Зинченко Петр Иванович
(1903-1969) - сов. Психолог, представитель Харьковской школы, с середины 1930-х гг. Разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти. В 1960 г. Основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те. Наиболее крупные достижения 3. Связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы 3. (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941,1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности. На основе теории деятельности 3. Открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов. Эффект интерференции мнемической и "познавательной".
Задач. Структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели). Негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач). А также эффект, который открыли амер. Когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему название "эффект генерации". (лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется). Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости, должен называться -"эффектом Зинченко"-.
Исследования 3. Имели тесную связь с педагогической практикой. (Б. М.).
Дополнительный поиск Зинченко Петр Иванович
На нашем сайте Вы найдете значение "Зинченко Петр Иванович" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зинченко Петр Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 22 символа