Условно-рефлекторная Терапия Сэлтера

187

Основателем раздела поведенческой психотерапии, который сейчас носит название «тренинг самоутверждения», считается Сэлтер (Salter А.). Опираясь на учение И. П. Павлова о классических условных рефлексах, используя прежде всего представления о возбуждении и торможении применительно к поведению, в своей книге «Условно-рефлекторная терапия» (1949) Сэлтер предложил программу для работы с пациентами, обладающими довольно ограниченным репертуаром стереотипов поведения и поэтому испытывающими чувство неполноценности, имеющими трудности в реализации своих обычных желаний, характеризующихся дефицитом спонтанности в выражении чувств. Его программа «экспрессивного тренинга» включала несколько последовательно реализуемых задач.

1) обучение эксплицитному (внешнему) выражению чувств, особенно связанных с областями интерперсонального взаимодействия. 2) обучение согласованности внутреннего субъективного восприятия эмоций и их внешнего, мимического и пантомимического, выражения. 3) закрепление новых стереотипов поведения с получением дифференцированной обратной связи (информации) от окружающих. 4) обучение использованию местоимения «я» при высказывании своих желаний с принятием большей ответственности и осознанием ее. 5) тренинг усиления способности к спонтанности и гибкости в поведении как в условиях группы, так и в реальной жизни. 6) обучение использованию самоподкрепления в виде самоодобрения и самопохвалы. Метод Сэлтера начал применяться почти через 10 лет после его опубликования.

Толчком для этого явилась другая программа работы с такого рода пациентами, предложенная Вольпе (Wolpe J.), который опирался на свое понимание механизмов действия систематической десенсибилизации. С его точки зрения, причиной неуверенности индивида является социальный страх, который должен стать основной мишенью воздействия. Страх преодолевается с помощью новых стереотипов поведения — поведения самоутверждения. В дальнейшем осуществляется закрепление их в более сложных условиях. В этом тренинге использовались следующие приемы. 1) вербальное информирование и инструктирование, позитивное одобрение поведения самоутверждения. 2) поведенческие упражнения различной степени трудности. Поэтапное выполнение пациентом упражнений для усвоения навыков прямого выражения своих чувств, желаний.

3) принятие новой философии жизни — философии активного отношения к ней. 4) закрепление новых стереотипов поведения вне терапевтического кабинета. Другой известный представитель поведенческой психотерапии, Лазарус (Lazarus А. А.), рассматривал тренинг самоутверждения как способ преобразования агрессии, направленной на себя, в агрессию, направленную на других, но в социально приемлемой форме, приобретение пациентом «социальной компетентности». Достижение последней, с его точки зрения, состоит в умении выражать свои желания, требования, просьбы, в способности сказать «нет», внешне проявлять в поведении позитивные и негативные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать беседу, не поступаясь своими интересами.

Таким образом, тренинг самоутверждения может использовать разные стратегии в зависимости от теоретических установок авторов. Однако эти различные подходы объединяет несколько общих аспектов, прорабатываемых всеми ими. 1. Концепция «Я». Негативная концепция «Я», сложившаяся в онтогенезе, часто предопределяет неудачный результат действия (эффект ожиданий по Бандуре (Bandura А., 1977)). Поэтому тренинг самоутверждения обязательно должен включать когнитивную перестройку. Пациенту следует научиться распознавать автоматические мысли (типа «Это у меня не получится», «Это мне не удастся» и др.), самопрограммирующие его, и заменить их на позитивные. В некоторых случаях возможен этап усвоения когниций, девальвирующих значимость неудачных действий.

Изменение когнитивного компонента самооценки требует и изменения оценки реакции окружающих на поведение пациента, приобретения способности дистанцироваться от ситуации действия. 2. Социальная компетентность включает повышение способности к социальной дискриминации, приобретение большей гибкости в понимании контекста действия, расширение репертуара поведенческих реакций. Достижение социальной компетентности осуществляется с помощью увеличения числа вариантов восприятия ситуации, при этом особое внимание обращается на первые действия в ситуации (выбор первого шага). 3. Работа по торможению страха строится на разрушении стереотипа избегания опасной ситуации и выработке активного поведения преодоления. Поскольку тренинг самоутверждения связан со взаимодействием, то он осуществляется, как правило, в группе.

При проведении тренинга нужно исходить из принципа достижения максимально эффективного стереотипа..

Значения в других словарях
Убеждение

Представляет собой применяемый в психотерапии метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его прежних суждений. У. Составляет основу рациональной психотерапии. Коррекция неадекватного восприятия болезни осуществляется преимущественно с помощью У. Психотерапевт в соответствии с поставленной задачей производит отбор фактов и их логическое упорядочивание, с тем чтобы подвести пациента к нужным выводам. В беседе с больным он рассматривает и тщательно анализирует все..

Управление Фантазиями В Гипнотическом Состоянии По Мюллеру-хегеманну

Мюллер-Хегеманн (Muller-Hegemann D.) известен как автор модификации аутогенной тренировки Шульца (Schultz J. Н.). В системе построения занятий он в большей мере, чем Шульц, использовал образные представления, одновременно снижая удельный вес внутренней речи. Мюллер-Хегеманн (1978) рекомендует использовать прием «управления фантазиями», который состоит в том, что пациенту, находящемуся в состоянии гипнотического погружения, предлагают образно воспроизвести в сознании травмирующую ситуацию и мысле..

Фазы Развития Психотерапевтической Группы

Это этапы группового процесса, характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и выполняющие различные функции. Специфический фазный характер процесса групповой психотерапии, который обнаруживается на уровне как общегрупповых переменных, так и индивидуально-психологических показателей, признается психотерапевтами-практиками и исследователями групповой психотерапии. Существование различной периодизации группового процесса определяется разными теоретическими о..

Факторы Лечебного Действия Психотерапии

Ответить на вопрос о том, какие факторы определяют лечебное действие того или иного метода психотерапии — значит приблизиться к управлению процессом психотерапии. Для выделения наиболее значимых Ф. Л. Д. П. Использовались три подхода. Исследование представлений пациентов о том, чем помог им данный метод психотерапии. Исследование оценок психотерапевтов, проводящих лечение. Исследование заключений независимых экспертов, не вовлеченных в психотерапевтический процесс. Выделение тех или иных факторо..

Дополнительный поиск Условно-рефлекторная Терапия Сэлтера Условно-рефлекторная Терапия Сэлтера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Условно-рефлекторная Терапия Сэлтера" в словаре Психотерапевтическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Условно-рефлекторная Терапия Сэлтера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 36 символа