Царь

286

ЦАРЬ (от латинского caesar - цезарь), в 1547-1721 официальный титул главы Российского государства. Первым царём был Иван IV Грозный. При Петре I титул царя заменён титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.Источник. Энциклопедия "Отечество"(лат. Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально называться Императорами. С 1815 название Царь снова ввели в титул в виде «Царь Польский». В народе титул «император» не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово «Царь».Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее благо.

Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства.«Царь для русского человека, — отмечал А.С. Хомяков, — есть представитель целого комплекса понятий, из которого само собой слагается «бытовое» Православие. В границах этих всенародных понятий Царь полновластен. Но его полновластие (единовластие) — самодержавие — ничего общего не имеет с абсолютизмом западнокесарского пошиба. Царь есть «отрицание абсолютизма» именно потому, что он связан пределами народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна почитать себя свободной».Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации. Самодержавие ограничено традицией и народным преданием.

Царь не вмешивается в дела крестьянской общины, регулируемые обычным крестьянским правом, он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если только они не приобретают угрожающий характер, и т.п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать, но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато общественными потрясениями.«Русский народ, — писал К.А. Аксаков, — государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт — жизнь мирную духа. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя.

Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа. Воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа. Царство мое несть от мира сего. И потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь — путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову. Царство Божие внутри нас есть».Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице удельных князей. В «Повести временных лет» монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение. «кождо да держит отчину свою», а признавая центром единства Руси только Церковь.

Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу, только опираясь на Православную Церковь. Таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних, считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога.Царская власть в России, справедливо отмечает И.Л. Солоневич, была функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки ее ограничения.Русская монархия, писал Л.А.

Тихомиров, «представляет один из величайших видов монархии, и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью...»Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни.

Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство. В его руках «милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение».Еще дальше пошел старец Филофей. Он сумел обосновать, что русский Царь является наследником величия римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом.

Обращаясь к Царю, он писал, что «все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей поднебесной ты один христианский царь». Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом «правой веры», защищать Православие как добротолюбие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими.Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. «Русский Бог — велик», — считал русский человек.

«Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ — царелюбивый».«Нельзя быть земле русской без государя» — говорят народные пословицы. «Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля — вдова». «Грозно, страшно, а без Царя нельзя». «Светится одно солнце на небе, а Царь русский на земле».А почему. А потому, что «без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится». «Бог на небе, Царь на земле». «Один Бог, один государь». «Все во власти Божьей и Государевой».В народном сознании. «Народ — тело, Царь — голова». «Государь — батька, земля — матка». «Царь города бережет». «Царь от Бога пристав».«Сердце царево в руке Божьей».Царь — помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, — Божья воля. «Кого милует Бог, того жалует Царь».

«Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует». «Вся жизнь человеческая — служение Богу и государю». «Где ни жить — одному Царю служить». «За Богом молитва, за Царем служба не пропадет».В народном сознании Царь обладает всеми высшими характеристиками. «Где Царь, там и правда», — говорит русский человек. «Всякая вещь перед Царем не утаится». «У Царя руки долги». «Царский глаз далече сягает». «Нет больше милосердия, как в сердце царевом». «Богат Бог милостию, а государь жалостию». «У Бога да у Царя всего много». «Все ведает Бог и государь». Да и вообще слово «Царь» выражает принцип высшего совершенства. Отсюда — «Царь-колокол», «Царь-пушка», «Царь-девица», «Царь-земля».«Государь только Богу ответ держит», — считает русский человек.

«Царский гнев и милость в руке Божьей». Но ответственность Царя перед Богом очень велика — ибо «За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует». «Народ согрешит — Царь умолит. Царь согрешит — народ не умолит».Все русские люди — «душою Божьи, а телом государевы».«Царь думает, а народ ведает». «Воля царская не судима». От народа Царь требует прежде всего правды — «Царю правда нужна». «Царю правда — лучший слуга».«Правда Божья, а суд царев». «Правда Божья, а воля царская». «Воля Царя — закон». «На все святая воля царская». «Все во власти Божьей и государевой». «Суди меня Бог и Государь!»По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение. «Не от Царей угнетение, а от любимцев царских».

«Не Царь гнетет народ, а временщик». «Не Царь грешит, а думцы наводят».В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя — «Не всяк Царя видит, а всяк за него молит». «Государь-батюшка, надежа Православный Царь».В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога, Царя и Отечество» выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа.О.

ПлатоновИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Царь

(от лат. Caesar — цезарь, титул римских императоров) в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. Впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Ц. Приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул Ц. С конца 19 в. До провозглашения народной республики (1946).. ..

Царь

ЦАРЬ (от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царство Польское

ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ (в литературе иногда называется Королевством Польским), название части Польши, вошедшей в состав Российской империи в 1815 по решению Венского конгресса 1814-15. Столица -Варшава. Статус Царства Польского определялся Конституцией 1815, после подавления польского восстания 1830-31 - Органическим статутом 1832. В 1914-15 Царство Польское оккупировано германскими войсками. Территория бывшего Царства Польского стала основой возрождённого в 1918 Польского государства.Источник. Энцикл..

Царукаев

ЦАРУКАЕВ Александр Ибрагимович (род. 1918), осетинский писатель. Сборники лирических стихов "Утренние песни" (1952), "Колыбель жизни" (1965), "От отца к сыну" (1978), "Тропинки сердца" (1984). Рассказы.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Царь-колокол

"ЦАРЬ-КОЛОКОЛ", памятник литейного искусства 18 в., установлен в Московском Кремле. Вес свыше 12 тыс. Пудов (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м). Отлит по указу императрицы Анны Ивановны в 1733-1735 русскими мастерами И. Ф. И М. И. Материными. Во время пожара 1737 от "Царь-колокола" откололся кусок весом ок. 700 пудов. В литейной яме колокол находился до 1836, когда был поднят и водружён на постамент, сооружённый по проекту А. А. Монферрана.Источник. Энциклопедия "Отечество"иллюстрированный ж..

Царь-пушка

"ЦАРЬ-ПУШКА", памятник русской артиллерии и литейного искусства - артиллерийское орудие (мортира). Отлита из бронзы в 1586 русским мастером А. Чеховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначалась для стрельбы каменным "дробом" (картечью), в 16-17 вв. Была установлена в Китай-городе для обороны переправы через р. Москва. С начала 18 в. Находится в Кремле (с 1960-х гг. Помещается на специальном каменном постаменте).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Царь

Один из монархических титулов, равносильный титулу король (см.). В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира, a также русских государей с XVI в., и давая имя королей главным образом западноевропейским государям в средние века и в новое время. Французы, немцы, англичане, поляки и т. Д. Одними и теми же терминами roi, König, King, Król обозначают и древневосточных, и..

Царь

При царе Горохе (Косаре, Копыле). Разг. Шутл. Очнь давно, в незапамятные времена. ФСРЯ, 512. БТС, 1458. БМС 1998, 609. МФС, 108. СРНГ 13, 62. СРГА 3-III, 167. ЖРКП, 72. Мокиенко 1989, 33, 184. Мокиенко 1990, 16, 155. Глухов 1988, 134. ЗС 1996, 339. Янин 2003, 238. МФС, 108. СОСВ, 197. ЯОС, 8, 82.. ..

Царь

Бог на небе, царь на земле.Один Бог, один государь.Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится.Царю правда нужна. Без правды боярский царь Бога прогневит.Царь без слуг, как без рук.Верный слуга царю всего дороже.Холоден, голоден - царю не слуга (солдатск.).До царя далеко, до Бога высоко.До неба высоко, до царя далеко.До неба умом не сягнешь, до царя рукою.Царю из-за тына не видать.Царю застят, народ напастят.Ограда выше колокольни.Стол здоров, да забор плох.Не ведает царь, что делает псар..

Царь

(сокращ. Caesar) титул правителя у вост. Славян. Титул рус. Царей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)(сокращ. От лат. Caesar). 1) титул государя, монарха России. 2) в персидском языке трон, верховная власть.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)древн.-польск. Czar, czarz, теперь car, кроатское czar, венгер. Czaszar. Верховный властитель. - Царская водка. Смесь азотной кислоты с соляной ..

Царь

См. Правитель. ..

Царь

М. Вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли. Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские государи, до Петра, чествовались царями, и ныне русский император пишется царем польским и иных. Народ зовет государя царем. Народ согрешит - царь умолит, а царь согрешит - народ не умолит. Народ думает, а царь ведает. Как весь народ воздохнет, до царя дойдет...

Царь

М.1) Титул монарха в некоторых странах.2) Монарх, имеющий такой титул.3) перен. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё. Владыка, властитель.4) перен. Употр. Как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных.. ..

Царь

ЦАРЬ -я́. М.. ..

Царь

-я, м. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха. Лицо, носящее этот титул. 2. Перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем-н., властитель (устар. И книжн.). Ц. Своей судьбы, Ц. Моей души. 3. Перен. Кого-чего. О том, кто (что) является первым, лучшим среди кого-чего-н. Дуб — ц. Лесов. Лев — ц. Зверей. 4. Царь-. В сочетании с другим существительным характеризует кого-что-н. Как нечто выдающееся среди других подобных (устар. И раэг.). Ц. -колокол. Ц.-пушка. Ц.-рыба. ..

Царь

Царя, м. 1. Название монархов в нек-рых странах. В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил. Пушкин. Протестуя против "крайностей" царизма, либералы преследовали две цели. Во-первых, "образумить" царя, во-вторых, - накинуть на себя маску "большого недовольства" царизмом. История ВКП(б). 2. Перен., чего. О ком-н., господствующем в каком-н. Отношении над кем-чем-н. Или где-н., превосходящем всех (книжн.). Царь песнопений, неумирающий О мир. Гнедич. 3. Употр. В сочетании с другими..

Царь

Восходит к общеславянскому цьсарь, которое в свою очередь восходит к латинскому Caesar – имени человека, который оставил заметный след во всемирной и римской истории – Гая Юлия Цезаря, который фактически стал первым римским монархом, чье имя сделалось нарицательным, превратившись в титул императоров. Добавим, что к этой же основе восходит и немецкий титул кайзер.. ..

Царь

Искон. Возникло в др.-рус. Эпоху как аллегроформа из цесарь <. Цѣсарь <. Лат. Caesar «Цезарь» (римский политик, диктатор и полководец). С правления Октавиана слово цезарь стало титулом императора.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Царь

Латинское – caesarius (Цезарь, император).. ..

Царь

Род. П. -я́ – титул, принятый в 1547 г. Иваном Грозным (см. Соболевский, "Slavia", 8, 491), укр. Цар, др.-русск. Цьсарь – в качестве обозначения визант. Императора (ХI в. См. Бернекер I, 127), др.-русск. Царь "властитель, государь", а также название татарского хана (последнее – в грам. 1267 г. См. Срезн. III, 1433 и сл.), болг. Цар – титул др.-болг. Правителей, начиная с царя Симеона (917 г.), сербохорв. Ца̏р. Поздним заимств. Из русск. Является чеш. Саr, польск. Саr "царь". Источником этих слов..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

(от лат. Caesar цезарь). ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

- титул, официально принятый в России великим князем Иваном IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь. ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь, титул рим. Императоров) - офиц. Звание (титул) главы гос-ва (монарха) в России (до 1917) и Болгарии (до 1946). Ц. Принято называть и монархов древних гос-в. Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Ирана, Греции, древнейшего Рима, эллинистич. Египта и др. Титул Ц. Равнозначен титулу король, он является высшим (после императора) монархич. Титулом. В России титул Ц. Официально принял в 1547 Иван IV Грозный, хотя им иногда (неофициально) именовали его деда и отца (Ивана III и Вас..

Царь

(лат. Caesar цезарь - титул римских императоров) - в России в 1547- 1721 официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917. В Болгарии монархи носили титул Ц. С конца XIX в. До провозглашения Народной республики в 1946.. ..

Царь

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5. Пс 149:2. Ис 33:22. Ср. 1Цар 8). Он давал народу Свои см. Законы и установления (Исх 20:11 и след.), открывал Свою волю через см. Урим и туммим и через Своих см. Пророков (Втор 18:15 и след.). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10. Чис 27:18-20). После их смерти религ. И обществ. Порядок нарушил..

Царь

Как и в др. Древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. Термин, обозначающий Ц. - раджа(н), - встречается еще в "Ригведе".Ц. Именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств, ритуала. В Ведах обычно речь идет о Ц. Как предводителе племени, "владыке людей" (нарапати), позднее - как "владыке земли" (бхупати). "Царские" наименования (раджанья, раджапутра) имели все представители военной знати (см. КШАТ..

Царь

- титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов.15:24 ), князьям колен и городов (Нав.12:9 ,24), правителям народа или народов (Ис.8:21 ), к идолам от идолопоклонников (Соф.1:5 ), к Иегове (Пс.5:2 ) и к Мессии (Пс.2:6 ). Ассирийский называется великим царем (Ис.36:4 ), царю Вавилонскому приписывается титул царя царей (Иез.26:7 ). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, слу..

Царь

Один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах - это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях - это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. Богов. Ц. Мыслится центром вселенной, осью мира, в нём неразличимо слиты космическое и социальное. В общей мифологической концепции циклической смены смерти и возрождения Ц. Воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива..

Дополнительный поиск Царь Царь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Царь" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Царь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 4 символа