Юркевич Памфил Данилович

152

[16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, - 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца-священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило-софич наук» В 1861 приглашен возглавить кафедру философии Моек унта Преподавал также историю философии, логику, психологию, педагогику Одновременно работал в учительской семинарии воен ведомства В 1869—73 декан ист -филол ф-та Моек ун-таГл сфера филос интересов Ю - антропология («Сердце и его значение в духовной жизни человека», «Тр Киевской Духовной академии», 1860, кн 1, отд 2, новое изд в кн Филос произведения, M, 1990) В русле, близком славянофилам, особенно А С Хомякову (с его идеей целостного духа) и И В Киреевскому (с его учением о «живом средоточии» души), а также Ф M Достоевскому (настаивавшему на вторичности «рассудочной способности» по сравнению с «хотением»), Ю развивал христ учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравств источнике душевной деятельности Не в мысли, а именно в жизни сердца - переживании, чувствах, реакции - выражается индивидуальность С этих позиций Ю выступал против идеи самозаконности разума, лежавшей в основании нем классич философии, против интеллектуализма нового времени, усматривавшего в рациональном начале сущность человека Ю подчеркивал, что «не дерево познания есть дерево жизни», - ум есть лишь ее вершина, а корень же ее уходит в духовно-нравств побуждения, захватывающие человеческое сердцеДальнейшее развитие воззрения Ю получили в ст «Из науки о человеческом духе», направленной против материализма, сторонником к-рого выступал, в частности, H Г Чернышевский (серия статей «Антропологич принцип в философии») Ю настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта, поскольку представление о материи «самой по себе» - это чистая абстракция ума « изъяснить духовное начало из материального нельзя потому, что самое это материальное начало есть таково, каким мы знаем его в наших опытах» («Рус вестник», 1861, №4, с 105) В дискуссии с И M Сеченовым Ю выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиол понятие, относящееся лишь к «механич устройству» нервной системы «Эти же темы продолжили 4 статьи «Язык физиологов и психологов» («Рус вестник», 1862, № 4-g) P А ГалецеваРелиг -филос и психол идеи Ю определили характер его пед концепции В воспитании ребенка Ю решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христ этики Цель воспи- тания, по Ю., совпадает с целью самой жизни.

Человек призван реализовать себя как «творение Божье». Осн. Фактором формирования «достойной человеческой личности» Ю. Признавал гуманное пед. Воздействие, не отрицая при этом значения наследственности, влияния объективных условий и самовоспитания. Среди обществ, институтов роль гл. Воспитателя отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, к-рый понимал как «стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям». Выступал против «многознайства», считая, что учащиеся должны иметь глубокие и прочные знания по конкретно очерченному обязательному кругу предметов. Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. «Курс общей педагогики» Ю. Содержит характеристику разл.

«воспитательных мер», к к-рым он относил среду, обстановку, дисциплину, надзор, непосредств. Влияние, совет, просьбы и др. В особую группу «воспи-тат. Побуждений» выделял похвалу и порицание, искусств, побуждения (почётное место в классе, похвальная грамота и т. П.), а также наказание. В отличие от большинства современных ему педагогов Ю. Значит, внимание уделял «пед. Попечению о теле воспитанника». Пед. Труды Ю. Явились для своего времени наиб, содержательными и доступными источниками гуманистич. Идей, основанных на признании приоритета христ. Ценностей.Соч. Филос. Произв., М., 1990. Непосредственное нравств. Влияние, в кн. Антология пед. Мысли России второй пол. 19 - нач. 20 вв., М., 1990. Методика и личность учителя, там же.Лит. Соловьев В.

С.,О филос. Трудах П. Д. Юркевича, в кн. Юркевич П. Д., Филос. Произв., М., 1990. Шпет Г. Г., Филос. Наследие П. Д. Юркевича, там же. Плеханов А. В., П. Д. Юркевич - философ и педагог, СП, 1991, № 12. П. А. Лебедев..

Значения в других словарях
Юркевич Памфил Данилович

Юркевич, Памфил Данилович [16(28). 2. 1826, с. Липлявое Полтавской губернии, ‒ 4(16). 10. 1874, Москва], русский философ-идеалист, педагог. Преподаватель философии Киевской духовной академии (с 1851), профессор Московского университета (с 1861), где среди слушателей Ю. Был Вл. Соловьев Декан историко-филологического факультета Московского университета (1869‒73). Развил своеобразный вариант христианского платонизма. Идея, по Ю., ‒ объективно реальная сущность вещи, её разумная основа, «норма» и «..

Юркевич Памфил Данилович

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1826-74) - российский религиозный философ. Разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о "сердце" как духовном средоточии человека).. ..

Юркевич Памфил Данилович

- философ и педагог, сын священника. Родился в 1827 г. Воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии. В 1851 г. Был назначен наставником по классу философских наук. В 1852 г. Возведен в степень магистра. В 1857 г., сверх философии, ему было поручено преподавание немецкого языка. В 1861 г. Возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в московский университет. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семина..

Юркевич Памфил Данилович

(1827-1874), русский философ. Родился 16 февраля 1827 в с. Липлявое Полтавской губернии. В 1851 окончил Киевскую духовную академию. С 1858 - профессор Академии. С 1861 работал на кафедре философии Московского университета, читал лекции по логике, истории философии, психологии. Одним из учеников Юркевича был Вл.С.Соловьев. Фундамент религиозной метафизики Юркевича составила традиция платонизма, которую он последовательно соотносил с философией Канта. Послекантовская философия, по Юркевичу, не мож..

Юркевич Памфил Данилович

Юркевич (Памфил Данилович) - философ и педагог, сын священника, родился в 1827 г., воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии. В 1851 г. Был назначен наставником по классу философских наук. В 1852 г. Возведен в степень магистра. В 1857 г. Сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. Возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московском университете. В Москве преподавал еще педа..

Юркевич Памфил Данилович

Юркевич (Памфил Данилович) - философ и педагог, сын священника, родился в 1827 г., воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии. В 1851 г. Был назначен наставником по классу философских наук. В 1852 г. Возведен в степень магистра. В 1857 г. Сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. Возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московском университете. В Москве преподавал еще педа..

Юркевич Памфил Данилович

(1827-1874) - русский философ, представитель Киевской философско-богословской школы, осознанно занимавший антиматериалистические и теистические позиции (полемика Ю. В 1860 по поводу работы Чернышевского "Антропологический принцип в философии"). Учитель B.C. Соловьева. Окончил Киевскую Духовную академию (1851). Магистр (с переименованием в бакалавры) "философических наук" (1852). Экстраординарный профессор (1858). Зав. Кафедрой философии МГУ (1861-1874, утвержден императорским указом). Читал лекц..

Юркёвич Памфил Данилович

(1827-1874) - философ, представитель киевской школы философ, теизма, экстраординарный проф. Киевской духовной академии, проф. Философии, в 1869-1873 -декан историко-филологического факультета Московского ун-та. Учитель B.C. Соловьева. Христианско-телеологический идеализм Ю. Развивался в сторону "конкретного" идеализма, в основании которого лежал "широкий эмпиризм", свободный от произвольных и предвзятых ограничений, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, п..

ЮНЕСКО

(Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESKO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organi-zation), специальное учреждение ООН, крупнейшая в мире межправительств орг-ция по проблемам междунар сотрудничества в областях образования, есгеств и социальных наук, культуры и информацииВ соответствии со ст 1 Устава ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, нау..

Юность Школьная

Ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14- 15 до 17—18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. Классах общеобразоват. Школы или в ср. Проф. Уч. Заведениях. Хронологич. Границы этого возрастного периода весьма условны, его часто называют (как и предшествующий период) подростковым. Содержание его также сложно и неоднозначно. Биологически в юношеском возрасте завершается физич. Созревание. Хотя большинство девушек и значит, часть юношей вступают в не..

Юртов Авксентий Филиппович

[8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин-ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, - 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус.-инородч. Учительской семинарии (1872) оставлен учителем приготовит, класса, затем преподавал в морд, уч-ще при семинарии. С 1883 учитель нач. Нар. Уч-щ в морд, сёлах Самарской и Уфимской губерний. В 1891 оставил пед. Деятельность и принял сан священника в одном из морд, приходов Уф..

Юськович Василий Фомич

[15(28).2.1903, дер. Щербово Камене-цкого р-на Брестской обл., - 2.4.1980, Москва], физик-методист, дер пед. Наук (1971), проф. (1972). Окончив 2-й МГУ (1930), работал учителем физики в ср. Школе на Д. Востоке. В 1936—41 преподавал в Благовещенском пед. Ин-те и др. Вузах. С 1946 в Москве. В НИИ методов обучения АПН СССР (1946—58), МГПИ (1959—65). В 1966—70 в ГДР занимался подготовкой педагогов в области методики физики. С 1970 в МОПИ им. Н. К. Крупской. Гл. Место в трудах Ю. Занимали проблемы ст..

Дополнительный поиск Юркевич Памфил Данилович Юркевич Памфил Данилович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юркевич Памфил Данилович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юркевич Памфил Данилович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 24 символа