Пасха

184

(Воскресение Христа), главный праздник Православной Церкви, установленный апостолами в честь Воскресения Христа. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является «Праздником праздников и Торжеством из торжеств», почему и богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью.Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим «ело рано ко гробу», обходят вокруг церкви с пением. «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.Шествие останавливается у затворенных западных ворот храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.После утрени сразу совершаются часы и литургия, при отверстых Царских вратах, которые открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На литургии читается первое зачало Евангелия от Иоанна.В следующие дни Пасхи, после литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.Во многих местах России день Воскресения Христова назывался Великим днем, так как существовало поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.

Ночь Великой субботы представляла чудное, величественное зрелище как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешили через поля, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздавшие попасть в переполненный уже народом храм располагались вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводились костры, в столицах все было иллюминировано, а на вышке колоколен церквей блестели зажженные факелы. Как только раздавался первый благовест большого колокола, в руках православных зажигались свечи. Духовенство шло в светлых ризах с крестами, хоругвями, иконами, и голос церковного хора возвещал радость великую. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех».

В Новгороде, после того как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отверзал их крестом, певчие пели. «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова», сохраняемое и доселе в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, после 3-й песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику, прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам в свою очередь получал от боярина, властей и народа по яйцу. С мирянами он не христосовался в уста, а давал целовать крест и митру.

После утрени был молебен Пасхи, и по окончании его все расходились по домам. В начале 2-го часа, по рассвете был благовест к литургии, за которою пред Евангелием протодиакону давалось благословение, также согласно со старопечатными служебными книгами, т.е. «Бог за молитв святого славного и всехвального вселенского благовестника и апостола евангелиста Иоанна Богослова, и дать ти глагол, во еже благовестити силу многу». Евангелие читали только святители и протодиакон, по статьям, и при каждом окончании ударяли железным молоточком в «кандию» — небольшой металлический беловатый сосуд (до сих пор хранящийся в ризнице Софийского собора). После каждого удара в эту кандию и вестовой колокольчик на звоннице делали перебор во все колокола.

Освящал пасху, сыр и масло, разделяя их на три части, лишь под конец литургии неслужащий ключарь, а по заамвонной молитве святитель сам освящал артос. По отпуске ему подносили пасху, сыр и яйца, а он давал их боярину, воеводе, дьякам и всем, прилучившимся в церкви. Провожали его со славою и звоном (о последнем в другие праздники не упоминается в уставе). Чин над артосом также исполнялся своеобразно. По возношении его над головою святитель целовал его, а прочие целовали лишь покров над артосом, который с пением был переносим из кельи в домовую церковь.Новгородский архиепископ приходил в храм в белом клобуке, представлявшем из себя вязанную из шелка шапочку с тремя воскрылиями (рясами), унизанными жемчугом.

Клобук этот прислан был цареградским патриархом Филофеем архиеп. Василию Калеке. Во время служения владыка надевал митру, которая отличалась от нынешней прямою формою, без выемок, и горностаевою опушкою. В ризнице Софийского собора можно было видеть эти принадлежности патриаршего сана.В Москве торжественное богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии Царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотые кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование во уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей.

Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени государь шел в Архангельский собор «христосоваться с родителями», т.е. Поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался «в уста» со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, т.е. Во дворце, христосовался с боярами, оставшимися «для бережения» царской семьи во время государева выхода в соборы. В Золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего Царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал Царь своим высоким вниманием, допуская их к руке.В первый же день св.

Пасхи Царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным. «Христос воскрес и для вас» — и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и т.п. И присылал яства для разговенья. «лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части вечины. А каша из круп грешневых и пироги с яйцы или мясом, что пристойне. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному». Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в Золотой палате царицыной в это время кормили нищую братию.Московский патриарх, следуя священным обычаям старины, устраивал обильный яствами пасхальный стол для духовенства, сослужащего ему, подобно тому как новгородский архиепископ — всему освященному Софийскому собору.Празднование «Велика дня» на матушке-Руси начиналось троекратным лобызаньем и приветствием друг друга словами «Христос воскресе» и ответным «Воистину воскресе», причем отдаривали друг друга яйцами.

Обычай этот вел свое начало со времени римского имп. Тиверия, которому св. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла в дар красное яйцо. Обыкновенно эти яйца окрашивали в красный цвет — символ крови Господней, но встречаются покрытия и другими цветами с затейливыми и причудливыми узорами, называемые в Малороссии в отличие от «крашенок» «писанками». Особенным уважением пользовалось в народе «пасхальное яйцо», полученное первым. Оно обладало способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. С самим христосованьем в Малороссии соединено много суеверий, вроде, напр., того, что если на первое приветствие «Христос воскресе» не ответить «Воистину воскресе», а задумать какое-либо желание, то оно непременно исполнится.

Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любовался восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы, и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют песенку, обращенную к солнцу:Солнышко, ведрышко,Выгляни в окошечко!Солнышко, покатись,Красное, нарядись!А старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше разглядеть, как будет играть и веселиться красное солнышко.В домах и хатах ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени был накрыт стол, уставленный всевозможными яствами для разговенья, особенным обилием отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего — нет возможности перечислить все яства и пития, которые украшают пасхальный стол.

Как в Рождество, так и в пасхальную неделю духовенство ходило по домам славить Христа. Мирские люди — парни партиями человек по 10-15 с запевалою или «починальщиками» во главе — ходили по деревням с волочебными песнями, напоминающими рождественские коляды, и распевали их под окнами, а иногда заходили и в избу с целью угоститься. От хозяев обыкновенно волочебники получали и жареным, и вареным или даже деньгами и делили все между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождал музыкант со скрипкою и дудою.Однако святость Пасхи в глазах русского народа была такова, что развлекательная сторона проходила приглушенно. В конце Страстной недели хозяйки пекли куличи в обстановке строжайшего поста и молитв — нельзя было попробовать даже крупицу скоромного теста.

В полночь на Крестный ход ходили, как правило, все. Никто не мог остаться без церковной службы в пасхальную ночь. Иногда семья была вынуждена разделиться. Одни шли на «полунощницу», другие — на рассвете. Стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех» и тропарь «Христос воскресе из мертвых» пели в церкви все прихожане, а не одни только певчие.«На Пасхе, как и теперь, христосовались, дарили друг другу яйца, священник с причетом ходил славить Христа по домам», — отмечал В.И. Семевский, обобщая описания разных губерний и уездов 2-й пол. XVIII и первых лет XIX в., на которых основывалось его исследование быта и нравов крестьян. В некоторых местах служили молебен в поле на средства общин. В.И. Семевский подчеркивает также угощение, катание яиц, хороводы, катание на качелях, горелки и другие игры как непременные принадлежности этого праздника.В «Записках» АЛ.

Болотова изображено, по его впечатлениям 2-й пол. XVII в., участие в играх с крашеными яйцами крестьян всех возрастов. Речь идет о помещичьих крестьянах Тульской губ. «Повсюду видимы были небольшие кучки и круговенки и малых, и взрослых, катающих яйца или бьющихся ими. Самые такие, которые пережили уже большую половину века своего и приближались уже к старости, делали сообщество с ними и занимались с малолетними делом, которое не иным чем, как невинною игрушкою почесть можно».По описанию 1860-х, в Вязниковском у. На пасхальной неделе почти у каждого дома устраивались качели на козлах, или на веревках, или на «дубцах». Примечательно, что качели, как горки на Масленице, делали на определенный срок, как принадлежность данного конкретного праздника.

Качались девушки и парни вместе.Здесь, как и повсеместно, было принято «катать яйца». Играющий ставил яйцо «на кон», то есть выкладывал на землю, где крашеные яички выстраивали в одну линию с промежутками в 4—5 вершков. Шагах примерно в ста от середины кона отмечали место, откуда игроки катили мяч, сделанный из льняных хлопьев или ваты, обшитый тряпицею (вершка 3 в диаметре). Вышибленное яйцо считалось выигранным. В катании яиц здесь, в отличие от описания Болотова, участвовала только молодежь — девушки и парни, молодые женщины и мужчины. В это же время в вязниковских деревнях женская молодежь водила хороводы.Описанное Семевским хождение церковного причта на Пасху по домам встречаем и во многих более поздних сообщениях.

На Вологодчине, в Вельском у., священник и псаломщик ходили по деревням с иконами в сопровождении «богоносцев» — крестьян, которые несли иконы и хоругви. В пути иконы покрывали вышитыми полотенцами. На ночь их ставили в часовне, если она была в деревне, или в чьей-то избе. Пришедшие за иконами крестьяне из других деревень располагались, как и причт, на ночь в этой деревне. После славления священнику и псаломщику, а также церковному сторожу и просвирне «христосовали» яйца и пряники в каждом доме.В Орловской губ. (описание из Талызинской вол.) такой обход с иконами на Пасху всех домов делился в большой деревне на две части. Обойдут половину деревни — 50 домов — и несут иконы на ночь в помещение училища. Там ночуют и некоторые из «оброшников» — так называли тех, кто носил образа.

Туда же приходили старухи, приносили свечи, пели всю ночь, просили кого-нибудь из грамотных читать акафист. Принято было приносить туда кувшинчики с медом и свечкой («кануннички»). Свечки в них горели всю ночь — «для помину умерших».Вообще поминальная традиция, очень выраженная у русского крестьянства, заметно проявлялась на Пасху. На «Велик день» (Светлое воскресенье) шли с куличами (пасхами) прямо из церкви на погост — христосоваться с умершими на могилах, потом только возвращались домой разговляться.Если в деревне был причт с иконами, то веселье начиналось только после их ухода, когда кончались все молебны. До этого считалось грехом петь песни и водить хороводы. В иных местах крестьяне считали, что в течение всей Святой недели забавы, шутки и пляски — грех.

Тогда хороводы на Пасху совсем не водили либо хоровод был только в самом строгом стиле.Н. П. Степанов, М.М. ГромыкоИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Пасха

(греч. Páscha, от древнееврейского песах, буквально — прохождение) иудейский и христианский праздник. В древности кочевые семитские племена праздновали П. В связи с весенним отёлом скота. При переходе этих племён к оседлости и земледелию (13—12 вв. До н. Э.) П. Превратилась в аграрный праздник начала жатвы, сложился обычай из первых зёрен урожая приготовлять пресные лепёшки — опресноки («маццот»). С развитием культа Яхве П. Стала праздноваться в честь «исхода» евреев из Египта. Затем П. Стали св..

Пасха

ПАСХА (греч. Pascha - от древнеевр. Песах, букв. - прохождение), весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с учением о воскресении Иисуса Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 мар..

Пастернак

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890-1960), русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники "Сестра моя жизнь", 1922, "Темы и вариации", 1923, "Второе рождение", 1932, "На ранних поездах", 1943, цикл "Когда разгуляется", 1956-59) - постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, экспрессионистический стиль, насыщение новой семантикой традиционной метрики. Поэмы (в т. Ч. "Девятьсот пятый год", 1925-26). Автобиографическая проза ("Охранна..

Пастухов

ПАСТУХОВ Андрей Васильевич (1860-99), военный топограф. Провёл съёмки наиболее труднодоступных и малоисследованных районов Центрального Кавказа. Совершил восхождения на Эльбрус (1890, 1896), Арарат, Казбек, Ушбу и др.2.. ..

Пасхалов

Клавдий Никанорович (1843-1924), русский публицист и общественный деятель. Из семьи офицера. Член Русского Собрания. Почетный член Русского Монархического союза. Один из руководителей русского патриотического движения. Активный участник V Всероссийского Съезда русских людей в Москве. Входил в редакционную комиссию «Книги русской скорби» (1909). Осн. Соч. «О мерах к прекращению беспорядков и улучшению государственного строя» (1905), «Основания земской реформы» (1905), «Слова и дела» (1907), «Земл..

Пасынков

ПАСЫНКОВ Эмиль Евгеньевич (род. 1929), оперный режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1968). С 1960 главный режиссёр Новосибирского, в 1969-78 - Ленинградского Малого, с 1981 - Пермского театров оперы и балета. Профессор Ленинградской консерватории (с 1975).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Пасха

ПАСХА (греческое pascha, от древнееврейского песах, буквально - происхождение), иудейский и христианские праздники. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в честь воскресения Иисуса Христа (основной праздник в православии). Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православной церкви Пасха приходится..

Пасха

Христианский церковный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа, самый древний и важный праздник церковного литургического года. Название праздника восходит к еврейскому "песах" ("Пасха"). Еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха. Вплоть до понтификата папы Виктора I (189-199) Западные церкви пр..

Пасха

Молить Пасху. Новг. В свадебном обряде – созывать родственников в дом тестя есть пасху, разрезанную на мелкие части. СРНГ 18, 218.. ..

Пасха

(греч. Pascha, от евр. Passah - переход) 1) праздник евреев, в память выхода из Египта. 2) у христиан праздник, установленный в память воскресения Иисуса Христа. 3) стопа творогу, освящаемая у ранней обедни, на Пасху, и употребляемая для разгавливанья.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) главный христианский праздник в память воскрес. И. Христа. 2) один из главных еврейских праздников, установленный в воспоминание об избавлении евреев от ..

Пасха

Стопочка творогу, которой разговляются в день ПасхиСр. Пасха - светлое Христово воскресение, - празднество христиан в память восстания от мертвых Спасителя.Ср. Pâques (pascal, пасхальный), пасха у христиан - святая неделя.Ср. Paque - пасха у иудеев.Ср. О О¬σП‡α.Ср. Pesach (евр.) - переход (празднество в память исхода евреев из Египта).. ..

Пасха

Ж. Празднество иудеев, в память исхода их из Египта. | Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это. | Ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя. Светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя. | Великорусск. Освященная стопочка сыру, творог, коим разгавливаются в сей день. А малорос. Кулич, освященный для той же цели, коровай. Экая Пасха - шире Рождества. Кто умрет на Пасху - яичко в руку (твер.). После утрени в первый день Пасхи ходят христосоваться ..

Пасха

Ж.Один из главных праздников у христиан - Святое Христово Воскресение, установленный в память чудесного воскресения Иисуса. ..

Пасха

ПА́СХА -и. Ж. [от др.-евр. Pesakh - прохождение]. ..

Пасха

-и, ж. 1. (П прописное). В иудаизме. Весенний праздник в память исхода из Египта иудеев, освободившихся от египетского рабства. Печь мацу на Пасху. Еврейская П. 2. (П прописное). У христиан. Весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Служба в первый день Пасхи. Торжественный звон колоколов на Пасху. Песнопения праздника Пасхи. 3. Сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды, п..

Пасха

Пасхи, ж. (др.-евр. Pesah, букв. Переход). 1. Только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. Только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа. 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная пасха.. ..

Пасха

Заимствование из старославянского языка, а восходит через греческий (pascha) к древнееврейскому pesach – так у евреев был назван праздник в память избавления из египетского рабства.. ..

Пасха

Заимств. Из ст.-слав. Яз., где пасха <. Греч. Pascha, восходящего к др.-евр. Pēsah «выходить, переходить». Пасха первоначально — «праздник исхода евреев из Египта». Значение «сладкокушанье из творога» вторично и восходит к пасха «весенний праздник христиан».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Пасха

Па́сха народн. Па́ска, укр., блр. Па́ска, др.-русск., ст.-слав. Пасха πάσχα (Остром., Зогр., Мар.). Из греч. Πάσχα с вторичным введением по народн. Этимологии суф. -ка. См. Фасмер, Гр.-сл. Эт. 145. Преобр. II, 26. Прилаг. Пасха́льный образовано под влиянием лат. Paschālis. Ср. Патриарха́льный.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пасха

— весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование П. Привносится идея ожидания мессии. В христианстве празднуется воскресение Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы — пасхалии — в соответствии с установлениями Никейского собора 325 г. В православной церкви П. Приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (т. Н. ..

Пасха

(греч. Pasxa, от др.-евр. Pesach, букв. - прохождение) - иудейский и христ. Праздник. Древнейшая П. У кочевых семитских племен была праздником весеннего отела скота, в связи с чем в жертву приносился новорожденный ягненок. При переходе этих племен к оседлости и земледелию (13-12 вв. До н. Э.) П. Превратилась в праздник жатвы. Отсюда обычай приготовления из первых зерен нового урожая опресноков (маццот). С развитием культа Яхве П. Превратилась в праздник в честь легендарного исхода евреев из Егип..

Пасха

I. HАЗВАHИЕЕвp. Слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, пpаздник П., а с дpугой - пpаздничную жеpтву, пасх. Агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвонач. Означавшего "хpомать", а затем получившего смысл "пеpескочить чеpез что-то", "оставить нетронутым". Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, "перескочил" через них (Исх 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям П.II. ПАСХА ИСХОДА 1) фаpаон не пожелал отпустить поpабощ. Изpаильтян в пус..

Пасха

(греч. Πάσχα, от ивр. פסח‎ песах, букв. С евр. «прохождение мимо») в христианстве. Также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник. Важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).История и дата Пасхи. ..

Пасха

(греч. - страдать) - Светлое Христово Воскресение, главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, установленный апостолами. Поскольку во времена Христа в Иудее существовал не такой календарь, как у нас, а лунный (связанный с 28-дневными циклами луны), дату празднования Пасхи приходится ежегодно изменять, согласовывая ее с лунными циклами. Согласно постановлениям Вселенских соборов, христианскую Пасху положено праздновать. После полнолуния, следующего за днем весеннего равноденс..

Пасха

- СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - важнейший из праздников православной церкви. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа на третий день после Его распятия (о Воскресении Христовом см. Мф. 28. 120, Мк. 16. 120. Лк. 24. 112, Ин. 20. 118). Праздник Пасхи принадлежит к подвижным праздникам - определение времени празднования см. Пасхалия. Богослужение дня Пасхи состоит из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни. Все молитвословия (в т.ч. И пасхальный канон) поются. Ч..

Пасха

     Величайший религиозный праздник православного народа и одновременно название ритуального одноименного блюда, приготовляемого целиком из творога. По сути дела, пасха - это творожная масса в виде усеченной пирамиды. Символ Гроба Господня. Для приготовления этого блюда необходима пасочница - деревянная сборно-разборная резная форма, состоящая из 4 дощечек. В двух из них имеются ушки, а в двух других - прорези для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки. На внутренней ..

Дополнительный поиск Пасха Пасха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пасха" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пасха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа