныне Военно-медицинская академия. Мемориальная доска), где создал госпитально-хирургическую клинику. Одновременно главный врач хирургического отделения 2 го Военно-сухопутного госпиталя и директор по технической части завода военно-врачебных заготовлений (ныне завод «Красногвардеец»), где создал различн..

Пирогов Николай Иванович

Пирогов (Николай Иванович, 1810 - 1881) - один из величайших врачей и педагогов настоящего столетия и по сие время самый выдающийся авторитет по военно-полевой хирургии. Пирогов родился в Москве, дома получил первоначальное образование, затем учился в частном пансионе Кряжева ("Своекоштное отечественное училище для детей благородного звания"). Вступительный экзамен в университет выдержал 14 лет от роду (хотя прием в студенты лиц моложе 16 лет не разрешался) и зачислился на медицинский ..

Пинкевич Альберт Петрович

[24.12.1883(5.1.1884), дер. Урунда, ныне в Иглинском р-не Башкирии, — 25.12.1937], педагог, организатор нар. Образования, дер пед. Наук (1935). После окончания естеств. Отделения физ.-мат. Ф-та Казанского ун-та (1909) работал в учительской семинарии и кадетском корпусе в г. Вольске. С 1914 в Петрограде. Преподавал естествознание в Тенишев-ском реальном уч-ще, земской учительской школе и на пед. Курсах при Фребе-левском об-ве. Здесь познакомился с М. Горьким и принимал участие в его издат. Начина..

Пионерская Организация

В СССР самодеят. Организация детей и подростков в возрасте 10—15 лет. Датой рождения П. О. Считается 19 мая 1922, когда 2-й Всерос. Конференцией РКСМ было принято пост. «О дет. Движении». В 1922—23 деятельность П. О. Способствовала организации дет. Досуга. Пионеры участвовали в ликвидации неграмотности, борьбе с дет. Беспризорностью и др. Н. К. Крупская и др. Видели в П. О. Средство воспитания нового человека. Один из организаторов рус. Скаутизма И. Н. Жуков стремился воплотить в П. О. Позитивны..

Пирусский Владислав Станиславович

[31.3(12.4).1857 —16.3.1933], врач и педагог. Последователь П. Ф. Лесгафта. По окончании мед. Ф-та Моск. Ун-та назначен в 1882 окружным врачом в г. Каинск (ныне Новосиб. Обл.), затем работал в Томске. Начинания П. В области развития физич. Культуры основывались на идее естеств. Метода лечения и предупреждения заболеваний с помощью природных факторов (солнце, воздух, вода) и рационального режима питания, труда и активного отдыха. Лучшими средствами физич. Воспитания считал подвижные игры, экскурс..

Писарев Дмитрий Иванович

[2(14). 10.1846, с. Знаменское, ныне в Липецкой обл., — 4(16).7.1868, Дуб-бельн, ныне Дубулты, близ Риги, похоронен в Петербурге], публицист, лит. Критик, философ-материалист. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1861). С 1859 вёл библ. Отдел в журн. «Рассвет», предназначавшемся для «взрослых девиц». Выступил с рядом статей по вопросам жен. Эмансипации. В 1861—66 ведущий критик и идейный руководитель журн. «Русское слово». В 1862-—66 за выступление в защиту А. И. Герцена отбывал заключение в П..

Дополнительный поиск Пирогов Николай Иванович Пирогов Николай Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пирогов Николай Иванович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пирогов Николай Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 24 символа