Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря

434

Артемий (XVI в.) – игумен Троице-Сергиева монастыря, видный русский публицист. Годы рождения и смерти, мирское имя, происхождение неизвестны. Местом пострижения в монахи был либо Псково-Печерский, либо Корнильев вологодский монастырь. Длительное время находился в Порфирьевой пустыни близ Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь, в атмосфере Заволжья, пропитанной идеями Нила Сорского, сложилось мировоззрение А. Как идеолога нестяжательства. Из Порфирьевой пустыни в 1551 г. По повелению царя А. Был вызван в Москву и поставлен в игумены Троице-Сергиева монастыря. Перемена в судьбе А. Была связана с намерением Ивана IV поставить на Стоглавом соборе (см. Стоглав) вопрос о секуляризации монастырских земель. Готовясь к проведению этой важной меры, царь нуждался в единомышленниках.

В 1552 г. А. Самовольно оставил Троице-Сергиев монастырь и возвратился в Порфирьеву пустынь. К этому шагу его побудило, вероятно, несоответствие между его личными нестяжательскими взглядами и стяжательскими традициями монастыря, одного из крупнейших феодалов России. Иосифлянское руководство русской церковью, стремившееся к расправе со своим противником, в 1553 г. В связи с процессами Ивана Висковатого и Матвея Башкина добилось привлечения А. К суду на первых порах в качестве свидетеля, а затем и обвиняемого. По приговору соборного суда, признавшего А. Виновным в еретичестве, он ссылается в 1554 г. В Соловецкий монастырь для пожизненного заключения. Вскоре А. Бежит с Соловков и появляется в Литве вместе с осужденным за ересь в 1555 г.

Феодосием Косым.Из литературного наследия А. Сохранилось шестнадцать посланий, из которых пять (два адресованных царю и три – неизвестным единомышленникам) относятся к московскому периоду его жизни, девять – к литовскому, когда мировоззрение А. Значительно изменилось.В московский период А. Во многом являлся последователем Нила Сорского. Идеальной формой монашества он считал особножитие, которое в его понимании было равнозначно скитничеству, пропагандируемому Нилом Сорским. Подобно Нилу Сорскому путь к устранению пороков монашества А. Усматривал в личном самоусовершенствовании иноков, но если Нил Сорский делал акцент на внутренней борьбе со «страстными помыслами», то А. Главным считал «дела» человека – исполнение им «заповедей господних».

Исходя из этого, он придавал мало значения церковной обрядности и полагал, что не исполняющим «заповеди господни» не могут помочь ни посты, ни молитвы, ни «бдение протяженное», ни церковное украшение. Важнейшей из заповедей А. Считал евангельскую заповедь любви – любви к богу и любви к ближнему. Следствием признания главенствующей роли заповеди любви явилась широкая терпимость А. В отношении еретиков. Он считал, что к заблуждающимся и сомневающимся, если сомнение происходило от «неведения», следовало относиться с кротостью, даже в тех случаях, когда сомнению подвергались не только «обычаи» (обряды), но и догматы. В силу этого убеждения А. Ересь Матвея Башкина, отрицавшего, в частности, догмат троицы, рассматривал как «ребячье» мудрствование, имевшее место от неведения.

Так, призыв гуманно («с кротостью») относиться к заблуждающимся и широкая трактовка А. Понятия заблуждения приводили в применении к условиям Русского государства XVI в. К отрицанию не только казней еретиков, но и самого понятия еретичества. Большое место в системе взглядов А. Занимала тема «книжного учения». Повторяя слова Нила Сорского о том, что «писания много, но не вся божественна суть», А. Полагал, что для того, чтобы разобраться в истинности Писания, следует учиться, и разум приобретается человеком только посредством учения. Правда, говоря о необходимости учения, А. Имел в виду познание «разума божественных писаний», т. Е. Изучение человеком св. Писания. Однако несомненно, что призыв к книжному учению должен был способствовать объективно распространению грамотности и пробуждению самостоятельной мысли в широких кругах русского общества.

Большой интерес имеет высказывание А. О соотношении «телесного» и «духовного» – «...вся духовная от телесных рождаются, якоже от нага зерна клас, тако бо предваряют духовных всегда телесная...», – представляющее собою по существу утверждение первичности материального начала и зависимости от него духовного. Публицистическая деятельность А. Содействовала появлению ростков вольномыслия, и не случайно Феодосий Косой, наиболее радикальный из еретиков Древней Руси, был учеником А.В литовский период своей жизни А. Перешел на позиции защиты православия и обличал другие вероисповедания, а также ереси.Изд. Послания старца Артемия, XVI в. // РИБ. СПб., 1878, т. 4..

Значения в других словарях
Арсений Высокий

Арсений Высокий (2-я пол. XVI в.) – книгохранитель библиотеки вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, составивший в 1584 г. Указатель уставных чтений в монастыре на каждый день года. Труд. А. Представляет интерес как один из старейших по библиографии, созданных в Древней Руси. А. Обычно указывает, из какого источника он заимствовал те или иные сведения, дает название рукописи, сообщает о ее формате, переплете, приводит иногда начальные слова своего источника и др.Рукопись А. Представляет собой ..

Арсений, епископ Тверской

Арсений (ум. 2 III 1410 г.) – епископ Тверской, автор Арсеньевской редакции Патерика Киево-Печерского. Согласно Житию, после смерти родителей наследство раздал нищим и, удалившись в Киево-Печерскую лавру, постригся в монахи. Там на него обратил внимание митрополит Киприан, взял его с собой в Москву и сделал «своим протодьяконом». 24 июля 1390 г. Он рукоположил его в епископы г. Твери на место Евфимия Висленя, которого был вынужден сместить вследствие жалоб тверского великого князя Михаила Алекса..

Афанасий (в миру Андрей), митрополит Московский

Афанасий (в миру Андрей) (нач. XVI в. – между 1568–1575 гг.) – митрополит Московский, автор Жития Даниила Переяславского, возможный автор Степенной книги. Родом из Переяславля Залесского, ученик Даниила Переяславского, около 1530 г. Священник соборной церкви Переяславля. В 1549–1550 г. Переведен в Москву, стал царским духовником и протопопом придворного Благовещенского собора. В качестве царского духовника не раз упоминается в официальных летописях времени Ивана Грозного. В 1552 г. Он благослови..

Афанасий Высоцкий

Афанасий (в миру Андрей) Высоцкий (XIV – нач. XV в.) – игумен серпуховского Высоцкого монастыря, книгописец, инициатор написания книг. Сын священника Обонежской пятины Новгородской земли, ученик – в монашестве – Сергия Радонежского, причем один из наиболее любимых, в Житии Сергия А. Характеризуется так. «Бе бо Афонасие в добродетелях мужь чюден, и в божественых писании зело разумень, и доброписаниа много рукы его и доныне свидетельствуть, и сего ради любим зело старцу» (ПЛДР. XIV – сер. XV в. М...

Дополнительный поиск Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 41 символа