Тренинг Сенситивности

171

Одна из форм группового динамического тренинга. Термин «сенситивность» в данном контексте понимается как способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность. Смит (Smith H., 1973) выделяет 4 вида сенситивности. Наблюдательская сенситивность (способность наблюдать, т. Е. Видеть и слышать другого человека и запоминать при этом, как он выглядел и что говорил), теоретическая сенситивность (способность применять различные теории для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей), номотетическая сенситивность (способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для прогнозирования поведения людей, принадлежащих к данной группе), идеографическая сенситивность (способность понимать своеобразие данного человека).

Термин Т. С. Используется в литературе достаточно широко и может обозначать разнообразные виды группового тренинга. Так, Рудестам (Rudestam K., 1982) рассматривает Т. С. Как разновидность Т-групп, имеющую своей целью общее развитие индивида посредством выявления жизненных ценностей человека и усиления чувства самоидентичности. С точки зрения Рудестама, Т-группы различаются между собой по целевому назначению. Одни из них ориентированы на развитие умений, способствующих повышению эффективности организационной деятельности, другие — на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Для групп сенситивности улучшение группового функционирования и развитие личностных умений являются вторичными по отношению к общему развитию личности.

Однако и в таком коллективе сохраняется контекст понимания группового процесса, что является отличительной чертой всех типов Т-групп. Роджерс (Rogers С. R.) считал термин Т. С. Более общим по отношению к термину «Т-группы». Выделяя 2 основные формы групповой работы (Т.с. И группы организационного развития), он относил к «Т. С.» Т-группы и группы встреч. Некоторые авторы относят к Т. С. Также и так называемые группы организационного развития, отмечая при этом, что группы могут различаться в зависимости от того, что является целью работы и находится в центре внимания — организационные структуры или индивидуальное развитие. В рамках такого подхода Т. С. Может быть ориентирован, например, на конфликты между служащими и руководителями, на поиск путей их разрешения для снижения напряжения и отчужденности и повышения продуктивности совместного труда.

В таких группах целью является тренинг эффективной групповой деятельности в противоположность авторитарному управлению, а также замена фасадного ролевого поведения открытостью и искренностью. В качестве основной задачи Т. С. Большинство авторов рассматривают и совершенствование способности человека понимать других людей. Л. А. Петровская (1982), анализируя зарубежную литературу, указывает, что обычно выделяют два уровня целей. Непосредственные и метацели, или цели более высокого уровня. К последним относят. 1) формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью. 2) развитие аутентичности в межличностных отношениях. 3) расширение межличностного сознания (т. Е. Знания о других людях). 4) выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере, и пр.

К непосредственным целям относят. Рост самосознания участников, связанный с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого. Обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других (обычно, формулируя эту цель, используют понятие эмпатии). Понимание условий, которые затрудняют или облегчают функционирование группы. Развитие диагностических умений в межличностной сфере. Развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации. Обучение тому, как учиться. Ю. Н. Емельянов (1985) выделяет следующие задачи Т. С. 1) повышение уровня самопонимания и понимания других.

2) чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры. 3) развитие ряда поведенческих навыков. Иногда в качестве основной цели выделяют обучение и тренинг возможностей, усиливающих социальную компетенцию. В самом общем виде цели Т. С. Могут быть определены как обострение чувствительности к групповым процессам, к собственной личности и другим людям. Повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и внутренней жизни других людей, к своим и чужим ролям, позициям и установкам, воспитание открытости, искренности и спонтанности осуществляется при Т. С. За счет использования межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений, анализа группового процесса, таких феноменов, как групповые цели и нормы, роли, групповая структура, проблемы руководства и лидерства, групповые конфликты и групповое напряжение и т.

Д. В этом отношении Т. С. Имеет много общего с групповой психотерапией, однако в отличие от нее практически полностью ориентирован на ситуацию «здесь и теперь», исследование группового процесса, того, как человек действует в коллективе, в чем состоит его влияние на других и как можно улучшить то, что он делает. Т. С. Находит широкое применение в подготовке специалистов в области психотерапии, в частности при обучении групповых психотерапевтов. Использование этой формы тренинга позволяет развивать у будущих врачей чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию и использованию в ходе групповой психотерапии, умение оценивать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты людей на основании анализа межличностного взаимодействия, а также способствует углубленному пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации.

При подготовке психотерапевтов Т. С. Может быть направлен как на решение отдельных задач (например, только на повышение чувствительности к групповым процессам или на становление более глубокого и адекватного самопонимания), так и на реализацию в процессе занятий более широких возможностей, предоставляемых данной формой тренинга..

Значения в других словарях
Тренинг Повышения Чувства Уверенности В Себе

Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fensterheim H.), автор книги «Не говори "да", когда хочешь сказать "нет"», поведенческий психотерапевт и психолог, считает, что тренинг, способствующий повышению чувства уверенности в себе, основывается на 2 предпосылках. 1) то, что вы делаете, служит основанием для развития вашей Я-концепции, ваше самоутверждение определяет ваше самоуважение. 2) поведение состоит не из изолированных событий, а из взаимо..

Тренинг Самоутверждения

Один из методов поведенческой психотерапии, близкий к тренингу уверенности в себе. Возник на базе условно-рефлекторной терапии Сэлтера (Salter A.). Автор предположил, что у индивидов, неуверенных в себе, заторможенность возникает в процессе научения, когда их наказывают за нежелательное, неадаптивное поведение. Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе обычно производится на ранних стадиях развития группы. Быть уверенным в себе — значит уметь определять и выражать свои желания, п..

Тренинговая Группа

Группа, в которой проводится тренинг какой-либо определенной ориентации или групповая психотерапия. Состав Т. Г., особенность происходящих в ней процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев выделения отдельных теоретических категорий. В современной теории Т. Г. Сосуществуют различные подходы, исторически развивавшиеся по нескольким направлениям. Можно указать три основных. Первое и самое раннее связано с опытом проведения психотерапии с групп..

Триада Роджерса

Роджерс (Rogers С. R.), автор клиент-центрированной психотерапии, указывает на необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, которые в целом достаточны независимы от частных характеристик самого пациента. Среди них он называет 3 условия, относящиеся к личности психотерапевта. 1. Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом. Конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта означает необходимость правильной символизации психотерапевтом его собственного опыта. Под опытом понима..

Дополнительный поиск Тренинг Сенситивности Тренинг Сенситивности

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тренинг Сенситивности" в словаре Психотерапевтическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тренинг Сенситивности, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 21 символа