Научение

79

(у животных) (англ. Learning) - индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. Животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.В основной своей форме - навыке - Н. Характеризуется выработкой путем упражнения автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см.

Кривая упражнения, Плато). При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же сохраняются, повторяются и закрепляются. Одновременно отдельные действия объединяются в единый целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград. Совершенство навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в которых он формируется. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность, вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь общая схема действия.

Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным действиям животных и составляют их основу.В условиях общения животных Н. Иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других. Чаще всего такое Н. Остается в рамках видотипического манипулирования и играет известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым, присвоения их опыта). Особой формой Н. Является запечатление, играющее важную роль в постна-тальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См. Викарное научение, Законы научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение..

Значения в других словарях
Наука: Предмет

- та сторона или стороны, какими объект науки (->. Наука. Объект) в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует, В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.. ..

Наукообразие

Термин, обычно используемый в критическом русле по отношению к тем, кто, с точки зрения критика, придает слишком большое значение науке в решении проблем и понимании явлений.. ..

Научение Без Осознания

См. Без осознания, научение.. ..

Научение Вербальное

- научение через словесные воздействия. Инструкции, разъяснения, описания и прочее, - без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.. ..

Дополнительный поиск Научение Научение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Научение" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Научение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 8 символа