Афанасий Русин

144

Афанасий Русин (1-я пол. XV в.) – писец и покупщик книг на Афоне, возможно, переводчик. Согласно приписке в рукописи ГИМ, собр. Воскрес., № 5, Четвероевангелие, л. 222 об., «В лето 6938 (1430) прекуплена бысть книга сиа еромонахом Афанасием Русином в Святой Горе Афонстей, в обители царстей в Пандократору, в нарицаемей Лавре, в царство греческаго царя кир Калоуана Палеолога и при святейшем патриарсе константинопольском кир Иосифе, и пренесена бысть от Греческаго царьства на Русь богоспасаемого и богом възлюбленнаго града Тфери при благочестивом и при боголюбивом и многомилостивом и мнихолюбивом великом князи Борисе Александровиче, и дана бысть книга сиа святей Богородици на Перемеру в лето 6944 (1436) при игумене Ионе».

В 1657 г. Эта книга была вложена патриархом Никоном в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1431 г. В афонской лавре св. Афанасия А. Переписал Житие св. Афанасия Афонского (в 1436–1445 гг. Копия с этого списка была сделана в Троице-Сергиевой лавре по повелению игумена Зиновия). В 1432 г. Там же, «во обители царъстей приснодевы Мариам, в нарицаемей лавре преподобнаго и богоноснаго отца нашего Афонасиа, под крилием святаго Григория Паламы и преподобнаго отца нашего Петра Атонского, в кущи святаго и славного пророка» он переписал Житие Григория Омиритского в переводе некоего Андрония, как это ясно из приписки. «Отцу же моему кир Андронию вечнаа память, иже преведе сию книгу от гречьскаго извода» (до нас дошла сделанная с этого списка дьяконом Емельяном для Кирилло-Белозерского монастыря копия – ГПБ, Кир.-Белоз.

Собр., № 45/2184, приписка на л. 255 об. И 256). Возможно, что А. – одно лицо с «грешным Афанасием», переводчиком или переписчиком в 1401 г. В константинопольском монастыре Богородицы Иперивлепто Устава церковного под названием «Око церковное» (два сделанные с него списка, 1409 и 1428 гг., дошли до нас, см. Востоков. Описание, с. 710–711). Менее вероятно, но не исключено, что А. – состарившийся Афанасий Высоцкий.Лит. Строев. Словарь, с. 27. Соболевский. Переводная литература, с. 11, 31. Никольский. Рукописная книжность, с. 89. Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. // ТОДРЛ. Л., 1968, т. 23, с. 180, 197–198..

Значения в других словарях
Афанасий Высоцкий

Афанасий (в миру Андрей) Высоцкий (XIV – нач. XV в.) – игумен серпуховского Высоцкого монастыря, книгописец, инициатор написания книг. Сын священника Обонежской пятины Новгородской земли, ученик – в монашестве – Сергия Радонежского, причем один из наиболее любимых, в Житии Сергия А. Характеризуется так. «Бе бо Афонасие в добродетелях мужь чюден, и в божественых писании зело разумень, и доброписаниа много рукы его и доныне свидетельствуть, и сего ради любим зело старцу» (ПЛДР. XIV – сер. XV в. М...

Афанасий Никитин

Афанасий Никитин (ум. До 1475 г.) – тверской купец, автор «Хожения за три моря» – рассказа о путешествии в Индию и описания этой страны.Биографические сведения о А. Н. Известны нам только из «Хожения» и летописного текста, содержащего одну из его редакций. В летописи рассказывается, что «написание Офонаса тверитина купца» попало к летописцу в 1475 г. Через дьяка Василия Мамырева после того, как А. Н. На обратном пути, «Смоленьска не дошед, умер». Даты отъезда и возвращения А. Н. Летописцу извест..

Беседа трех святителей

Беседа трех святителей – апокрифический памятник, построенный в форме вопросов и ответов, изложенных от имени трех виднейших иерархов православной церкви – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Рукописная традиция, отражающая подобные беседы, чрезвычайно богата и разнообразна, часто под Б. Т. С. Подразумевают даже не один, а по крайней мере три памятника. Переводный диалог Григория Богословца и Василия строго догматического характера, старейший список которого читался уже в Из..

Библия

Библия – обширное собрание книг разного происхождения и содержания (слово «Библия» происходит от греч. Βιβλία «книги»). Делится на два отдела. Ветхий завет и Новый завет. Ветхий завет состоит из 48 книг, написанных в период от XI в. До н. Э. До I в. Н. Э. В основном на древнееврейском языке. Из этого числа книг 39 входили в канон древнего иудаизма, остальные читались и переписывались, но не рассматривались как священные тексты. По содержанию они делятся на историко-юридические (Пятикнижие Моисея..

Дополнительный поиск Афанасий Русин Афанасий Русин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Афанасий Русин" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Афанасий Русин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 14 символа