Царь

154

- титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов.15:24 ), князьям колен и городов (Нав.12:9 ,24), правителям народа или народов (Ис.8:21 ), к идолам от идолопоклонников (Соф.1:5 ), к Иегове (Пс.5:2 ) и к Мессии (Пс.2:6 ). Ассирийский называется великим царем (Ис.36:4 ), царю Вавилонскому приписывается титул царя царей (Иез.26:7 ). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах ·свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем.

Моисей, Иисус Навин и Судии были Его исполнителями. Книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимою Ему как царю. И враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политическою важною изменою. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма Правления.

Монархия была ни ограничена подобно европейским, ни автократическая, как например на Востоке, восточный деспотизм. В цари для Евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как например Саул, Давид, Иеровоам. Иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (1Цар.11:14 ,15, 2Цар.2:4 , 2Цар.5:1 ,3, 3Цар.1:32 ,34, 4Цар.11:12 , 2Пар.23:1 ,21). По сему царь назывался помазанником, помазанником Господним (1Цар.24:7 ,11, 1Цар.26:9 ,10,16,23, 2Цар.1:14 , 2Цар.23:1 , Пс.2:2 , Авв.3:13 ). Возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (2Цар.1:10 , 4Цар.11:12 , Пс.44:7 , Иез.21:26 ).

Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли. Дорогие, пышные и блистательные одежды (Иез.28:12 ,19, Лук.16:19 ), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (2Цар.12:30 , 1Пар.20:2 , Пс.20:4 ), скипетр, или жезл (Быт.49:10 , Чис.27:17 , Мих.7:14 , Зах.10:11 ) и престол, или трон (Быт.41:40 , Пс.109:1 , Ис.14:13 ). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (3Цар.10:18 ,20, 2Пар.9:17 ,19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (1Цар.21:7 ), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и ·проч. (1Пар.27:26 ,29), от десятин с доходов его подданных (1Цар.8:15 ,17), от добычи побежденных врагов (2Пар.27:5 ), от добровольных приношений (1Цар.10:27 ).

Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи. Царь имел право жизни и смерти (3Цар.2:5 ,9), мог налагать подати (4Цар.15:20 ), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см. Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (1Пар.27:32 ), военачальники (2Цар.20:23 ) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (3Цар.12:21 ,24, Ис.37:22 ,26). Но среди царствования Иудейских и Израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны. Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей.

Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии. "Скажите дщери Сионской. Се твой, грядет к тебе кроткий..." было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всею величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым. В Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (Мат.5:3 ,10). В большей части Его притчей говорилось о том же.

Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся Еврейскому народу невидимый Израилев (·ср. Исх.3:14 и Иоан.8:58 ). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как со славою вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. "Он был облечен, по слову Тайновидца, в одежду, обагренную кровью. На одежде и на бедре Его написано имя. Царей и Господь господствующих (Отк.19:13 ,16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои" (1Кор.15:25 ). Город великого царя (Пс.47:3 , Мат.5:35 ) - название прилагаемое к Иерусалиму. См. Иерусалим..

Значения в других словарях
Царь

(от лат. Caesar — цезарь, титул римских императоров) в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. Впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Ц. Приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул Ц. С конца 19 в. До провозглашения народной республики (1946).. ..

Царь

ЦАРЬ (от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

ЦАРЬ (от латинского caesar - цезарь), в 1547-1721 официальный титул главы Российского государства. Первым царём был Иван IV Грозный. При Петре I титул царя заменён титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.Источник. Энциклопедия "Отечество"(лат. Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.В России ..

Царь

Один из монархических титулов, равносильный титулу король (см.). В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира, a также русских государей с XVI в., и давая имя королей главным образом западноевропейским государям в средние века и в новое время. Французы, немцы, англичане, поляки и т. Д. Одними и теми же терминами roi, König, King, Król обозначают и древневосточных, и..

Царь

При царе Горохе (Косаре, Копыле). Разг. Шутл. Очнь давно, в незапамятные времена. ФСРЯ, 512. БТС, 1458. БМС 1998, 609. МФС, 108. СРНГ 13, 62. СРГА 3-III, 167. ЖРКП, 72. Мокиенко 1989, 33, 184. Мокиенко 1990, 16, 155. Глухов 1988, 134. ЗС 1996, 339. Янин 2003, 238. МФС, 108. СОСВ, 197. ЯОС, 8, 82.. ..

Царь

Бог на небе, царь на земле.Один Бог, один государь.Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится.Царю правда нужна. Без правды боярский царь Бога прогневит.Царь без слуг, как без рук.Верный слуга царю всего дороже.Холоден, голоден - царю не слуга (солдатск.).До царя далеко, до Бога высоко.До неба высоко, до царя далеко.До неба умом не сягнешь, до царя рукою.Царю из-за тына не видать.Царю застят, народ напастят.Ограда выше колокольни.Стол здоров, да забор плох.Не ведает царь, что делает псар..

Царь

(сокращ. Caesar) титул правителя у вост. Славян. Титул рус. Царей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)(сокращ. От лат. Caesar). 1) титул государя, монарха России. 2) в персидском языке трон, верховная власть.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)древн.-польск. Czar, czarz, теперь car, кроатское czar, венгер. Czaszar. Верховный властитель. - Царская водка. Смесь азотной кислоты с соляной ..

Царь

См. Правитель. ..

Царь

М. Вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли. Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские государи, до Петра, чествовались царями, и ныне русский император пишется царем польским и иных. Народ зовет государя царем. Народ согрешит - царь умолит, а царь согрешит - народ не умолит. Народ думает, а царь ведает. Как весь народ воздохнет, до царя дойдет...

Царь

М.1) Титул монарха в некоторых странах.2) Монарх, имеющий такой титул.3) перен. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё. Владыка, властитель.4) перен. Употр. Как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных.. ..

Царь

ЦАРЬ -я́. М.. ..

Царь

-я, м. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха. Лицо, носящее этот титул. 2. Перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем-н., властитель (устар. И книжн.). Ц. Своей судьбы, Ц. Моей души. 3. Перен. Кого-чего. О том, кто (что) является первым, лучшим среди кого-чего-н. Дуб — ц. Лесов. Лев — ц. Зверей. 4. Царь-. В сочетании с другим существительным характеризует кого-что-н. Как нечто выдающееся среди других подобных (устар. И раэг.). Ц. -колокол. Ц.-пушка. Ц.-рыба. ..

Царь

Царя, м. 1. Название монархов в нек-рых странах. В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил. Пушкин. Протестуя против "крайностей" царизма, либералы преследовали две цели. Во-первых, "образумить" царя, во-вторых, - накинуть на себя маску "большого недовольства" царизмом. История ВКП(б). 2. Перен., чего. О ком-н., господствующем в каком-н. Отношении над кем-чем-н. Или где-н., превосходящем всех (книжн.). Царь песнопений, неумирающий О мир. Гнедич. 3. Употр. В сочетании с другими..

Царь

Восходит к общеславянскому цьсарь, которое в свою очередь восходит к латинскому Caesar – имени человека, который оставил заметный след во всемирной и римской истории – Гая Юлия Цезаря, который фактически стал первым римским монархом, чье имя сделалось нарицательным, превратившись в титул императоров. Добавим, что к этой же основе восходит и немецкий титул кайзер.. ..

Царь

Искон. Возникло в др.-рус. Эпоху как аллегроформа из цесарь <. Цѣсарь <. Лат. Caesar «Цезарь» (римский политик, диктатор и полководец). С правления Октавиана слово цезарь стало титулом императора.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Царь

Латинское – caesarius (Цезарь, император).. ..

Царь

Род. П. -я́ – титул, принятый в 1547 г. Иваном Грозным (см. Соболевский, "Slavia", 8, 491), укр. Цар, др.-русск. Цьсарь – в качестве обозначения визант. Императора (ХI в. См. Бернекер I, 127), др.-русск. Царь "властитель, государь", а также название татарского хана (последнее – в грам. 1267 г. См. Срезн. III, 1433 и сл.), болг. Цар – титул др.-болг. Правителей, начиная с царя Симеона (917 г.), сербохорв. Ца̏р. Поздним заимств. Из русск. Является чеш. Саr, польск. Саr "царь". Источником этих слов..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

(от лат. Caesar цезарь). ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

- титул, официально принятый в России великим князем Иваном IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь. ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь, титул рим. Императоров) - офиц. Звание (титул) главы гос-ва (монарха) в России (до 1917) и Болгарии (до 1946). Ц. Принято называть и монархов древних гос-в. Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Ирана, Греции, древнейшего Рима, эллинистич. Египта и др. Титул Ц. Равнозначен титулу король, он является высшим (после императора) монархич. Титулом. В России титул Ц. Официально принял в 1547 Иван IV Грозный, хотя им иногда (неофициально) именовали его деда и отца (Ивана III и Вас..

Царь

(лат. Caesar цезарь - титул римских императоров) - в России в 1547- 1721 официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917. В Болгарии монархи носили титул Ц. С конца XIX в. До провозглашения Народной республики в 1946.. ..

Царь

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5. Пс 149:2. Ис 33:22. Ср. 1Цар 8). Он давал народу Свои см. Законы и установления (Исх 20:11 и след.), открывал Свою волю через см. Урим и туммим и через Своих см. Пророков (Втор 18:15 и след.). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10. Чис 27:18-20). После их смерти религ. И обществ. Порядок нарушил..

Царь

Как и в др. Древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. Термин, обозначающий Ц. - раджа(н), - встречается еще в "Ригведе".Ц. Именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств, ритуала. В Ведах обычно речь идет о Ц. Как предводителе племени, "владыке людей" (нарапати), позднее - как "владыке земли" (бхупати). "Царские" наименования (раджанья, раджапутра) имели все представители военной знати (см. КШАТ..

Царство Небесное

Выражение царство небесное особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом. Царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется в трояком смысле. "Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное", восклицал в пустыне Иоанн Креститель, разумея оное в первом смысле, ·т.е. В смысле приблизившегося времени для Господа Иисуса быть признанным явно и торжественно за Сына Божия, посланного..

Цартан

А) (Нав.3:16 ) город близ ·г.Адама в колене Ефремовом. Когда Иудеи при Навине должны были переправиться чрез Иордан против Иерихона, то, по слову Иисуса, "вода текущая сверху остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле а, а текущая в море равнины ушла и иссякла. И народ переходил по суше". Во (2Пар.4:17 ) читается. Цареда. Б) (3Цар.4:12 ) город в колене Манассиином, близ Беф-Сана ниже Иезрееля. Некоторые толкователи смешивают означенные выше четыре наз..

Цафнаф-панеах

(Быт.41:45 ) - имя данное Фараоном Иосифу после истолкования сна Фараона и соответствующих наставлений от Иосифа в виду угрожавшего Египту семилетнего голода. Имя это с Египетского языка значит. Спаситель мира, или спаситель жизни, а с Еврейского языка - обретатель или открыватель сокровенного.. ..

Цафон

(северная, мрачная страна) (Нав.13:27 ) - город колена Гадова, "остаток царства Сигона, царя Есивонского. Пределом его был Иордан до моря Хиннерефского за Иорданом к востоку". Ныне Амафа, близ Сокхофа, при долине Иорданской при вади Аджлюн.. ..

Царь

Один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах - это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях - это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. Богов. Ц. Мыслится центром вселенной, осью мира, в нём неразличимо слиты космическое и социальное. В общей мифологической концепции циклической смены смерти и возрождения Ц. Воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива..

Дополнительный поиск Царь Царь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Царь" в словаре Полная популярная библейская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Царь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 4 символа