Апокриф о Енохе

429

Апокриф о Енохе – переводной апокрифический памятник. Сюжет А. Основан на книге Бытия (V, 21–24), где упоминается, что праотец Енох угодил богу, «и не обреташеся, зане преложи его бог». В Новом завете, в Послании к евреям апостола Павла (XI, 5), говорится, что за праведность Енох «преложен бысть не видети смерти». Эти неясные суждения, видимо, и явились основанием для создания апокрифических легенд о взятии Еноха живым на небо.В разных литературах известно три разновидности А. О Енохе. Енох-I, текст которого сохранился в древнем эфиопском переводе (см. О нем в кн. Смирнов А. Книга Еноха. Историко-критическое исследование / Рус. Пер. И объяснение апокрифической книги Еноха. Казань, 1888). Енох-2 – славянский А. И Енох-3 – поздняя еврейская обработка того же сюжета.

В славянском А. Повествуется, как Енох был взят живым на небо, удостоился увидеть небесные сферы и предстать перед самим престолом господа. Возвращенный на землю, он описывает все увиденное им в 366 книгах, наставляет своих домочадцев, а затем и собравшихся послушать его людей, после чего был вновь вознесен на небо. Вторая часть А. Повествует о сыне Еноха Мефусаламе, ставшем после вознесения Еноха жрецом, и о преемнике Мефусалама Нире.Славянский А. Сохранился в двух редакциях – Краткой и Пространной. Обе они изданы М. А. Соколовым и А. Вайяном, список Пространной – также Ст. Новаковичем, А. Н. Поповым и Й. Ивановым.По мнению А. Вайяна, к которому присоединяется и Н. А. Мещерский, первична именно Краткая славянская редакция, а Пространная – ее распространение на основе других апокрифических материалов.

При этом Н. А. Мещерский полагает, что Краткая редакция была переведена на Руси в XI–XII вв., а ее оригиналом был древнееврейский текст. Текст Краткой редакции отразился в списках сборника законоположений «Мерила праведного» начиная с XIV в. Фрагменты из книги Еноха вошли в состав статей, предшествующих тексту Русского хронографа 3-й редакции.Изд. ПЛ, вып. 3, с. 15–16. Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 19–23. Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869, вып. 2, с. 162–169. Попов. Библиографические материалы, № 4 (перепечатано в кн. Франко. Апокрифы, т. 1, с. 39–64). Novaković St. Apokrif о Enohu. – Starine. Zagreb, 1884, t. 16, s. 67–81. Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного. Тексты, лат. Пер. И исслед. М., 1910. Иванов Й. Богомилски книги и легенди.

София, 1925, с. 165–191. Le livre des secrets d’Hénoch / Texte salve et traduction française par André Vaillant. Paris, 1952..

Значения в других словарях
Анфим, архимандрит Голгофский

Анфим (XVI или XVII в.) – архимандрит Голгофский, автор статьи «О силе книжной, яже над коеюждо речию пишется», в которой говорится о правилах употребления надстрочных знаков (ударений, придыханий, их сочетаний, апострофы, знаков «ертица» и «ерец», заменяющих ерь и ер, знаков долготы и краткости, титла), знаков пунктуации («уподиостомии», т. Е. Точки с запятой, красной точки, запятой, точки) и красных инициалов. О писцах, незнакомых с изложенными здесь правилами, в заключение говорится. «Сицев..

Апокриф о Адаме и Еве

Апокриф о Адаме и Еве (в рукописях. «Слово о Адаме и Евзе от зачала и свершения» или «Слово о Адаме, начало и до конца». В более поздних списках «Слово о Адаме от начала и до конца и како изгнан бысть из рая») – ветхозаветный апокрифический цикл, состоит из нескольких сюжетно самостоятельных частей.В А. История грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая является завязкой. Основное содержание А. – это жизнь Адама и Евы на земле, где они, получив после долгого плача и мольбы седьмую часть рая, ..

Апокриф о иерействе Иисуса Христа

Апокриф о иерействе Иисуса Христа – памятник, появившийся в византийской письменности еще в VIII–XI вв. И отмеченный в числе отреченных книг уже в славянском Погодинском Номоканоне XIV в. (ГПБ, собр. Погодина, № 31).До нас дошли, по крайней мере, две редакции этого апокрифа. Одна из них была включена в византийский Лексикон Свиды (X в.) (Suidae Lexicon / Rec. J. Bernhardy. Halis et Brunsvigae, 1853, t. 1-a, col. 967). Она встречается также в сербском списке XV в. Другая редакция включена в Слово..

Апокриф о Ламехе

Апокриф о Ламехе – предание о библейском герое Ламехе. А. Рассказывает, как слепой Ламех, водимый поводырем, на охоте случайно убивает Каина. А. Известен в древнерусской письменности в составе Палеи Хронографической.Изд. Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 24–25. Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные, с. 50–51, 104, 105. Толковая палея 1477 г. Воспроизведение Синодальной рукописи № 210 / Изд. ОЛДП. СПб., 1892, вып. 1, л. 57–57 об. Франко. Апокрифы, т. 1, с. 37–38.. ..

Дополнительный поиск Апокриф о Енохе Апокриф о Енохе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокриф о Енохе" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокриф о Енохе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 15 символа