Экономика

258

(греч. Искусство ведения домашнего хозяйства), народное хозяйство, хозяйственная деятельность. До XVIII в. В России не существовало понятия «экономика». Самобытный хозяйственный строй, господствовавший на Руси, носил название «домостроительство». Домостроительство в понимании русского человека — наука вести хозяйство на духовно-нравственных началах для обеспечения достатка и изобилия. Хозяйство в русской науке домостроительства — это прежде всего духовно-нравственная категория, в рамках которой прибыль не самоцель, а хозяйственные отношения ориентируются на определенный нравственно-трудовой порядок, порицающий поклонение деньгам и несправедливую эксплуатацию. Многие основы этой науки выражены в замечательном памятнике экономической мысли и быта русского народа «Домострой».Главная идея «Домостроя» (XVI в.) — замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам.

Духовное начало одухотворяет мир экономики. Экономика «оживает, когда все «благословенно», и благословенная денежка по милости Божией становится символом праведной жизни».Через всю книгу «Домострой» красной нитью проходит отношение русских людей к труду как к добродетели, как к нравственному деянию. Создается настоящий идеал трудовой жизни русского человека — крестьянина, купца, боярина и даже князя (в то время классовое разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру имущества и числу слуг). Все в доме — и хозяева, и работники — должны трудиться не покладая рук. Хозяйка, даже если у нее гости, «всегда бы над рукодельем сидела сама». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это неоднократно подчеркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках.

Хозяйка-жена должна быть «добрая, и трудолюбивая, и молчаливая». Слуги — хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен». Родители обязаны учить труду своих детей, «рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей».Книга проповедует трудолюбие, добросовестность, бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Очень тактично регулируются трудовые отношения между хозяином и работником.Труд рассматривается как добродетель и нравственное деяние. Всякое рукоделие или ремесло, по «Домострою», следует исполнять приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего — святым образам поклониться трижды в землю — с тем и начать всякое дело.В «Домострое» приводится идея практической духовности, неразрывной с экономической стороной жизни, в чем и состоит особенность развития духовности в Древней Руси.

Духовность — не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и прежде всего идеала праведного труда.Стремление к автономности, независимости, даже замкнутости хозяйства от внешней среды, стремление обеспечить себя всем необходимым, чтобы не зависеть от других, было характерной чертой большей части хозяйственных единиц России. Именно оно служило импульсом автаркических тенденций русской экономики. Деревня, мир, артель, монастырь стремились все сделать своими руками, создать независимое от внешней среды самостоятельное хозяйство. В этой хозяйственной независимости русский человек чувствовал себя беззаботным, но это была беззаботность трудового человека, привыкшего надеяться только на свои руки.

В этом смысле показательна заонежская сказка о беззаботном монастыре:«Как-то раз Петр I проезжал по местности, как он любитель был ездить смотреть Россию. Пришлось ехать по одному месту, видит надпись. «Беззаботный монастырь». Его заинтересовало, что это такое — «Беззаботный монастырь». Остановился, зашел, спрашивает игумена:— Меня заинтересовала ваша надпись, что означает ваш «Беззаботный монастырь?» Игумен отвечает:— Пойдемте. Я вам разъясню, что такое Беззаботный монастырь.В первую очередь провел по полям, по лугам, к скоту. Что выращивают показал — в саду, в огороде.— Ну, теперь посмотрим, что у нас по хозяйству есть. Кузнецы, золотых дел мастера, богомазы. Вот у нас беззаботный монастырь. Мы никуда ни к кому ни за чем не обращаемся, все сами делаем, поэтому у нас и надпись такая, ни об чем не заботимся о другом».Линия «Домостроя» и «беззаботного» монастыря проходит через всю русскую экономическую мысль.

В книге А.Т. Болотова «Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтоб по ней и исполнять» (1798 — 99) говорится. «Смолоду приучай (детей) к трудам, чтобы были добрые хлебопашцы, а не лежаки. Крестьянская жизнь потовая. Труды-то нас и кормят!», «Трудись до поту — после слюбится», «Ленивый хотя желает, да не получит». Упорный труд по 12 — 14 часов в день. «Работник должен летом вставать поутру в 4 часа и идти на работу. В 7 часов надобно завтракать. Между 11 и 12 часов — обедать, в пятом часу полдничать, а ввечеру, в 8 часов, — ужинать. После можно еще что-нибудь поделать до 9 часов, а потом ложиться спать. Таким образом можно зимою и летом поступать, особливо когда есть работа».Строжайшая хозяйственная бережливость во всем.

«Ешь то, чем можно быть сыту, пей то, чем можно утолить жажду, одевайся так, чтоб не быть нагу. Так твои расходы не будут свыше приходов». Идеальный хозяин экономен во всем и копит деньги про черный день. «Домоводство без денег стоять не может, и для того надобно хозяину деньги в запас копить».Самообеспечение и самоограничение — важнейший хозяйственный принцип. «Что сам можешь сделать, за то денег не плати», «Не купи чего хочется, покупай, без чего обойтись нельзя». Для Болотова образцом для подражания служит трудолюбивый человек, который «во всю жизнь свою не пролакомился ни гроша, не ел ничего покупнова, сам с детьми не носил ни нитки, кроме напряденова и вытканова его женою и дочерьми». Ничего покупного — девиз самообеспечивающегося крестьянского хозяйства.

И совсем не важно, если для этого придется себя ограничить в потреблении, главное — хозяйственная независимость, «беззаботность». Ведь, в самом деле. «От жареного не сытее наешься, как и щами с кашею», «Тонкое сукно не лучше греет сермяги», «Наработавшись, столько же сладко уснешь на соломе, как на перинах».Русская модель хозяйственной деятельности принадлежит к общинному типу экономики. Она развивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и «артели», взаимопомощи, рабочего самоуправления. Эффективный труд в ней мотивировался преимущественно духовно-нравственными, моральными, а не материальными стимулами.Русская модель экономики существовала как определенный национальный стереотип хозяйственного поведения.

Это была не жесткая доктрина, а постоянная развивающаяся устойчивая система представлений, опиравшихся на традиционные народные взгляды.Изучение деятельности русской модели экономики, существовавшей как господствующий тип с X—XII вв. Вплоть до начала XVIII в., а в усеченном виде даже до н. XX в., позволяет выявить ряд основополагающих принципов ее функционирования.1. Хозяйство как преимущественно духовно-нравственная категория. Ориентация на определенный духовно-нравственный миропорядок.2. Автаркия — тяготение хозяйственных единиц и системы в целом к замкнутости, самодостаточности, самоудовлетворенности. Основной поток эффективной хозяйственной деятельности направлен не во вне, а внутрь хозяйственной системы.3.

Способность к самоограничению (См. Нестяжательство), направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности.4. Трудовой характер хозяйственной деятельности. Взгляд на труд как на добродетель. Экономический процесс направлен не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности.5. Собственность — функция труда, а не капитала. Капиталом является производительная часть собственности, направленная на производство. Капитал, отдаваемый в рост, рассматривается как паразитический.6. Самобытные особенности организации труда и производства — рабочее самоуправление общины и артели.7. Самобытные особенности трудовой и хозяйственной мотивации — преобладание моральных форм понуждения к труду над материальными.В рамках этой экономической модели была создана достаточно эффективная система народного хозяйства.

Сам факт существования тысячелетнего Российского государства свидетельствует, что его хозяйственная система была высокоэффективной в рамках внутренних потребностей, обеспечивая экономическое освоение огромных территорий, строительство тысяч городов, армию и тыл в борьбе с полчищами захватчиков.Эпизодически с XV—XVI, нарастая в XVII—XVIII, приобретая угрожающий характер в XIX веке, рядом с традиционной народной культурой, народными основами жизни и хозяйствования возникает идущее сверху движение за их отрицание. Серьезным ударом по русской модели экономики стало закрепление крепостного права. Этот процесс происходил в России сравнительно поздно, когда у крестьян уже сложились черты национального характера, выражавшегося прежде всего самостоятельностью и инициативой в рамках традиций и обычаев самоуправляющейся общины и артели.

Закрепощение крестьян происходило по мере отказа правящего слоя от традиционных ценностей Древней Руси и принятия им в качестве образца социальных отношений, существовавших в западных государствах. Крепостное право, не свойственный для России институт, пришло к нам с Запада через Польшу, с которой близко соприкасалась правящая верхушка западнорусских земель. Именно по настоянию этого слоя феодалов в к. XVI в. Отменяется Юрьев день, а во 2-й пол. XVII в. Происходит закабаление около половины ранее свободных русских крестьян.Правда, крепостное право в России носило относительно более мягкий характер, ибо даже для крепостных крестьян сохранялись общинные отношения. Закабалив крестьян, помещики не осмеливались посягать на общину, стараясь использовать ее как дополнительное средство управления крестьянами, позволяя им собираться на сходки и выбирать своих старост.Отрицание русских форм хозяйствования широко проявилось со 2-й пол.

XVII в., но неверно и несправедливо связывается с именем Петра I, ибо дело Петра носило народный характер. Однако деяния Петра стали своего рода отправным моментом, с которого интенсифицировались все народные и антинародные процессы в русском обществе. Изучение петровских преобразований позволяет понять, что Петр не копировал вслепую зарубежный опыт, а применял его к российской действительности, опираясь на уже сложившиеся общественные институты, общинное самоуправление и землепользование (которые он начал очень умело использовать при сборе подушной подати), самоуправление купцов и ремесленников, артельный дух русских тружеников. Но главное, на что делал ставку Петр Первый, — использование творческой инициативы и самостоятельности русского хозяина и работника.

Петр создал благоприятные условия для реализации его лучших качеств и на их основе осуществил свои реформы.Властители после него, может быть за исключением Елизаветы I и Екатерины II, не понимали необходимости развития народных форм хозяйствования. Общинные и артельные формы русского хозяйства, другие его основополагающие принципы в течение почти полутора веков оставались без творческого развития, вне внимания основной части русских ученых.А жизнь требовала приведения их к новым условиям и совершенствования с учетом современных достижений науки. Забытые и интеллигенцией, и государством, народные формы труда и хозяйствования приобретали архаичный характер и постепенно деградировали, что воспринималось как признак их отмирания и приближения неизбежного конца.

Однако требовалось другое — забота со стороны государства и реформирование применительно к новым условиям. Русская экономическая мысль об этом твердит постоянно. Однако ее голос заглушается сторонниками чужого пути, предлагающими реформы на западный манер.Весь смысл реформ, проводимых в царствование Александра II, носил западнический характер. Но, конечно, самой большой ошибкой этого царствования был порядок освобождения крестьян от крепостной зависимости, в результате которого крестьяне, освобождаясь с наделением их землею на началах общинного владения, по сути дела оставались без внимания со стороны государства.Совершенно очевидно, что требовались широкая государственная программа помощи крестьянским хозяйствам, развитие и совершенствование национальных форм.

Однако это не делалось. Отсутствовала поддержка государством создания на базе общины предприятий по обработке сельскохозяйственных продуктов и разных вспомогательных производств. Не было сделано ничего для повышения производительности труда в русле развития и совершенствования национальных форм труда.Развитие промышленности в пореформенной России также осуществлялось в русле насаждения хозяйственных форм, существовавших на Западе. Русские формы хозяйствования и труда намеренно вытеснялись, заменяясь чуждыми для России потогонными индивидуалистическими системами. Если в 1-й пол. XIX в. На средних и мелких предприятиях преобладали артельные формы организации труда, то к концу его удельный вес их значительно снизился.Многие известные экономисты XIX в.

Просто игнорировали русскую экономическую мысль. Например, министры финансов Е.Ф. Канкрин и Н.Х. Бунге старательно и в практике, и в науке насаждали западноевропейские экономические представления, фактически не учитывая тысячелетний хозяйственный опыт великой страны.В 1860—80-х в русской экономике идет острая борьба отечественных и западных начал хозяйствования. И нельзя сказать, что позиции отечественных начал были безнадежны. На каком-то этапе в 80-х годах даже наметилась тенденция к преобладанию народных форм жизни. Именно это дало основание русскому экономисту В. П. Воронцову сделать вывод об упадке капитализма в России.Данные его основывались на анализе статистики развития мелкой и средней преимущественно кустарной народной промышленности, работавшей на отечественных хозяйственных принципах, и крупной промышленности, развившейся по западноевропейскому образцу.

По приводимым Воронцовым данным, мелкая и средняя промышленность развивалась быстрее, чем крупная. Однако уже лет через десять эта тенденция изменилась на противоположную. Преобладание западных экономических форм обеспечивалось политикой правительства Александра II, создавшего предпосылки для дальнейшего прогрессирующего отторжения народных форм хозяйствования.Одним из средств разрушения русской общины со стороны западнически настроенных правящих кругов была финансово-налоговая политика по отношению к крестьянству, когда оно было обложено грабительскими налогами и разными поборами. Нередко для выплаты налогов община прибегала к займу под круговую поруку. Однако порой складывалось так, что община уже не могла получить кредита для выплаты займа и вынуждена была продавать средства производства.

Влезая в долги, теряя средства производства, крестьянский мир терял и свою независимость, и способность сохранять свои национальные методы хозяйствования, что вело к упадку сельского хозяйства. Как справедливо отмечал В.П. Воронцов, «не ограниченность знания, энергии, вообще способностей народа и не общинное землевладение причиною низкого состояния русского земледелия, а неустранимые силами общины общественные и финансовые условия, созданные культурными слоями. Эти условия мешают народу даже применять на практике те правила обычной полевой системы, которые выработаны им долголетним опытом и наблюдением природы. Поэтому-то между его теорией земледелия и практикой существует значительное противоречие». Значительный урон самобытным основам русской экономики был нанесен так называемой Столыпинской реформой, которая заметно подорвала позиции общины, не найдя им равноценной замены.О русской экономике см.

Также статьи «Промышленность» и «Купечество».О. ПлатоновИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Экономика

IЭконо́мика (от греч. Oikonomikë, буквально— искусство ведения домашнего хозяйства) 1) совокупность производственных отношений, экономический базис общества. 2) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства. 3) отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определённой сфере обществ. Производства и обмена. Э. — совокупность производственных отношений. Научное определение Э. И её места в развитии обществ..

Экономика

ЭКОНОМИКА (от греч. Oikonomike - букв. - искусство ведения домашнего хозяйства),..1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции2)] Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства3) Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).. ..

Экк

ЭКК (настоящая фамилия Ивакин) Николай Владимирович (1902-76), сценарист, кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1973). Поставил первый отечественный звуковой фильм "Путёвка в жизнь" (1931) и первый цветной фильм "Груня Корнакова" (1936). Выступал также как театральный режиссёр.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Экономизм

"ЭКОНОМИЗМ", принятое в исторической литературе название одного из течений в российской социал-демократии конца 19 - начала 20 вв. "Экономисты" (Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович и др.) считали пропаганду социализма в России преждевременной, выдвигали в качестве главной задачи социал-демократии помощь рабочим в организации борьбы за улучшение их экономического положения, выступали против создания нелегальной партии. Призывали к объединению с либералами в борьбе за политические свободы. В начале 20..

Экономисса

(греч. Домостроительница), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в лавре св. Афанасия на Афонской горе. Она написана по следующему случаю. Однажды там был голод, так что все иноки ушли из обители св. Афанасия и сам он решил удалиться. На дороге вдруг он увидел женщину под покрывалом и удивился, говоря. Откуда взяться здесь женщине, когда вход для женщин сюда невозможен. Женщина спросила его. «Куда ты идешь, старец?» — «Ты кто и как зашла сюда. — спросил ее в свою очередь св. Афанасий..

Экономические Крестьяне

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория государственных крестьян, возникла после секуляризации в 1764 монастырских и церковных земель, включала бывших монастырских и церковных крестьян. Делами экономических крестьян ведала Коллегия экономии (отсюда название), после её упразднения (1786) -казённые палаты. К началу 19 в. Экономические крестьяне слились с общей массой государственных крестьян.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Экономика

ЭКОНОМИКА (от греческого oikonomike, буквально - искусство> ведения домашнего хозяйства), 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) народное хозяйство данной страны или его часть (экономика транспорта, экономика сельского хозяйства и др.). 3) Экономическая наука>, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйство региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).. ..

Экономика

Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Лоренс Питер В экономических вопросах большинство всегда не право. Джон Кеннет Гэлбрейт Незнание экономических законов не освобождает от ответственности. Савелий Цыпин Когда-то экономистов спрашивали. «Если вы такие умные, то почему вы такие бедные?» А теперь мы можем спросить. «Оказалось, вы не такие уж умные. Почему же вы такие богатые?» Эдгар Фидлер Прогнозировать средние экономические показатели..

Экономика

[гр. Oikonomia - управление хозяйством] - 1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил. 2) хозяйство района, страны, мира. 3) наука, изучающая развитие хозяйства и условия производства.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)То же, что экономия политическая.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Экономика

Народное хозяйство, экономическая наука, политическая экономия, хозяйственная жизнь, хозяйство. ..

Экономика

Ж.1) Совокупность производственных отношений, соответствующих определенной ступени развития производительных сил.2) а) Состояние хозяйства страны или его части.б) Структура и финансово-материальное состояние какой-л. Области хозяйственной деятельности.3) Раздел научной дисциплины, изучающий функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.. ..

Экономика

ЭКОНО́МИКА -и. Ж. [от греч. Oikonomikē - искусство ведения хозяйства, домоводство]. ..

Экономика

-и, ж. 1. Совокупность производственных отношений” соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе. Рыночная э. 2. Организация, структура и состояние хозяйственной жизни или ка-кой-н. Отрасли хозяйственной деятельности. ..

Экономика

Экономики, мн. Нет, ж. (греч. Oikonomike - домоводство). 1. Хозяйственный уклад, хозяйственный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и распределение. Советская экономика. Капиталистическая экономика. Отсталая крестьянская экономика в прошлом. Закрепляя социалистическую основу нашей экономики, Конституция облегчает наше дальнейшее движение к коммунизму. Молотов. К 1936 году совершенно изменилась экономика СССР. История ВКП(б). От войны сильно страдает экономика страны. || Область ..

Экономика

English. Economics 1. Искусство управления хозяйством или его частью - отраслью, производством района и т.д. 2. Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты производственных хозяйственных отношений. ..

Экономика

Все отрасли материального производства и непроизводственной сферы.. ..

Экономика

1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда. 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства, обмена и потребления ограниченных благ, закономерностях протекания хозяйственных процессов.. ..

Экономика

1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства, обмена и потребления ограниченных благ, закономерностях протекания хозяйственных процессов.. ..

Экономика

(от греч. Oikonomike, букв. Искусство ведения домашнего хозяйства). ..

Экономика

-1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда. 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства, обмена и потребления ограниченных благ, закономерностях протекания хозяйственных процессов.. ..

Экономика

– буквально. Искусство ведения домашнего хозяйства – совокупность производственных отношений определенных общественно-экономических формаций, экономический базис общества. Народное хозяйство конкретной страны или его часть, охватывающие соответствующие отрасли и виды производства. Совокупность общественных наук, изучающих закономерности развития общественного производства, функционирование предприятий и отраслей, факторы, влияющие на эффективность их работы. Включает собственно экономику, а том ..

Экономика

1) Совокупность производственных отношении, соответствующих данной ступени развития производительных сил и составляющих базис общественного строя. 2) Народное хозяйство страны, области, района (напр. Э. Индии) или отрасли народного хозяйства (напр., Э. Транспорта, колхозная Э.).. ..

Дополнительный поиск Экономика Экономика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экономика" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экономика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 9 символа