Еда

217

Трапеза, прием пищи, имеющий повседневный или праздничный характер. У славян, как и многих народов, трапеза обставлялась как своеобразный ритуал, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива и утвердить солидарность его членов перед лицом высших сил.Порядок рассаживания вокруг стола у восточных славян выявлял субординацию сотрапезников, отражая наглядную модель половозрастной и социальной стратификации коллектива, причем «верх» и правая сторона, как правило, означали более высокую престижность, а «низ» и левая сторона — более низкую. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери.

Женщины, как правило пожилые, могли занимать почетные места за столом и во время определенных обрядов. Кума на крестинах, крестная мать одного из молодых на свадьбе. Следили, чтобы хозяин сидел не в самом углу под иконами, а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога, по белорусской пословице — «на куте сядзит альбо поп, альбо дурак». До сих пор можно слышать объяснение, что женщины не садятся в красном углу, так как они «нечистые», т. Е. У них бывают месячные.По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними — младшие, на самом нижнем конце стола — женщины. Те из них, кому не хватало места за столом, ели «в посудах» на лавке или возле печи. По сообщению сер. XIX в. Из Белоруссии, «женщин потчуют.

Всегда после мужчин. От лучших кушаний, которые готовятся в меньшем количестве, им достаются одни остатки после мужчин, и они ими довольствуются, не вменяя себе этого в обиду». Известен и другой способ рассаживания. С одной стороны — по старшинству мужчины, с другой, напротив них, — женщины.В XVI —XVII вв. В русских городах женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее. По сообщению П. Петрея (1610-е), «женам не дозволяют мужья и обедать с собой. Сами обедают или одни, или с гостями, а жены их особенно в своих покоях, с горничными, и никто из мужчин не может входить туда, кроме мальчиков, назначенных для их прислуги». В к. XVII в. Такие порядки еще соблюдались в знатных семьях.В соответствии с представлением о Боге как «раздателе благ» трапеза организуется таким образом, чтобы представить пищу, подаваемую стряпухой, как дары, исходящие от Бога.

В конечном счете трапеза предстает как своеобразный обмен с Богом. За пищу, которая исходит от Господа, сотрапезники воздают ему благодарность и выражают свое почтение. Хозяин дома, занимающий место во главе стола, под иконами, распоряжается застольем как бы от имени Бога, который незримо наблюдает за людьми и их отношениями к Его дарам.Согласно верованию, широко представленному и в восточнославянском фольклоре, и в письменной традиции, при еде присутствуют добрые и злые духи — ангелы и черти. Праведное, христианское поведение вызывает благословение ангелов. Греховное, языческое — прогоняет их от стола, радует чертей и побуждает их вмешаться в трапезу. Близким присутствием нечистой силы объясняются многие правила народного застольного этикета.

Нельзя стучать ложками, от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни». Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску. По ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. По наблюдениям П. Петрея, русские «привыкли часто креститься и не возьмут в рот никакого кушанья или напитка, не перекрестившись сперва, думая, что тогда кушанье и питье благословлены и охранены от всякой ворожбы».На Руси ни в коем случае не позволялось ругать еду. «Аще ли хто хулит мяса ядущая и питье пьющая в Закон Божий. Да будет проклят» — гласит древнерусский памятник «От апостольских заповедей» (рукопись XIV—XV вв.). Вкусовые качества пищи, согласно «Домострою», зависят не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы.

Если едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, то еда и питье бывают в сладость, а если похулят их, то они словно превращаются в отбросы. Нужно хвалить дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость.В традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку. Если же гость обращал слова благодарности хозяевам, то те переадресовывали его к божественному подателю пищи. «Богу дякуйте!» (украинское). По словам пожилой женщины из Гомельской обл., «сталом заведуе сам Господь». После еды нужно говорить. «Благодару Госпаду Богу за хлеб и за соль, за Тваю миластыньку, што Ты мне послал на стол».Наиболее сакральный пищей у восточных славян считается хлеб.

Представления о том, что он вмещает в себя счастье и благополучие дома, по многом определили правила обращения с хлебом во время еды.Вторым по сакральности продуктом после хлеба у восточных славян была соль. Выражение «хлеб-соль» было обобщенным названием угощения. Приглашение на «хлеб-соль» являлось формулой приглашения на пир. Пришедшего в дом за каким-нибудь делом старались непременно попотчевать хлебом-солью, причем отказаться считалось чрезвычайно неприличным. По пословице, «от хлеба-соли и царь не отказывается».Совместная еда молодых в свадебном обряде, известная у многих славянских народов, знаменует собой их вступление в интимную связь. В русской традиции отчетливо прослеживается эротическая символика еды.

Во время свадьбы в Пинежском у. Архангельской губ. Молодым подносили кашу, которую невеста ела, накрывшись платком, «как бы стыдясь есть на виду». «Потешно, что в каше, подаваемой в чашке молодым, делается на средине ложкою некоторое углубление, полное налитого масла. Вот из него-то берет кашу молодой, сам ест и молодой подносит». По русским поверьям, есть вместе один кусок хлеба разрешается только мужу с женой или другим близким людям. Если женщина доест хлеб за мужчиной, то он будет за ней бегать, а если мужчина за женщиной — то наоборот».А.Л. ТопорковИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Еготов

ЕГОТОВ Иван Васильевич (1756-1814), архитектор. Военный госпиталь в Лефортове (конец 18 - начало 19 вв.), ансамбль усадьбы Люблино (начало 19 в.) и др. Здания в Москве построены в отточенно-лаконичных формах зрелого русского классицизма.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Егудин

ЕГУДИН Валерий Григорьевич (род. 1937), певец (тенор), народный артист СССР (1983). С 1961 в Новосибирском театре оперы и балета. Профессор Новосибирской консерватории (с 1984).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Едигей

ЕДИГЕЙ (Идигу) (1352-1419), золотоордынский правитель (с 1399), основатель Ногайской Орды. В 1408 совершил поход на Русь, разгромил города Верея, Дмитров, Нижний Новгород, Ростов, Серпухов и др. После месячной осады отступил от Москвы. Во время смуты 1410-12 бежал из Золотой Орды.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Единоверие

ЕДИНОВЕРИЕ, течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли "старые обряды" (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.), но признавали главенство Синода. Возникло в 1801, регламентировалось особыми правилами, принятыми Синодом по инициативе московского митрополита Платона (Лёвшина). В Российской Федерации признают юрисдикцию Московской патриархии.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Еда

Гусиная еда. Дон. Шутл.-ирон. 1. Пища из зелени. 2. Простая жидкая пища. СДГ 1, 120.. ..

Еда

Еда — существенная часть сбалансированной диеты. Фран Лебовиц Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты. Ансельм Брийя-Саварен При крупных неприятностях я отказываю себе во всем, кроме еды и питья. Оскар Уайльд Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца. Чувствительность и благодарность. Александр Пушкин Хороших желудков куда меньше, нежели хорошей пищи. Люк де Вовенарг В берлинском зоопарке на клетках надпись. «Не кормить и не дразнить». Если бы в клетках сидели муж..

Еда

Трапеза. Пища, снедь, кушанье, яство. Блюдо, перемена, подача, дача, доза, прием, порция, порцион, рацион. Вкушение, отведыванье, съедение.. ..

Еда

Ж. Еденье ср. Действие по. Глаг. Есть, ясти. Принятие пищи ртом, для насыщенья и усвоенья, яденье. Беззубому не еда, а майка. Весь день еда да питье идет. | Еда, едь пск. Едево ср. Каз. Вор. Едовище вологодск. Едеро, есево, арх. Едины ж. Мн. Твер. Пск. Едомо ср. Сиб. Ежа, ежево и ело, сев. Вост. Тамб. Естка и есть ж. Пск. Твер. Ество ср. И ества ж. Стар. Яство, ество, яденье, снедь, брашно, выть, страва, пища, сыть, блюдо, кушанье, приспешка, изготовленный, состряпанный харч. За столом. Подача, ..

Еда

Ж.1) Действие по знач. Глаг. Есть (2*1).2) разг. То же, что. Пища.. ..

Еда

-ы, ж. 1. См. ЕстЫ.2. То же, что пища (в 1 знач.). Вкусная, питательная е.. ..

Еда

Еды, мн. Нет, ж. 1. То же, что пища (разг.). Обильная и вкусная еда. 2. Действие по глаг. Есть. Во время еды разговаривать вредно.. ..

Еда

Общеслав. Производное от *ědti «есть». См. Есть (1)}}, яд, ср. ..

Еда

Общеславянское – edti (есть).. ..

Еда

I еда́ I. "если, ли", церк., др.-русск., ст.-слав. Ѥда, еда ἆρα, μή, μήποτε, сербохорв. Е̏да, jе̏да – вопросительная и дезидеративная частица. Стар. Этимология – из и.-е. Местоим. I̯o-. Ср. Др. Инд. Yadā́ "когда, если", авест. Yadā (см. И. Шмидт, KZ 32, 398. Уленбек, Aind. Wb. 235. Зубатый, AfslPh 15, 505). Оспаривается Бернекером (1, 261), который ссылается на обилие форм без j-. Он предполагает связь с др.-инд. Ádhā "затем, однако", авест. Adā, aδa "тогда, затем". Наряду с этим предполагается..

Еда

Собственно средневековая система питания в Европе сформировалась в процессе синтеза двух традиционных моделей - «средиземноморской», характерной для греко-римской культуры, и «варварской», которую принесли с собой германцы. «Средиземноморская» модель являлась преимущественно вегетарианской, ее символом был хлеб, тогда как символом «варварской» модели было мясо, что в целом определялось климатическими условиями и приоритетными направлениями хозяйственной деятельности. На юге Европы преобладало з..

Еда

-можно предположить, что евреи ели два раза в день-днем и вечером (в обед и ужин-Лк 14.12), но в Ин 21.4,9 упомянут и завтрак. Евреи не ели с посторонними и с язычниками (Мф 9.11. Гал 2.12), ибо совместная еда считалась великим актом дружбы, сохраняемой надолго. Во времена Христа было принято за столом возлежать (см.). По­скольку ели руками, их мыли до и после еды. Уже с древнейших времен было принято воздавать благодарение перед едой и благословлять пищу (1Ц 9.13. Мф 14.19. Деян 27.35). (См. Пи..

Еда

Пища. Значение E. В мифологии многообразно и в самом общем виде определяется её местом в противопоставлении природа - культура. Принадлежа первоначально (по происхождению, по составу частей и т. П.) природе, E. Используется уже как продукт культуры, как результат перехода от природы к культуре. В этом смысле E. Нейтрализует это противопоставление и является медиатором. Эволюция E., в частности отражённая в мифологических материалах, в общих чертах следует конкретным реализациям противопоставлени..

Еда

Собирательное обозначение всех приготовленных для употребления человеком в пищу кушаний. Все, что съедобно. В старину также — «едь», «ества», «ядь», «яства». В большинстве индоевропейских языков имеет тот же корень, означающий «корм», «приманка», «кушанье». В отличие от общего понятия «еды» — горячая еда обозначается в украинском и русском языке как «харч», «харчи» — от тюркского — вареное, согретое кушанье.. ..

Еда

     Собирательное обозначение всех приготовленных для употребления человеком в пищу кушаний. Все, что съедобно. В старину также - "едь", "ества", "ядь", "яства". В большинстве индоевропейских языков имеет тот же корень, означающий "корм", "приманка", "кушанье". В отличие от общего понятия "еды" - горячая еда обозначается в украинском и русском языке как "харч", "харчи" - от тюркского - вареное, согретое кушанье.     (Кулинарный словарь В.В. Похлебкина, 2002) ***      Общее название всего съестн..

Еда

Eda, один из местных диалектов редактора ed из UNIX. ..

Дополнительный поиск Еда Еда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Еда" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Еда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 3 символа