Щедровицкий Георгий Петрович

189

(23.2.1929, Москва, - 3.2.1994, Болшево. Похоронен в Москве), философ, методолог, канд. Филос. Наук (1964). Окончил филос. Ф-т МГУ (1953). В 1951—58 преподавал в моек. Ср. Школах. С1958 редактор в изд-ве АПН РСФСР (участвовал в подготовке Пед. Словаря в 2 тт., изданий П. П. Блонского, Ж. Пиаже и др.). С 1960 науч. Сотрудник в разл. Исследо-ват. И проектных орг-циях, в т. Ч. В НИИ дошк. Воспитания (до 1965), НИИ общей и пед. Психологии (1980—83), НИИ управления и экономики образования (с 1988). Читал в вузах курсы по педагогике и истории педагогики.Исследоват. Деятельность Ш. Проходила также в науч. Объединениях. В 1952—54 он основал (совм. С Б. А. Гру-шиным, А. А. Зиновьевым и М. К. Мамардашвили) Моск. Логич. Кружок (впоследствии - Моск. Методологич. Кружок). Со 2-й пол.

50-х гг. Его фактич. Руководитель. В 1955 организовал (совм. С П. А. Шеварёвым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления (при Об-ве психологов СССР), состоявшую из специалистов разл. Отраслей. В 1962 - семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совм. С В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным) и др. Основатель и гл. Ред. (с 1988) журн. «Вопросы методологии».Первые исследования связаны с созданием «содержательно-генетич.» логики и изучением объективной структуры мыслительной деятельности, в т. Ч. На материале обучения детей, игр и др. Разрабатывал идеи общей методологии и теории деятельности, сначала в контексте системно-структурных исследований, затем в рамках системомыследеятель-ностного подхода. Предложил как форму организации коллективного мышления организац.-деятельностные игры.

С 1979 провел св. 90 таких игр, посвящённых образованию, культуре, педагогике и психологии, экономике и управлению и др.Исследуя проблематику «содержательно-генетич.» логики как теории мышления, сформулировал программу операционально-деятельностного развития мышления, позднее распространённую им на проблематику образования и социокультурных явлений вообще. Часть результатов этих исследований обобщена в коллективной монографии «Педагогика и логика» (1968. Опубл. В 1994). В своём фрагменте книги Щ. Представил педагогику как комплексную науку, для к-рой ведущую роль играют логико-методологич. Подходы. Развивая эти идеи в 80-х гг., фактически наметил контуры ориг. Варианта философии образования. Одновременно исследовал пути создания инновац.

Пед. Технологий. Соч. Избр. Труды, М., 1995.А. А. Пископпель..

Значения в других словарях
Щедровицкий Георгий Петрович

(1929-1994) - российский методолог и философ, основатель и лидер Московского методологического кружка (ММК). Щ, впервые стал рассматривать методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены деятельностного подхода, а затем, с конца 70-х, системо-мыследеятельностного (СМД) подхода. Творческое наследие ТТТ. Складывается не только из публикаций (около 200), но из обширного архива, работа с которым то..

Пышкало Анатолий Михайлович

(р. 23.5.1919, Москва), педагог, ч.-к. РАО (1993. Ч.-к. АПН СССР с 1985), дер пед. Наук (1976), проф. (1977). Окончил физ.-мат. Ф-т МГЗПИ (1952). Преподавал математику в моек, школе-интернате № 30, одновременно работал методистом по математике в МП РСФСР (1955—57), в моек. Гор. ИУУ (1958—59). С 1960 в НИИ содержания и методов обучения АПН (с 1992 — НИИ общеобразоват. Школы РАО). С 1968 зав. Лабораторией, с 1991 гл. Науч. Сотрудник. Исследовал структуру и закономерности функционирования метод, си..

Пьерон (Рieron) Анри

(18.7.1881, Париж, — 6.11.1964, там же), франц. Психолог. Учился в Сорбонне у Т. Рибо и П. Жане. В 1912—52 директор психол. Лаб. Сорбонны (сменил на этом посту А. Бине). С 1923 проф. В Коллеж де Франс. Основатель Ин-та психологии (1921) и Нац. Ин-та труда и профориентации (1928). В годы фаш. Оккупации участвовал в Движении Сопротивления.В нач. Период своей деятельности рассматривал психологию как биол. Науку о поведении человека и животных. Все пси-хич. Явления оценивал как элементы приспособит,..

Щелованов Николай Матвеевич

[18(30).1.1892, г. Вольск Архангельской губ., ныне в Вологодской обл., - 26.5.1984, Москва], физиолог, ч.-к. АМН СССР (1946), дер мед. Наук (1934). Окончил естеств.-ист. Ф-т Психоневрологич. Ин-та в Петрограде (1911). В 1917—21 ассистент В. М. Бехтерева по кафедре рефлексологии Психоневрологич. Ин-та. В 1918—31 вёл н.-и, и адм. Работу в Ин-те мозга, в 1927—31 возглавлял организованную им Клинику физиологии нервной системы и невропатологии младенчества, а также Отдел развития нервной системы и по..

Щерба Лев Владимирович

[20.2 (3.3).1880, Петербург, - 26.12.1944, Москва], языковед, акад. АН СССР (1943), д. Ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1916). Окончил Петерб. Ун-т (1903). В 1906—09 находился в науч. Командировке в Зап. Европе. Вернувшись в Россию, преподавал в Петерб. (Ле-нингр.) ун-те (1909—41), Ленингр. Пед. Ин-те им. Н. А. Некрасова, МГУ (1943- 1944), на Высш. Жен. (Бестужевских) курсах. Возглавлял курсы по подготовке преподавателей новых языков, для слушателей к-рых впервые в России организовал пед. Практику в ..

Дополнительный поиск Щедровицкий Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щедровицкий Георгий Петрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щедровицкий Георгий Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 28 символа