Азбучная молитва

417

Азбучная молитва – первое наряду с «Прогласом к Евангелию» стихотворное произведение староболгарской и старославянской литературы. В самом раннем списке (XII в., ГИМ, Синод. Собр., № 262) А. М. Помещена как часть предисловия («пролог») к «Учительному Евангелию», составленному в 894 г. Константином Преславским (сер. IX – нач. X в.). Ученик Мефодия Константин назван «епископом» Великого Преслава в приписке 907 г. Тудора Доксова, который переписал выполненный Константином перевод «Четырех слов против ариан» Афанасия Александрийского. На сегодняшний день выявлено и опубликовано 40 древнерусских списков А. М. Начиная с XV в. Она помещается в рукописях как самостоятельное сочинение и часто сопровождается сведениями о начале славянской письменности.

В ряде списков автором А. М. Называется Константин-Кирилл философ, что породило в славистике споры об атрибуции А. М., в которых по-разному интерпретируется и ее содержание. Сочинение впервые опубликовал в 1825 г. М. П. Погодин в качестве приложения к переведенной им книге Й. Добровского о славянских первоучителях Кирилле и Мефодии. Сторонниками авторства Константина-Кирилла являются также И. И. Малышевский, Ив. Франко, Е. Георгиев. Более распространена, однако, точка зрения, согласно которой А. М. – лирическая исповедь Константина Преславского. К этому заключению пришли В. М. Ундольский, О. М. Бодянский, П. И. Шафарик, еп. Антоний, А. И. Соболевский, А. Вайан, Э. Г. Зыков, К. М. Куев.Стихотворение является акростишной молитвой, в которой каждый стих начинается с очередной буквы славянского алфавита (’ακροστιχίδα κατ’ ’αλφάβητον).

Написана А. М. 12-сложным размером – «политическим стихом» (στίχοζ πολιτικόζ). В 40 стихотворных строчках реконструированного текста А. М. Преобладает цезура после 5-го слога (5+7), в двух случаях она делит строку на 7 и 5 слогов, а в двух стихах – на 6 и 6. Образцом метрики для А. М. Послужили «Мысли, написанные одностишиями» Григория Богослова – 24 строчки, образующие азбучный акростих и начинающиеся стихом. «’Αρχην ‛απάντων καὶ τέλοζ ποιοῦ θεόν» (PG t.37, col.908). Это изречение перефразировано Константином Преславским («Добро есть от бога начинати и до бога коньчавати яко же рече етер Богословьць Григор»), и с него он начинает свое прозаическое вступление к «Учительному евангелию».Содержание А. М. Отражает идеи IX–X вв., связанные с крещением Болгарского государства при князе Борисе-Михаиле и с созданием славянской письменности братьями Кириллом и Мефодием.

В стройной композиции раскрывается образ лирического героя – одним из первых среди славянских книжников он ищет силу, творческое вдохновение, чтобы записать буквами словесную мудрость. В А. М. Проявляется гордость автора тем, что он продолжает эпохальный подвиг своих учителей. В стихотворении звучит восторг и решимость «нового народа» – славян-неофитов – утвердить свое право создавать культуру на родном языке вопреки запретам средневековой реакции. Впечатление полета создается запоминающейся метафорой. «И летит ныне словеньско племя». Гражданственность и гуманистический пафос роднит это поэтическое произведение с блестящей апологией славянской письменности того же времени – «Сказанием» Черноризца Храбра.Подробная библиография изданий и исследований памятника приведена в монографии К.

Куева. Здесь же опубликовано 38 списков А. М. (еще два списка К. Куев опубликовал в отдельной статье).Изд. Добровский И. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители. Историко-критическое исследование / Пер. С нем. М. П. Погодина. М., 1825, с. 151. Срезневский. Памятники, с. 191. Антоний, еп. [Вадковский]. Из историй христианской проповеди. Очерки и исследования. 2-е изд. СПб., 1895, с. 161. Соболевский А. И. Церковно-славянские стихотворения IX–X вв. И их значение для изучения церковно-славянского языка. – Тр. 11 Археол. Съезда в Киеве. М., 1902, т. 2, с. 28–37. Куев К. М. 1) Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974. 2) Новооткрити преписи на Азбучната молитва. – Palaeobulgarica / Старобългаристика. София, 1979, кн. 4, с. 26–33..

Значения в других словарях
Адашев Алексей Федорович

Адашев Алексей Федорович (1530-е – нач. 1561 г.) – государственный деятель, считающийся одним из руководителей русской политики середины XVI в., возможно, автор Летописца начала царства. А. Происходил из среды богатого придворного дворянства. Род А. Имел вотчину в Костроме. Богатство этого рода выросло на торговле солью. А. Появляется при дворе Ивана IV в начале 1540-х гг., после возвращения из Константинополя, где он находился вместе с посольством со своим отцом Ф. Г. Адашевым. Начало политичес..

Азбуковники

Азбуковники – памятники древнерусской лексикографии. Старшие из словарей, выполненных в типе А., относятся ко времени не ранее второй половины XVI в. Начальный этап сложения А. Связан с преобразованием разнородных по содержанию сборников XV–XVI вв. В сборники тематические. Значительной частью многих из них оказались обширные словари с алфавитным расположением статей. А. Предшествовали четыре более ранних типа лексикографических трудов. Словари-ономастиконы, словари символики (приточники), словар..

Акиндин, монах Богородицкой лавры

Акиндин (XIV в.) – монах Богородицкой лавры, автор послания великому князю Михаилу Ярославичу («Написание о поставляющих мзды ради»), обращенного против Петра митрополита, в котором А. Пространно и очень резко выступает против симонии (взимания денег за рукоположение в церковный сан). Говорят, пишет он, что это делается «поганьскаго ради насилия» (разумеется, по-видимому, необходимость покупать ярлыки на митрополию у ханов), но «поганый бо, ли тать, ли разбойник», грабит только там, где видит бо..

Александр Свирский

Александр Свирский (в миру Амос) (1448 г. – 30 VIII 1533 г.) – основатель монастыря на р. Свири, названного позже по его имени Александро-Свирским, автор духовной грамоты. Очень скудные биографические сведения об А. С. Приводятся только в Житии А. С., которое было написано его учеником и постриженником Иродионом, после смерти святого ставшего игуменом монастыря. А. С. Происходил из семьи мелких землевладельцев села Мандеры на р. Ояти, юношей ушел из дому в Валаамский монастырь, где принял постри..

Дополнительный поиск Азбучная молитва Азбучная молитва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Азбучная молитва" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азбучная молитва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 16 символа