Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский

417

Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232 г.) – архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник». Скудные биографические сведения о нем имеются в НIЛ. Под 1211 г. Упоминается, что Добрыня привез из Константинополя «гроб господень» (?) и постригся в Хутынском монастыре, после чего был поставлен архиепископом. В 1219 г. Его сменил на престоле изгнанный прежде архиепископ Митрофан, а А. Стал епископом в Перемышле. В 1225–1228 гг. А. Вновь архиепископ новгородский, но затем заболевает, теряет дар речи и уходит в Хутынский монастырь, где и умирает 8 октября (сведения о годах жизни и священстве А. В погодных статьях и в статье 1232 г. НIЛ, где подводится итог его, деятельности, расходятся).«Книга Паломник», известная в двух редакциях, повествует о святынях и достопримечательностях византийской столицы до ее разграбления крестоносцами в 1204 г., поэтому исследователи полагают, что путешествие Добрыни в Константинополь произошло в 1200 г.

Обе редакции «Книги Паломник» – авторские. В первой из них нет упоминания о латинянах. Вторая, отрывочная, завершается известием о разграблении царьградских святынь латинянами. Для «книги» характерна лаконичность изложения, обилие легенд, восходящих к устным преданиям.В рукописных сборниках «книга» нередко соседствует с Хождением Даниила игумена. Все сохранившиеся 9 списков – позднего происхождения (XVI–XVII вв.) и дают весьма гипотетическое представление о первоначальном тексте. X. М. Лопарев предложил реконструкцию текста исходя из топографии Константинополя. Он считал, что А. Совершил два хождения – одно до захвата Константинополя крестоносцами, другое после него. Историки Византии давно оценили памятник как источник для изучения русско-византийских связей нач.

XIII в., ретроспективно касающийся и более раннего периода взаимоотношений Руси и Византии (например, даров кн. Ольги, посольства волынского князя Романа и др.).Изд. Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. И примеч. П. Савваитова, СПб., 1872, стб. 13–54, 55–174. Срезневский. Сведения и заметки, № 60, с. 340–352. Латинский и французский переводы по изданиям Савваитова и Срезневского. Liber qui dicitur Peregrinus, seu Descriptio ss. Locorum Ceesareae civitatis. – In. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Fasciculus documentorum minorum ad byzantina lipsana in Occidentem seeculo XIII translata spectantium et historiam quarti belli sacri imperiique gallograeci illustrantium. Genevae, 1878, 2, p.

218–230 (лат. Пер.). Antoine archev. De Novgorod. Le livre du pélerin. – In. Itineraires russes en Orient / Trad. Pour la Société de 1’Orient Latin par M-me B. De Khitrowo. Genève, 1889, 1, p. 87–111 (фр. Пер.). Лопарев X. М. 1) Новый список Описания Цареграда Антония Новгородского. – Библиограф, 1888, № 12, с. 380–392. 2) Описание рукописей имп. ОЛДП. СПб., 1893, ч. 2, с. 385–388. 3) Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под редакцией X. М. Лопарева. – ППС. 1899, вып. 51, с. 1–39, 71–94. Белоброва О. А. О «Книге Паломник» Антония Новгородского. – В кн. Византийские очерки. М., 1977, с. 225–235..

Значения в других словарях
Андроник Тимофеев (Невежа)

Андроник Тимофеев, по прозвищу Невежа (2-я пол. XVI – нач. XVII в.) – московский типограф, автор послесловий к старопечатным книгам, гравер. «Сказание известно о воображении книг печатного дела» называет его «учеником» первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и ра..

Аникита Лев Филолог

См. Лев Филолог. ..

Антоний, епископ Вологодский

Антоний (ум. 1588 г.) – епископ Вологодский, автор Жития Герасима Болдинского. Не позднее 1576 г. Стал игуменом Герасимо-Болдинского монастыря. В этом году по приказу соборных старцев и игумена А. Была переписана «с подлинного слово в слово» автобиография («изустная память») основателя монастыря Герасима (в рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 301, сохранилась копия 1663 г. С этого списка). А. На основании «изустной памяти» и рассказов монахов, учеников Герасима, написал пространное житие в Болдинском..

Антоний, иеромонах Спасо-Преображенского монастыря

Антоний – иеромонах ярославского Спасо-Преображенского монастыря, автор одной из редакций Жития Федора Ростиславича, князя Смоленского и Ярославского, прозванного Черным (или по другим источникам – Чермным). Имя автора и место написания Жития названы в предисловии, начинающемся словами. «Елма убо божественным мужем хотяще повести написать...». Здесь же указаны и заказчики произведения – митрополит Филипп и великий князь Иван III. Создание Жития связано с историей присоединения Ярославского княже..

Дополнительный поиск Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 54 символа