Апокрифы о Илье Пророке

426

Апокрифы о Илье Пророке – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерусской письменности распространялся А. «Ильино Обавление» (Объявление, Откровение). В одном из списков индекса (собр. ГПБ, Соф. Собр., № 1264) при этом читаем помету. «еже Агапит виде». Имеется в виду апокриф Хождение Агапия в рай, где проводником старца Агапия по райскому саду был пророк Илья Фезвитянин (Тезвитянин). В другом апокрифическом сочинении – «Видении апостола Павла» – рассказывается, что в раю Павел видел Илью с его учеником и последователем Елисеем (в греческом «Видении» вместо Елисея назван Енох). Отзвуки предания о том, что за свою праведную жизнь пророки Илья и Енох были взяты живыми на небеса и первыми встречают праведников в день всеобщего воскресения у ворот рая, сохранились и в апокрифических сочинениях о сошествии в ад и воскресении мертвых (в «Слове о сошествии Иоанна Предтечи в ад» Епифания Кипрского, в Слове на Лазарево воскресение).В южнославянской и древнерусской письменности широкое распространение получила «Похвала пророку Илье», в которой прославляется его вознесение на небеса на огненной колеснице.

П. А. Лавров атрибутировал Похвалу Клименту Охридскому. Сейчас Похвала входит в корпус сочинений Климента. Издателям известно 164 списка, среди которых большинство древнерусских.Старший из древнерусских списков – это отрывок в составе так называемого Торжественника в рукописи ГПБ (F.п.1.46). Известно несколько списков в сборниках XIV–XV вв. ГИМ (Чуд. Собр., № 20), ГБЛ (собр. Тр.-Серг. Лавры, № 39, 180, 745 и 754. Солов. Собр., 637/804), ГПБ, (Соф. Собр., № 1276 и № 1376) и др. В списках памятник имеет название. «Похвала предивного жития святого пророка Илии», «Слово на память славного пророка Илии огненаго восхождения» (нач. «Ныня светозарное солнце небеснаго круга...»).Похвала читается во многих Торжественниках начиная с XV в.

(ГПБ, Солов. Собр., № 1448/83. ГПБ, F.I.895 и F.I.900. ГБЛ, собр. Румянцева, № 435, собр. Уварова, № 1045/613 (1484 г., а не 1390, как сказано в Описании). ГПБ, собр. Погодина, № 949 и др.). Похвала обычно приурочена в списках к 20 июля.С именем пророка Илии связаны и другие памятники, однако их исследования пока не произведено. Текст Жития пророка Илии, которое входит в состав ВМЧ под 20 июля («Житие святаго славнаго пророка Илии», нач. «Прииде Илия пророк от Фезвия Галатьскиа к Ахаву...») представляет собой выписку из гл. 17–22 3-й Книги Царств и гл. 1–134-й. А. И. Яцимирским выделены также мелкие тексты о пророке Илье, а иногда о Илье и Елисее (проложные статьи, фрагмент из исторической палеи и др.).Несомненно, что письменная рукописная традиция текстов о Илье-пророке отразила народные воззрения на него как на аналог бога-громовержца, и функциональное объединение Ильи-пророка с богом-отцом.

Распространение преданий об Илье-пророке подтверждается материалом изобразительного искусства. Известны два иконографических типа Ильи в древнерусской живописи. «Илья в пустыне» (наиболее раннее изображение – алтарная фреска храма Спаса на Нередице, 1199 г.) и «огненное восхождение пророка Ильи» – в новгородских, псковских, московских иконах XV–XVII вв.Изд. Попов. Библиографические материалы, № 20, с. 54–61. Лавров П. А. Похвала Илье пророку. Новое слово Климента Словенского. – ИОРЯС, 1901, т. 6, кн. 3, с. 236–280. Климент Охридски. Събрани съчинения / Обр. Б. Ст. Ангелов, К. М. Куев, Хр. Кодов. София, 1970, т. 1, с. 673–706..

Значения в других словарях
Апокрифы о Давиде

Апокрифы о Давиде – цикл легенд о персонаже Ветхого завета, авторе Псалтири, пастухе и певце, ставшем царем. Приблизительную их классификацию создал А. И. Яцимирский (Библиографический обзор). Большое количество списков и разнообразие сюжетов свидетельствуют о популярности легенд о Давиде в славяно-русской письменности. Характерно и то, что эти произведения подчас не воспринимались древнерусскими книжниками как апокрифические и часто помещались в качестве предисловий к спискам Псалтири. Не включ..

Апокрифы о Иакове брате Господнем

Апокрифы о Иакове брате Господнем (неканонические сказания об апостоле Иакове, авторе новозаветного соборного послания). Апокрифическая литература об Иакове брате Господнем основывается на четырех сюжетных мотивах. 1) преданиях об убиении Иакова перед иерусалимским храмом за проповедание Иисуса Христа Сыном божиим. 2) сказании о том, почему Иаков назван братом божиим (сказание о ссоре в семье Иосифа Обручника при разделе имения, когда только один из четырех сыновей Иосифа от первой жены, Иаков, ..

Апокрифы о Иоанне Богослове

Апокрифы о Иоанне Богослове. В древнерусской книжности встречается несколько А., связанных с именем Иоанна Богослова (автора четвертого Евангелия, трех посланий и «Откровения», завершающего Библию).1. «Слово святаго Иоанна Богослова о пришествии господни. Како хощет прийти на землю», называемое в науке «Вопросами Иоанна Богослова господу на горе Фаворской» и «Апокрифическим Апокалипсисом Иоанна» (нач. «По вознесении господа нашего Иисуса Христа, аз, Иоанн, вшедшу ми на гору Фаворскую...»). От ли..

Апокрифы о Иоанне Предтече

См. Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе). ..

Дополнительный поиск Апокрифы о Илье Пророке Апокрифы о Илье Пророке

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы о Илье Пророке" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы о Илье Пророке, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 23 символа