Апокриф о иерействе Иисуса Христа

407

Апокриф о иерействе Иисуса Христа – памятник, появившийся в византийской письменности еще в VIII–XI вв. И отмеченный в числе отреченных книг уже в славянском Погодинском Номоканоне XIV в. (ГПБ, собр. Погодина, № 31).До нас дошли, по крайней мере, две редакции этого апокрифа. Одна из них была включена в византийский Лексикон Свиды (X в.) (Suidae Lexicon / Rec. J. Bernhardy. Halis et Brunsvigae, 1853, t. 1-a, col. 967). Она встречается также в сербском списке XV в. Другая редакция включена в Слово Иоанна Евбейского на благовещение Иоакима и Анны (традиционно датируемое XV в.), помещенное в Великие Минеи Четии (9 сентября), а также читается в апокрифической компиляции, приписываемой болгарскому священнику Иеремии (Еремии), вместе с рассказом о древе крестном (см.

Апокрифы о крестном древе). В редакции Свиды источником легенды объявляется иудейский старейшина Феодосий, живший во времена императора Юстиниана. Он сообщил христианам тайное известие о том, что юный сын плотника Иисус еще до начала своей проповеднической деятельности был призван читать св. Писание в Иерусалимском храме вместо одного из заболевших священников. В таких случаях устанавливалось происхождение нового иерея, и оказалось, что отец его уже умер, а мать заявила, что родила сына, будучи девой, по благовещению ангела. «Бабы верные» подтвердили, что Мария – дева. После этого Иисусу было разрешено читать в храме. В подтверждении правдивости сказанного автор ссылается на Иосифа, «писателя пленения Иерусалимскому».

В редакции, связанной со Словом на благовещение Иоакима и Анны, вступительного рассказа Феодосия нет.Из русских рукописей А. Наиболее древним представляется текст, содержащийся в сборнике кирилло-белозерского книгописца Ефросина 70-х гг. XV в. – ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 22/1099, л. 1–1 об. Он соответствует редакции Слова на благовещение Иоакима и Анны и совпадает с будущим текстом ВМЧ. Текст, дошедший в соловецком списке XVII–XVIII в. (и опубликованный Порфирьевым), напротив, примыкает к редакции Свиды. Рассказ дан со ссылкой на Феодосия. Здесь добавлено также, что Иисус получил все церковные степени. Чтеца, иподьякона, дьякона, иерея, архиерея, «и прочая». Редакция, восходящая к Лексикону Свиды, но в сильно сокращенном виде (без рассказа Феодосия), читается и в «Иерусалимском путнике» Даниила Корсунского, памятнике конца XVI в., тесно связанном с Хожением Даниила игумена XII в.

(Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 172–173).Связь А. С компиляцией Иеремии, а также включение его наряду с другими «ложными словесами» в списки отреченных книг, давали основание некоторым исследователям видеть в нем памятник богомильского происхождения. Но, как отмечено другими исследователями, сама тема иерейства Иисуса является скорее противобогомильской, ибо богомилы не признавали священства.Но если А. И не имел богомильского характера, то и ортодоксальность его уже давно вызывала подозрения. С особым сочинением «Против глаголющих. Христа во священство ставили» выступил в XVI в. Максим Грек, настаивавший на том, что текст этого сказания находится в противоречии с текстом Библии. А., возможно, отразился и в украинском фольклоре, где существовали в XIX в.

Прозаические и поэтические (колядки) сказания о Христе-священнике.Изд. Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 164–171. Jagić V. Novi prilozi za literaturu bibliskih apocryfa // Starine, 1800, kn. 5, s. 79–95. ВМЧ. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868, с. 443–444. Соколов М. И. Материалы и заметки по старинной славянской литературе // Изв. Ист.-филол. Ин-та кн. Безбородко в Нежине. М., 1889, т. 2, с. 81, 102–104. Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 235–239..

Значения в других словарях
Апокриф о Адаме и Еве

Апокриф о Адаме и Еве (в рукописях. «Слово о Адаме и Евзе от зачала и свершения» или «Слово о Адаме, начало и до конца». В более поздних списках «Слово о Адаме от начала и до конца и како изгнан бысть из рая») – ветхозаветный апокрифический цикл, состоит из нескольких сюжетно самостоятельных частей.В А. История грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая является завязкой. Основное содержание А. – это жизнь Адама и Евы на земле, где они, получив после долгого плача и мольбы седьмую часть рая, ..

Апокриф о Енохе

Апокриф о Енохе – переводной апокрифический памятник. Сюжет А. Основан на книге Бытия (V, 21–24), где упоминается, что праотец Енох угодил богу, «и не обреташеся, зане преложи его бог». В Новом завете, в Послании к евреям апостола Павла (XI, 5), говорится, что за праведность Енох «преложен бысть не видети смерти». Эти неясные суждения, видимо, и явились основанием для создания апокрифических легенд о взятии Еноха живым на небо.В разных литературах известно три разновидности А. О Енохе. Енох-I, т..

Апокриф о Ламехе

Апокриф о Ламехе – предание о библейском герое Ламехе. А. Рассказывает, как слепой Ламех, водимый поводырем, на охоте случайно убивает Каина. А. Известен в древнерусской письменности в составе Палеи Хронографической.Изд. Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 24–25. Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные, с. 50–51, 104, 105. Толковая палея 1477 г. Воспроизведение Синодальной рукописи № 210 / Изд. ОЛДП. СПб., 1892, вып. 1, л. 57–57 об. Франко. Апокрифы, т. 1, с. 37–38.. ..

Апокриф о Макарии Римском

Апокриф о Макарии Римском – древнерусский памятник, восходящий к греческому оригиналу. Упоминался в индексах запрещенных книг начиная с XIV в. А. Повествует о странствиях трех иноков в поисках места, где небо «прилежит к земле». Они попадают в неведомые земли, населенные диковинными людьми и зверями, видят там различные чудеса, столп, возведенный Александром Македонским, прикованных к горам гигантских мужчину и женщину, терзаемых вечными муками, и другие чудеса. В конце концов они попадают в пещ..

Дополнительный поиск Апокриф о иерействе Иисуса Христа Апокриф о иерействе Иисуса Христа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокриф о иерействе Иисуса Христа" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокриф о иерействе Иисуса Христа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 33 символа