Южная Осетия
Терр. В составе Грузии. Пл. 3,9 тыс. Км2. Нас. 98 тыс. Чел. (1989, перепись). Центр - г. Цхинвали.В 7—9 вв. Предки осетин приняли христианство. Возможности получения образования были связаны гл. Обр. С немногочисл. Православными монастырями на Кавказе. Обучение грамоте в них велось на основе греч., груз, и славянского письма. В кон. 18 в. Для осетинской духовной комиссии (учреждена в России в 1740 с целью поддержки православия на Кавказе) разработан вариант осет. Письменности на основе церк.-слав. Алфавита. Началось издание осет. Книг. После включения вост. Грузии в состав Рос. Гос-ва (1801) Осетинская духовная комиссия открывала православные школы на терр. Ю. О. (гл. Обр. В 20-х гг.). В 1821 издан осет. Букварь на груз, графич. Основе, составленный советником картлийского и кахет.
Царя Ираклия II Иваном Ялгу-зидзе (Габараевым). В уч. Практике распространился вариант письменности на рус. Графич. Основе, составленный в 1836 А. М. Шегреном и усовершенствованный А. Ф. Миллером. С 40-х гг. 19 в. Открывались частные жен. Уч-ща в сёлах Кор-ниси (1848), Дзау (1866) и др. Создание миссионерских школ продолжило Об-во восстановления христианства на Кавказе (осн. В 1860). Осн. Учебником был букварь-молитвенник, составленный в 1859 архимандритом И. Чепиговским. Позже в ряде школ использовалась «Осет. Азбука» А. Канукова (1890). Значит, вклад в распространение просвещения в Ю. О. Внесли осет. Учителя Ф. Чочиев, А. Тибилов, С. Кокиев, П. Тедеев и др. В 1881 в Цхинвали открылась первая министерская школа. К нач. 1913 их стало 8. Грамотность осет. Населения (1897) составляла ок.
20%.В 1913/14 уч. Г. Действовало 9 церк.-приходских, 29 министерских школ (св. 2 тыс. Учащихся, в т. Ч. Ок. 300 девочек), 1 высшее нач. Уч-ще. В 1915 усилиями осет. Педагогов Б. Кочиева и Тедеева открыты осет. Гимназия и муз. Школа. В 1918—20 в условиях Гражд. Войны, разорения сёл и геноцида осетин со стороны груз, националистов большинство школ прекратило работу.После установления сов. Власти существовала Юго-Осет. Авт. Область (1922- 1990). Началось восстановление сети школ (в 1924 их насчитывалось уже 107, в т. Ч. 4 семилетние и 1 средняя). В 20-х гг. Начала формироваться сеть дошк. Учреждений (в 1924 - 2 дет. Сада, 1 дет. Дом). В 1923—28 подготовлены и изданы сов. Учебники для осет. Школ. Развернулась ликвидация неграмотности. В 1924 создано св. 100 ликпунктов, позже их число увеличилось до 420, что позволило к 1936 полностью ликвидировать неграмотность населения, несмотря на трудности, связанные с переводом письменности на лат.
Графику и переподготовкой учительских кадров.С нач. 30-х гг. Вводилось всеобщее нач. Обучение. К 1935 им было охвачено 98% детей. Работали 308 осетинских (ок. 15,5 тыс. Учащихся), 75 грузинских (3,5 тыс. Учащихся) школ. Имелись также армянская, еврейская, 2 русские (2,5 тыс. Учащихся) школы. В 1932 осн. Пед. Ин-т в Цхинвали.В 1936/37 уч. Г. Начался переход к 7-летнему всеобучу. Действовало 39 неполных ср. Школ (св. 5 тыс. Учащихся), 18 ср. Школ (ок. 1,5 тыс.), 258 нач. Школ (9,5 тыс.). В школах преподавали св. 1 тыс. Учителей. В кон. 30-х гг. Письменность переведена на груз, графику, что потребовало переподготовки педагогов и обновления всей уч. Лит-ры. В 1944 большинство школ преобразовано в грузинские. Резко сократилось кол-во учащихся.В 1955/56 уч. Г. Восстановлена письменность на основе рус.
Графики, что позволило использовать в школах учебники и метод, пособия Сев. Осетии, а также совместно с сев.-осет. Педагогами разрабатывать учебники. В 1958 осуществлён переход к 8-летнему всеобучу. В 70—80-х гг. Поддерживался курс на всеобщее ср. Образование молодёжи.После провозглашения независимости Грузии (1991) произошли межнац. Столкновения, в ходе к-рых сожжено ок. 70 школ. В сер. 90-х гг. Работали св. 20 дошк. Учреждений (гл. Обр. В Цхинвали), св. 120 общеобразоват. Школ (св. 20 тыс. Учащихся), в т. Ч. Ок. 80 осетинских, с преподаванием в ст. Классах на рус. Яз и углублённым изучением родного яз. И культуры. На базе пед. Ин-та образован (1993) ун-т того же профиля с осет. Гимназией. Открылся лицей осет. Иск-ва. Появились негосударств, общеобразоват.
Школы. Среди дет.'досуговых учреждений муз., худож. И спорт, школы, дом дет. Творчества. В Цхинвали 4 ПТУ, муз. И мед. Уч-ща, с.-х. Техникум. Учебники для школ готовят специалисты Юго-Осет. НИИ (осн. В 1925), ун-та, ИПК работников образования и культуры (осн. В 1967) в сотрудничестве с педагогами Сев. Осетии.Лит. Гадиев П. Ю., История нар. Образования в Юго-Осетии до установления сов. Власти, «Изв. Юго-Осет. НИИ АН Груз. ССР», 1958, в. 9. Цховребова О. Д., Развитие школы в Сов. Юж. Осетии (1921- 1941), Цхинвали, 1974. О. Д. Цховребова..
Дополнительный поиск Южная Осетия
На нашем сайте Вы найдете значение "Южная Осетия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Южная Осетия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ю". Общая длина 12 символа