Апокрифы о Давиде

457

Апокрифы о Давиде – цикл легенд о персонаже Ветхого завета, авторе Псалтири, пастухе и певце, ставшем царем. Приблизительную их классификацию создал А. И. Яцимирский (Библиографический обзор). Большое количество списков и разнообразие сюжетов свидетельствуют о популярности легенд о Давиде в славяно-русской письменности. Характерно и то, что эти произведения подчас не воспринимались древнерусскими книжниками как апокрифические и часто помещались в качестве предисловий к спискам Псалтири. Не включены они и в Списки отреченных книг. Имя Давида встречается и в апокрифах, посвященных другим персонажам, например в рассказе о построении храма Соломоном (Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные, с. 238–239) или в легендах о Давиде и Сивилле (Франко.

Апокрифы, т. 1, с. 277–279. Яцимирский. Библиографический обзор, с. 179–180). При дальнейшем изучении А. Списки рукописей, составленные Яцимирским, следует подвергать тщательной проверке, так как часть шифров взята им из описаний рукописей и не просмотрена de visu, отчего содержание списков в ряде случаев определено неточно и не соответствует разделу, в который эти списки помещены.I. В первые разделы Яцимирский включил легенды, повествующие о рождении и жизни Давида (Жития Давида). Отчасти они основаны на эпизодах, встречающихся в Библии, хотя цельного рассказа о жизни Давида там нет. Эпизоды эти читаются в разных местах Первой книги царств, посвященной Саулу. Древнерусский читатель был знаком с этими сюжетами по Палее Исторической (Попов.

А. Н. Книга бытия небеси и земли // ЧОИДР, 1881, кн. 1, с. 150–152, 153–154, 168–169), Палее Толковой (Палея толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1892, стб. 746, 749, 750–752, 758, 761, 770) и Палее Хронографической (ГПБ, собр. Погодина, № 1435, л. 281–313, XV в.).С некоторыми вариантами заглавие и начало этого апокрифа в списках читается так. «Слово о Давиде царе и пророце (господни), како родися (или «зачася») и како воцарися и житие его (искони даже и до века)». Нач. «Беше Иесей муж силен и крепок зело, в сердце своем бога держаще...». В Слове о Давиде рассказано, как он был зачат хитростью его матери Иезавели, отчего имя его с еврейского переводится словом «украден». Пастух и музыкант Давид излечивает своей игрой царя Саула от безумия, убивает восставшего против Саула его сына Голиафа, становится зятем Саула, но вынужден спасаться от гнева царя.

Затем Саул погибает от пращи Давида, поразившего его камнем в око (возможно, источником послужила греческая Историческая палея, в которой Саул назван одноглазым). Воцарившись, Давид становится «кровав и немилостив, блудник и душегубец». Отправив на смертную битву воина Урию, он соблазняет его жену красавицу Вирсавию, родившую ему сына Соломона. Против Давида восстает его первенец Авессалом, и Давид по совету Соломона побеждает войско восставших тремя камнями из пращи. Соломон отсекает голову Авессалому, запутавшемуся при бегстве волосами в ветвях дерева. Кончается рассказ тем, что Давид скорбит о своем первенце. «Соломон рече. «Отче, что плачеши, не веси ли, колико зла сътвори тебе?» Давид рече. «О, сыну, плачу рожение мое, понеже бе рождение добры жены»».

Как видим, целый ряд деталей апокрифа противоречит каноническому тексту. Филистимлянин Голиаф становится сыном Саула. Погибает не в битве с филистимлянами, а от руки Давида. Соломон, о котором в этой части библейского текста не упоминается, выступает здесь активным действующим лицом – дает советы отцу и убивает Авессалома.Текст апокрифа по Белградскому сборнику № 104 (к. ХIV – нач. XV в.) исследовал В. Истрин. Обнаружив в списке грецизмы (сваргида – печать, рофая – фракийский меч, Андрей – греческое слово, ставшее собственным именем), Истрин предположил для русского текста греческий оригинал, но сюжеты эти более древние и восходят к древнееврейской литературе (так, рассказ о Вирсавии имеется в Талмуде). В русской рукописной традиции этот текст бытует, по-видимому, с конца XV в.

Яцимирским указано 8 списков XV–XVII вв. Возможно, как это вообще характерно для апокрифов, между греческими и древнерусскими текстами посредниками были южнославянские списки.Изд. Начов Н. А. Тиквешки рукопись // Сб. За народни умотворения, наука, книжнина / Изд. Мин. На нар. Просвещ., София, 1892, кн. 8, с. 395–398. Яцимирский А. И. Из истории славянской письменности в Молдавии и Валахии XV–XVII вв. // ПДПИ, 1906, т. 162, с. 110–114..

Значения в других словарях
Апокрифы о апостоле Филиппе

Апокрифы о апостоле Филиппе – цикл переводных памятников, в которых отражены апокрифические предания об апостоле Филиппе.«Мучение святого апостола Филиппа» (нач. «Бысть по восшествии господни на небеса внидоша апостола в дом Стахия...») повествует, как Филипп исцелял недужных и проповедовал христианское вероучение. За обращение в новую веру Никаноры – жены «игемона» Антипата, Филиппа повесили вниз головой, однако разверзшаяся земля поглотила мучителя Антипата и его единомышленников. Филипп тем н..

Апокрифы о апостоле Фоме

Апокрифы о апостоле Фоме – цикл переведенных с греческого произведений, состоящий из «Евангелия Фомы» и сказаний о деяниях и о смерти апостола. Греческие тексты апокрифов изданы в кн. Thilo I. C. Codex apocryphus Novi Testamenti. Lipsiae, 1832, p. 275–315. Tischendorf C. 1) Acta apostolorum apocrypha. Lipsiae, 1851, p. 190–242. 2) Evangelia apocrypha. Lipsiae, 1876, p. 140–163.Апокрифическое «Евангелие Фомы», славянский перевод которого относится ко времени не позднее XIV в., в славянских индекс..

Апокрифы о Иакове брате Господнем

Апокрифы о Иакове брате Господнем (неканонические сказания об апостоле Иакове, авторе новозаветного соборного послания). Апокрифическая литература об Иакове брате Господнем основывается на четырех сюжетных мотивах. 1) преданиях об убиении Иакова перед иерусалимским храмом за проповедание Иисуса Христа Сыном божиим. 2) сказании о том, почему Иаков назван братом божиим (сказание о ссоре в семье Иосифа Обручника при разделе имения, когда только один из четырех сыновей Иосифа от первой жены, Иаков, ..

Апокрифы о Илье Пророке

Апокрифы о Илье Пророке – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерусской письменности распространялся А. «Ильино Обавление» (Объявление, Откровение). В одном из списков индекса (собр. ГПБ, Соф. Собр., № 1264) при этом читаем помету. «еже Агапит виде». Имеется в виду апокриф Хождение Агапия в рай, где проводником старца Агапия по райскому саду был пророк Илья Фезвитян..

Дополнительный поиск Апокрифы о Давиде Апокрифы о Давиде

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы о Давиде" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы о Давиде, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 17 символа