Писарев Дмитрий Иванович

192

[2(14). 10.1846, с. Знаменское, ныне в Липецкой обл., — 4(16).7.1868, Дуб-бельн, ныне Дубулты, близ Риги, похоронен в Петербурге], публицист, лит. Критик, философ-материалист. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1861). С 1859 вёл библ. Отдел в журн. «Рассвет», предназначавшемся для «взрослых девиц». Выступил с рядом статей по вопросам жен. Эмансипации. В 1861—66 ведущий критик и идейный руководитель журн. «Русское слово». В 1862-—66 за выступление в защиту А. И. Герцена отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В последние годы жизни сотрудничал в журн. «Дело» и «Отечественные записки».В идейной борьбе эпохи реформ 60-х гг. 19 в. Сформировались «нигилистические», а по сути демокр., рев.

И социали-стич. Взгляды П. Опираясь на идеи Н. Г. Чернышевского, П. Развивал преим. Кри-тич. Сторону рев. Идеологии (неприятие абсолютистского гос. Строя, крепостничества, либерализма, ухода образованной части общества в цеховую науку и чистое иск-во). Видя гл. Социальную задачу и цель собств. Деятельности в разрешении вопроса о «голодных и раздетых», в перспективе П. Считал возможным осуществление социалистич. Идеала. По П., самой природе человека, на протяжении тысячелетий искажаемой «элементом присвоения», соответствует такой тип социально-полит, устройства, в к-ром воплотится человеческая солидарность и «общедоступное счастье». Будучи сначала сторонником рев. Пути развития (прокламация против Шедо-Ферроти, 1862), в 1863—64 П.

Стал разрабатывать программу достижения социализма помимо «ист. Событий», с помощью постепенных социальных изменений и подготовки сознания общества через просвещение народа («Реалисты», 1864). Большую роль в этом процессе П. Отводил развитию опытной науки и знания («Цветы невинного юмора», 1864). Идеал П. Предполагал коренное изменение человеческой личности, всемерное духовное развитие и развёртывание её свободы.В центре антропологич. Концепции П. — борьба за освобождение человека от всех видов духовного подавления. Гос. Деспотизма, религ. Верований, моральных кодексов, полит, и идеологич. Догматов. По мысли П., до тех пор пока люди не научатся самостоятельно действовать во всех сферах жизни, они останутся несвободными.

Ближайшей задачей П. Считал подготовку образованных людей, способных стать проводниками передовой обществ, мысли в широкие нар. Массы. В ст. «Народные книжки» (1861) П. Сравнивал цели деятельности поэта и учителя. Тот и другой призваны ликвидировать вековой разрыв между образованными классами и народом. Воздействие на общество, по П., состоит в выработке и пропаганде идеала нового обществ, устройства, к-рый сочетал бы особенности рус. Нац. Уклада с опытом европ. Полит, жизни.Центр, место в программе П. Занимает понятие «настоящего дела», включающее разл. Пути «эмансипации человеческой личности» — пропаганду естеств.-науч. Знаний и материалистич. Идей (органичных, по мнению П., для трезвого рус. Ума), а также пед. Деятельность, ведущую к формированию нового поколения самостоятельно мыслящих людей («Схоластика XIX века», 1861).

На этой основе строится пед. Идеал П. «Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым, но честным и полезным трудом — тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила» («Мысли о рус. Романах», 1863). К осуществлению «настоящего дела» призвано только ещё формирующееся поколение, т. Е. «новые люди» — «мыслящие работники, любящие свою работу». Представление о том, какими должны быть «новые люди», П. Основывал на «теории разумного эгоизма». Человеческой природе свойственны «величайшие подвиги полезного труда» (так же, как и самые низкие проявления нравств. Распущенности). При благоприятных условиях в человеке усиливаются и развиваются самые благородные стремления, и потому долг, труд и наслаждение составят единое целое («Разрушение эстетики», 1865).

Уже в современном ему поколении П. Видел людей, способных воспитать в себе твёрдую волю, способность к нетрадиц. Мышлению и приобретению разносторонних знаний, что даёт им возможность отойти от общепринятых норм обществ, жизни и смотреть в будущее («Базаров», 1862).Формирование людей нового типа П. Связывал с перестройкой всей системы ср. И высш. Образования в направлении разностороннего развития подрастающего человека, подготовки его к дальнейшему самообразованию и практич. Деятельности. В программных пед. Статьях «Наша университетская наука» (1863) и «Школа и жизнь» (1865) П. Выступил последовательным сторонником реального образования. Полемизируя с защитниками классич. Школы (M. H. Катковым и др.), П. Выдвинул следующие тезисы в защиту реализма.

Знания о природе соответствуют естеств. Потребностям дет. Ума. Изучение естеств. Наук, тесно связанных с живой действительностью, не может стать «мёртвым капиталом», чем бы человек впоследствии ни занимался. Естеств. Науки образуют сферу чистого знания, независимого от полит, и идеологич. Установок. Методы естествознания (наблюдение и опыт) наилучшим образом способствуют развитию мыслительных способностей. Все шк. Дисциплины П. Разделял на образовательные и прикладные. Среди первых ведущую роль он отводил математике, выступал за усиление её преподавания. Усматривая гл. Задачу школы в развитии у учеников самостоят, мышления и привычки к систематич. Труду, П. Оказывался близким к сторонникам классич. Образования, расходясь с ними в понимании способов достижения образоват.

Целей.Основой гимназич. Курса П. Предложил сделать изучение математики и естеств. Наук, сохранив преподавание закона Божьего, рус. Грамматики и иностр. Языков. Опровергая аргументы в пользу изучения древних языков, П. Утверждал, что новые языки также развивают ум, придают ему гибкость и способность проникнуть в мировоззрение другого народа. Для образованного рус. Человека достаточно знания англ., франц. И нем. Языков, открывающего возможности для приобщения к 3 богатейшим культурам.Большое внимание П. Уделял соблюдению гигиенич. Норм шк. Жизни, считал совр. Ему шк. Программы чрезмерно перегруженными предметами, не способствующими умственной деятельности, что негативно отражается как на духовном, так и на физич. Развитии ребёнка.

П. Предложил исключить из гимназич. Курса историю, полит, географию, химию и естеств. Историю, полагая, что эти дисциплины нужно осваивать самостоятельно, имея надёжный образоват. Фундамент и владея методологич. Аппаратом. Он отмечал, что в шк. Преподавании этих предметов обычно преобладают фрагментарность и зубрёжка, ведущие к потере интереса к знанию как таковому. Преподавание отеч. Истории П. Связывал с курсом словесности с целью формирования истинного патриотизма, основанного на глубоком восприятии родной литры. Эстетич. Вкус и любовь к отеч. Словесности П. Считал возможным привить посредством чтения и разбора лучших авторов, отказавшись от преподавания теории словесности и истории лит-ры. В состав общего образования, по мысли П., непременно должен быть включён физич.

Труд (к к-рому ребёнка необходимо приучать с малолетства). Программа шк. Образования П. Была призвана сократить разрыв между гимназич. Курсом и новейшими науч. Достижениями за счёт глубокого изучения сравнительно небольшого числа дисциплин. Важной стороной этой программы было чёткое разделение между общим образованием и специальностями, преподавание к-рых было подчинено в ней осн. Направлению общего образования.Резкой критике П. Подверг современное ему университетское образование. Университет, по мнению П., не даёт ни основательной науч. Подготовки, ни практич. Специальности. Жёсткое деление на факультеты, обязательные экзамены, а также служебные преимущества, предоставляемые выпускникам ун-тов, препятствуют самостоят, выбору предметов для изучения.

П. Полагал, что высш. Образование получит практич. Смысл, если оно станет результатом личного труда студента по освоению тех науч. Дисциплин, в к-рых он заинтересован.Широкое образование, развитие позна-ват. Интересов и трудовых навыков П. Считал осн. Средствами воспитания. Главное, от чего следует уберечь подростка или юношу, — это превращение в «человека толпы». Не следует поражать слишком сильно воображение ребёнка, препятствуя тем самым постижению мира через его собств. Опыт, воспитывать в нём слепые симпатии или антипатии, не основанные на самостоят, духовной работе («Образованная толпа», 1867). Много внимания П. Уделял жен. Образованию, призванному формировать у девушек сознательное отношение к своим семейным и гражд.

Обязанностям.Многие публицистич. Выступления П. Казались читателю парадоксальными и эпатирующими, они не укладывались ни в одну из существовавших фил ос., социо-логич., пед. Систем, часто были полемически заострены. «Нигилизм» П. Делал его принципиальным противником любой устойчивой доктрины, открывая этим возможности для поиска новых путей к выдвинутому им социально-полит, и нравств. Идеалу.Соч. Соч., т. 1—4, М., 1955—56. Избр. Произв., Л., 1968. Избр. Пед. Соч., М., 1984 (библ.). Ист. Эскизы, предисл. И коммент. А. И. Володина, М., 1989.Лит. Соловьев Е. А., Д. И. Писарев, его жизнь и лит. Деятельность, СПБ, 1899^. Цыбенко В. А., Мировоззрение Д. И. Писарева, М., 1969. Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972. Володин А. И., Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Чернышевский или Нечаев?, М., 1976, гл.

6. Короткое Ю. Н., Писарев, М., 1976. Лебедев A. A., Мыслящий пролетариат Писарева, М., 1977. Кузнецов Ф. Ф., Нигилисты. Д. И. Писарев и журнал «Рус. Слово», М., 19832. Ю. Н. Короткое..

Значения в других словарях
Писарев Дмитрий Иванович

Писарев Дмитрий Иванович [2(14).10.1840, с. Знаменское, ныне Липецкой области, ‒ 4(16).7.1868, Дуббельн, ныне часть г. Юрмала Латвийской ССР, похоронен в Петербурге], русский публицист и литературный критик, философ-материалист, революционный демократ. Родился в дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1861). В 1859 вёл библиографический отдел в журнале «Рассвет». В 1861‒66 ведущий критик и идейный руководитель журнала «Русское слово». ..

Писарев Дмитрий Иванович

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-68) - русский публицист и литературный критик. С нач. 1860-х гг. Ведущий сотрудник журнала "Русское слово". В 1862-66 заключен в Петропавловскую крепость за антиправительственный памфлет. В нач. 1860-х гг. Выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны ("теория реализма"). Пропагандировал развитие естествознания, которое считал средством просвещения и производительной силой. Высоко оценивал роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?", творчест..

Писарев Дмитрий Иванович

Даровитый критик, родился 2 октября 1840 г. В родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. До 11 лет он рос в семье единственным любимым сыном. Воспитывался под влиянием матери — бывшей институтки. К 4-летнему возрасту уже читал и бегло говорил по-французски. Мальчику пресечены были всякие сношения с крепостным народом. Его готовили к блестящей светской карьере. Во время ученья в гимназии (в СПб.) П. Жил в доме дяди и воспитывался на его счет, окруженный тою же барской обст..

Писарев Дмитрий Иванович

(1840-1868), русский литературный критик, публицист. Родился 2 октября 1840 в с.Знаменское Орловской губернии в дворянской семье. В 1861 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1861-1866 - сотрудник журнала "Русское слово". Оппозиционность статей Писарева вызвала резкую реакцию властей, и молодой журналист более четырех лет провел в Петропавловской крепости (1862-1866). Жизнь Писарева оборвалась очень рано, 4 июля 1868. Он утонул, купаясь в море в Дубулты, близ Р..

Писарев Дмитрий Иванович

Писарев (Дмитрий Иванович) - даровитый критик, родился 2 октября 1840 г. В родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. До 11 лет он рос в семье, единственным любимым сыном. Воспитывался под влиянием матери - бывшей институтки. К 4-летнему возрасту уже читал и бегло говорил по-французски. Мальчику пресечены были всякие сношения с крепостным народом. Его готовили к блестящей светской карьере. Во время учения в гимназии (в Санкт-Петербурге) Писарев жил в доме дяди и воспитыва..

Писарев Дмитрий Иванович

(1840—1868), литературный критик, публицист, философ. В Петербурге с 1851. Окончил 3 ю петербургскую гимназию (1856) и историко-филологический факультет Петербургского университета (1861). Литературную деятельность начал в журнале «Рассвет» (1859). С конца 1860 сотрудник журнала «Русское слово», помощник редактора (1861—62) и фактически его идейный руководитель. За революционную статью, обнаруженную в подпольной типографии, 2 июля 1862 арестован на квартире (2 я линия Васильевского острова, до..

Писарев Дмитрий Иванович

Писарев (Дмитрий Иванович) - даровитый критик, родился 2 октября 1840 г. В родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. До 11 лет он рос в семье, единственным любимым сыном. Воспитывался под влиянием матери - бывшей институтки. К 4-летнему возрасту уже читал и бегло говорил по-французски. Мальчику пресечены были всякие сношения с крепостным народом. Его готовили к блестящей светской карьере. Во время учения в гимназии (в Санкт-Петербурге) Писарев жил в доме дяди и воспитыва..

Писарев Дмитрий Иванович

(1840-1868) - литературный критик и публицист. В 1861 окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та и стал ведущим критиком жур. "Русское слово", а затем и "Дело". 1862-1866 провел в Петропавловской крепости, продолжая литературную работу, жизнь завершилась трагически - утонул в Балтийском море. В истории рус. Общественной мысли П. Занял неординарное место, будучи одновременно родоначальником рус. Нигилизма и представителем рус. Просвещения 1840-1860-х гг. Как нигилист он призыв..

Пирогов Николай Иванович

[13(25). И.1810, Москва, — 23.11(5.12). 1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], анатом, хирург, педагог, обществ, деятель, ч.-к. Петерб. АН (1846). В 1828 окончил мед. Ф-т Моск. Ун-та, готовился к профессуре (1828—32) при Дерптском ун-те, затем на 2 года был направлен в Германию (Берлин, Гёттинген) для науч. И проф. Совершенствования. С 1836 проф. Дерптского ун-та, с 1841 — Медико-хирургич. Академии в Петербурге. Был организатором помощи раненым в воен. Действиях на Кавказе (в 1847) и в период Кр..

Пирусский Владислав Станиславович

[31.3(12.4).1857 —16.3.1933], врач и педагог. Последователь П. Ф. Лесгафта. По окончании мед. Ф-та Моск. Ун-та назначен в 1882 окружным врачом в г. Каинск (ныне Новосиб. Обл.), затем работал в Томске. Начинания П. В области развития физич. Культуры основывались на идее естеств. Метода лечения и предупреждения заболеваний с помощью природных факторов (солнце, воздух, вода) и рационального режима питания, труда и активного отдыха. Лучшими средствами физич. Воспитания считал подвижные игры, экскурс..

Пискунов Алексей Иванович

(р. 24.2.1921, г. Оханск Пермской обл.), историк педагогики, акад. РАО (с 1993. Акад. АПН СССР с 1971), дер пед. Наук (1965), проф. (1968). Окончил Ставропольский пед. Ин-т (1942). Пед. Деятельность начал учителем в 1940, затем преподавал в вузах. С 1955 работал в Ин-те теории и истории педагогики АПН РСФСР (затем НИИ ОП АПН СССР) — ст. Науч. Сотрудник, зав. Сектором, зам. Директора, в 1974—80 директор. В 1971- 1976 член През., акад.-секретарь Отделения теории и истории педагогики АПН СССР. Одно..

Пистрак Моисей Михайлович

[3(15).9.1888, Варшава, — 25.12.1937, Москва], педагог, организатор нар. Образования, дер пед. Наук. Окончил физ.-мат. Ф-т Варшавского ун-та (1914). Пед. Деятельность начал в 1906 преподавателем в частных школах Варшавы. В 1918—31 работал в Наркомпросе РСФСР и одновременно руководил опытно-показательной школой-коммуной им. П. Н. Лепешинского. В 1925 П. Возглавил про-граммно-метод. Подсекцию и комиссию по школе II ступени в науч.-пед. Секции ГУСа. В 1931—36 проф., затем ректор Северо-Кавказского ..

Дополнительный поиск Писарев Дмитрий Иванович Писарев Дмитрий Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Писарев Дмитрий Иванович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Писарев Дмитрий Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 24 символа