Андрей Пресвитер

416

Андрей Пресвитер (не ранее сер. XIV – не позже XVI в.) – московский священник, автор Слова на перенесение мощей святителя Николая Мирликийского из Мир Ликийских в Малой Азии в г. Бари в Италии (9 мая 1087 г.). Слово считалось анонимным до тех пор, пока Е. В. Барсов не издал его по обнаруженному им списку в продававшемся на московском антикварном рынке сборнике XVI в. В этом списке автор Слова называет себя «многогрешным и грубым и недостойным прозвитером Андреем, бывшим причетником и клириком соборныя церкви и апостольскиа в Русских странах преименитаго града Москвы». Отсюда ясно, считает Е. В. Барсов, что прежде, чем стать пресвитером, А. Служил причетником и клириком в московском Успенском соборе, поскольку же собор был освящен в 1327 г., пресвитером А.

Вряд ли мог стать ранее середины XIV в. Встречающиеся в Слове слова «граду нашему» наводят Е. В. Барсова на мысль, что пресвитером А. Был тоже в одной из московских церквей. Надо заметить, что «соборной и апостольской церквью» А. Называл вероятней церковь вообще, нежели определенный собор. Слово названо в заглавии «похвальным», и, действительно, будучи начисто лишено какой бы то ни было информативности, оно носит возвышенно-риторический характер. Начинается оно обращенными к «братиям» «похвалами» празднику, ритмически повторяющими слово «днесь». «Днесь наста светоносное торжество. Днесь правосиа светлая заря. Днесь раслабленых удеса радостное стягнутие обретши. Днесь язык онемевших благогласие восприемши. Днесь всяческий неизбытный недуг от человеческаго естьства непостоянно отгоняется...» и т.

Д. Далее автор, обращаясь к «братиям», призывает, «душевную съвесть очистивше и истинною верою оградившеся», «со усердием» праздновать память «досточюднаго и святейшаго Николы». Этот призыв сменяется обращением к самому Николе с рефреном «радуйся». «Радуйся, правыя премудрости скровище. Радуйся, богонарочитая и златокованная труба. Радуйся, аргане, украсивый церковная устроениа. Радуйся, цевнице доброгласная, исполняа радости благородных мудрованиа...» и т. Д. Обращения к братии и Николе чередуются. Заканчивая Слово, автор столь же отвлеченно-этикетно говорит о себе. «Темже а(з) убогий и недостойный, паче же грешный и грубый, тмою неразумиа одержим. Но, пресвятый отче Николае, надеюся твоими молитвами обрести милость в настоящем сем нужном времени и грядущая ся изба(ви)ти мукы...».Как установил недавно игумен Макарий (П.

И. Веретенников), автором Слова на перенесение мощей Николая Чудотворца является митрополит Московский Афанасий, в миру Андрей, XVI в.Слово сохранилось в списках XVI–XVII вв. Е. В. Барсов допускает также, что автор Слова – тот отец Андрей, с именем которого известно Сказание о убиении в Орде князя Черниговского Михаила и его боярина Федора.Изд. Барсов. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI в. // ЧОИДР, 1883, кн. 1, отд. 2, с. I–II, 1-8..

Значения в других словарях
Андрей

См. Сказание о убиении. Князя Михаила Черниговского.... ..

Андрей Алферьев (Олферьев)

Андрей Алферьев (Олферьев) – упомянут в рукописи 80-х гг. XVII в. (ГПБ, F.IV.158, л. 71 об.–72) как книжник, переведший в 1586 г. («в лето 7094») «грамотку. Из грамограпхиею с полской грамоти. На славенскую». Там же говорится, что прежде на польский язык была переведена латинская грамматика.В статье анонимного автора, представляющей, по-видимому, отрывок какого-то более полного сочинения, много неясного. Прежде всего о какой латинской грамматике идет речь. Ее польский и славянский переводы либо ..

Андрей Юрьев

Андрей Юрьев (2-я пол. XV – нач. XVI в.) – автор редакции Жития Федора Ростиславича Черного. Кроме имени «Юрьев Андрей», по форме употребления которого видно, что это лицо не духовного звания, об этом человеке ничего не известно. Взяв за основу проложное житие (XIV в.) ярославского князя Федора Ростиславича Черного (1240–1299 гг.), А. Ю. Написал свою редакцию этого жития – «Житие и жизнь преподобнаго князя Феодора Ярославского, списано от Ондрея Юрьева». Свое сочинение А. Ю. Писал после открытия..

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111–1174 гг.) – великий князь Владимирский (с 1169 г.), сын князя Юрия Долгорукого, автор Слова о празднике 1 августа. А. Ю. Б. Стремился возродить единство Руси на новой основе, под эгидой Владимиро-Суздальского княжества. Князь развернул во Владимире и Боголюбове активную строительную и литературно-идеологическую деятельность, используя церковь в своих политических целях. Был убит боярами-заговорщиками в ночь на 29 июня 1174 г. В Боголюбовском замке (см. Повесть о ..

Дополнительный поиск Андрей Пресвитер Андрей Пресвитер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Андрей Пресвитер" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Андрей Пресвитер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 16 символа