Агрефений, архимандрит смоленского монастыря

426

Агрефений (2-я пол. XIV в.) – архимандрит смоленского Богородичного монастыря, в 1370-е гг. Совершивший паломничество в Иерусалим и составивший описание «Хождение архимандрит (так!) Агрефенья», дошедшее в двух списках, XV и XVI вв. Имя паломника в научной литературе передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), но в конце концов общепринятым стало его наименование А. Датировка хождения 1370-ми гг. (принадлежит архимандриту Леониду) основана на неупоминании турок, на приведении имен иерусалимского митрополита Германа и епископа Марка II (ум. В 1378 г.), а также на указании владений армянского духовенства в Иерусалиме. При описании палестинских городов А. Отметил следы разрушений, нанесенных, по-видимому, в 1366 г.

Ратью египетского султана (что отмечено и в Московском летописном своде). Из 14 храмов пострадали 6.Хождение начинается перечнем русских городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, (Великие) Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород), затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге посещены острова Митилен, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные его христианские святыни (церковь св. Воскресения с ее реликвиями, св. Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. Обратный путь паломника не приводится, указано только, что из Иерусалима он направился в Дамаск и видел Фаворскую гору.В своем хождении А.

Отметил наличие в Иерусалиме служб разных христианских церквей. Яковитов, хабежей (эфиопов), фрягов, греков, армян, иверов (грузин). Рассказ паломника насыщен сюжетами и образами Ветхого (Содом и Гоморра, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и Нового (Христос и Пилат, исцеления Христа, Иоанн Предтеча и др.) заветов. Упоминает А. Также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.). Это показывает, что автор был книжно образованным, наблюдательным человеком, сумевшим, не повторяя сведений Даниила игумена – своего предшественника, – найти краткие, но выразительные слова для характеристики посещенных им мест. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список хождения XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на некоторый архаизм лексики.Изд.

Горожанский Я. И. Хождение архимандрита Грефенья во Святую землю // РФВ, 1884, № 4, с. 251–312. 1885, № 4, с. 1–43. [Леонид, архим.] Хождение архимандрит Агрефенья обетели пресвятыя Богородици около 1370 г. // ППС. СПб., 1896, т. 16. Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину. (Текст и археограф. Примеч.) // Литература Древней Руси. М., 1975, вып. 1. (Сб. Тр. МГПИ им. В. И. Ленина, вып. 1), с. 136–151..

Значения в других словарях
Автор Слова о полку Игореве

Автор «Слова о полку Игореве». Мы располагаем бесспорными свидетельствами того, что Слово о полку Игореве (далее – С.) было известно в Древней Руси. В слегка измененном виде цитата из С. Была включена в послесловие к псковскому Апостолу, переписанному в 1307 г. Домидом. С. Послужило основой «Задонщины». Но ни в этих текстах, ни в самом С., ни в каких-либо других документах нет данных об авторе С. Основным источником наших представлений о нем является только текст самого произведения.Поэтическая ..

Агафоник

Агафоник (XVI в.) – иерей новгородской, принадлежавшей Софийскому собору церкви Гурия, Самона и Авива, составитель и писец книги «Пасхалия». Написанная в 7048 (1540) г., его книга включала пасхалию на 532 г., предисловие с рассказом, «како написана бысть пасхалия», два «слова» новгородского архиепископа Геннадия о составлении пасхалии на седьмую тысячу лет и о втором пришествии Христовом, «Сказание» Иосифа Волоцкого о неправомочности указания конкретных дат конца света и на восьми листах – учебн..

Адашев Алексей Федорович

Адашев Алексей Федорович (1530-е – нач. 1561 г.) – государственный деятель, считающийся одним из руководителей русской политики середины XVI в., возможно, автор Летописца начала царства. А. Происходил из среды богатого придворного дворянства. Род А. Имел вотчину в Костроме. Богатство этого рода выросло на торговле солью. А. Появляется при дворе Ивана IV в начале 1540-х гг., после возвращения из Константинополя, где он находился вместе с посольством со своим отцом Ф. Г. Адашевым. Начало политичес..

Азбуковники

Азбуковники – памятники древнерусской лексикографии. Старшие из словарей, выполненных в типе А., относятся ко времени не ранее второй половины XVI в. Начальный этап сложения А. Связан с преобразованием разнородных по содержанию сборников XV–XVI вв. В сборники тематические. Значительной частью многих из них оказались обширные словари с алфавитным расположением статей. А. Предшествовали четыре более ранних типа лексикографических трудов. Словари-ономастиконы, словари символики (приточники), словар..

Дополнительный поиск Агрефений, архимандрит смоленского монастыря Агрефений, архимандрит смоленского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агрефений, архимандрит смоленского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агрефений, архимандрит смоленского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 44 символа