В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Апокриф о Енохе

15

Апокриф о Енохе – переводной апокрифический памятник. Сюжет А. основан на книге Бытия (V, 21–24), где упоминается, что праотец Енох угодил богу, «и не обреташеся, зане преложи его бог». В Новом завете, в Послании к евреям апостола Павла (XI, 5), говорится, что за праведность Енох «преложен бысть не видети смерти». Эти неясные суждения, видимо, и явились основанием для создания апокрифических легенд о взятии Еноха живым на небо. В разных литературах известно три разновидности А. о Енохе: Енох-I, текст которого сохранился в древнем эфиопском переводе (см. о нем в кн.: Смирнов А. Книга Еноха: Историко-критическое исследование / Рус. пер. и объяснение апокрифической книги Еноха. Казань, 1888). Енох-2 – славянский А. и Енох-3 – поздняя еврейская обработка того же сюжета. В славянском А. повествуется, как Енох был взят живым на небо, удостоился увидеть небесные сферы и предстать перед самим престолом господа. Возвращенный на землю, он описывает все увиденное им в 366 книгах, наставляет своих домочадцев, а затем и собравшихся послушать его людей, после чего был вновь вознесен на небо. Вторая часть А. повествует о сыне Еноха Мефусаламе, ставшем после вознесения Еноха жрецом, и о преемнике Мефусалама Нире. Славянский А. сохранился в двух редакциях – Краткой и Пространной. Обе они изданы М. А. Соколовым и А. Вайяном, список Пространной – также Ст. Новаковичем, А. Н. Поповым и Й. Ивановым. По мнению А. Вайяна, к которому присоединяется и Н. А. Мещерский, первична именно Краткая славянская редакция, а Пространная – ее распространение на основе других апокрифических материалов. При этом Н. А. Мещерский полагает, что Краткая редакция была переведена на Руси в XI–XII вв., а ее оригиналом был древнееврейский текст. Текст Краткой редакции отразился в списках сборника законоположений «Мерила праведного» начиная с XIV в.; фрагменты из книги Еноха вошли в состав статей, предшествующих тексту Русского хронографа 3-й редакции. Изд.: ПЛ, вып. 3, с. 15–16; Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 19–23; Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869, вып. 2, с. 162–169; Попов. Библиографические материалы, № 4 (перепечатано в кн.: Франко. Апокрифы, т. 1, с. 39–64); Novaković St. Apokrif о Enohu. – Starine. Zagreb, 1884, t. 16, s. 67–81; Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного: Тексты, лат. пер. и исслед. М., 1910; Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925, с. 165–191; Le livre des secrets d’Hénoch / Texte salve et traduction française par André Vaillant. Paris, 1952.


Значения в других словарях
Анфим, архимандрит Голгофский

Анфим (XVI или XVII в.) – архимандрит Голгофский, автор статьи «О силе книжной, яже над коеюждо речию пишется», в которой говорится о правилах употребления надстрочных знаков (ударений, придыханий, их сочетаний, апострофы, знаков «ертица» и «ерец», заменяющих ерь и ер, знаков долготы и краткости, титла), знаков пунктуации («уподиостомии», т. е. точки с запятой, красной точки, запятой, точки) и к ...

Апокриф о Адаме и Еве

Апокриф о Адаме и Еве (в рукописях: «Слово о Адаме и Евзе от зачала и свершения» или «Слово о Адаме, начало и до конца»; в более поздних списках «Слово о Адаме от начала и до конца и како изгнан бысть из рая») – ветхозаветный апокрифический цикл, состоит из нескольких сюжетно самостоятельных частей. В А. история грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая является завязкой. Основное содержание А ...

Апокриф о иерействе Иисуса Христа

Апокриф о иерействе Иисуса Христа – памятник, появившийся в византийской письменности еще в VIII–XI вв. и отмеченный в числе отреченных книг уже в славянском Погодинском Номоканоне XIV в. (ГПБ, собр. Погодина, № 31). До нас дошли, по крайней мере, две редакции этого апокрифа. Одна из них была включена в византийский Лексикон Свиды (X в.) (Suidae Lexicon / Rec. J. Bernhardy. Halis et Brunsvigae, 18 ...

Дополнительный поиск Апокриф о Енохе

Кударь, Петр Сергеевич / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Сесть на шею / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Где цветок, там и медок. / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Без четырех углов изба не рубится. / Пень не околица, глупая речь не пословица. / Сам смекай, где берег, где край! / Ехал прямо, да попал в яму. / Криво дерево, да яблоки сладки. / Фитуни, Леонид Леонидович / Да был ли мальчик-то? / Мелко плавать - дно задевать. / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. / Трансцендентное И Трансцендентальное / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Свой своему поневоле брат / Худое - охапками, хорошее щепотью. / Обворожить / В чужом хлеву овец не считают. / Цервиковагинит(Воспалительные болезни шейки матки) / Кольцо /
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокриф о Енохе" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокриф о Енохе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 28 символа