Когнитивное Научение

212

Включает в себя. Самоконтроль, состоящий из последовательных этапов самонаблюдения, самоподкрепления и регулирующих самооценку. Составление контрактов. Работу в системе правил пациента. Поведенческие правила позволяют систематизировать элементы поведения, которые можно представить следующей формулой. Когда и в каких обстоятельствах делают то или другое и каковы последствия этого. Их называют еще АВС-парадигмой. Задача психотерапевта — озвучить и вербализовать эту формулу. Правила условно подразделяются так (Hoffman N., 1979). 1) правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у больных положительные или отрицательные эмоции (например.

«Немытые овощи канцерогенны»). 2) правила, связанные с воздействием стимула (например. «После терапии все будет по-другому»). 3) поведенческие оценки (например. «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»). 4) правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например. «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»). 5) правила, связанные с воздействием реакции (например. «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»). 6) правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например. «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»). В процессе терапии важно установить, кто и для чего создал то или иное правило, и попытаться произвести замену негативных правил на позитивные.

Большое внимание уделяется целям обучения (психотерапии). Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализуются через «я хочу», а не «хотел бы». Формулировать проблемы лучше понятными для пациента терминами, нужно также очертить барьер, который он хочет преодолеть (например. «Я хочу преодолеть страх общения с незнакомыми людьми»). На занятии можно предложить пациенту (например, методом «мозгового штурма») найти альтернативные решения своей проблемы, записать все идеи на доске и вместе с ним выбрать самые интересные. Пока не достигнута одна цель, переходить к другой не следует. Психотерапевтические контракты — это запись предполагаемых изменений со стороны пациента. По возможности выбирается не бросающийся в глаза и удобный метод протоколирования и фиксируются любые изменения в процессе психотерапии.

Таким образом, при К. Н., в отличие от оперантного обучения, с индивидуумом не просто что-то происходит, а то, что он сам предпринимает на основе анализа поступающей информации. Познавательный (когнитивный) подход, обладая чертами «поведенческого», отражает суть рационально-эмоциональной психотерапии. Несовершенное мышление обнаруживается в том, что люди говорят сами себе. Такой «саморазговор» воздействует и на поведение..

Значения в других словарях
Когнитивно-аналитическая Психотерапия

Психотерапевтическая концепция, включающая в себя элементы аналитической и когнитивной психотерапии и использующая для анализа проблем пациента метод репертуарных решеток Келли (Kelly G. А.). Предложена английским психотерапевтом Риле (Ryle A., 1979). К.-а. П. Вначале рассматривалась как краткосрочная психоаналитическая психотерапия и имела типичные для подобных подходов черты. Она была направлена на анализ проблем, содержавшихся в биографии пациента и четко сфокусированных. Анализ проводился со..

Когнитивно-поведенческая Психотерапия

Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание). По мере того как новые поколения врачей применяли поведенческие техники, стало выясняться, что ряд проблем пациентов гораздо сложнее, чем сообщалось в прежних публикациях. Обусловливание адекватно не объясняло сложный процесс социализации и научения. Интерес к самоконтролю и саморегуляции в рамках поведенческой п..

Коллективная Психотерапия

В широком плане К. П. Включает как систематические беседы с группами больных, так и соответствующую организацию режима в клинике, трудовую терапию, культ-терапию, занятия физкультурой и самодеятельность больных (Яковлева Е. К. И др., 1959). В. А. Гиляровский (1926), Д. С. Озерецковский (1927), С. С. Либих (1974) подчеркивают роль этого метода как лечебного перевоспитания, целью которого является активирование, ободрение, отвлечение внимания больных от переживаний, связанных с болезнью, и переклю..

Коллективная Эмоционально-стрессовая Гипнотерапия Рожнова

Относится к директивным, гипносуггестивным методам психотерапии. Методика разработана автором (1975) для больных, страдающих алкоголизмом, однако после адаптации стала применяться при неврозах, прежде всего истерии с зафиксированными акцент-симптомами, при заикании и других заболеваниях. Впоследствии В. Е. Рожнов разработал концепцию эмоционально-стрессовой психотерапии (1982) как систему воздействия на больного путем формирования у него жизнеутверждающих, оптимистических идеалов и устремлений, ..

Дополнительный поиск Когнитивное Научение Когнитивное Научение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Когнитивное Научение" в словаре Психотерапевтическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Когнитивное Научение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 20 символа