Варлаам, епископ Суздальский
Варлаам (ум. 1586 г.) – епископ Суздальский, автор повести, в которой рассказывается об обнаружении им текста Жития Евфросинии Суздальской и об обстоятельствах канонизации этой святой. В. Был пострижеником Махрищского монастыря, очень недолго (с конца 1569 г.) был там игуменом, в 1570 г. Получил епископскую кафедру в г. Суздале, погребен в Махрищском монастыре.Известное в одной редакции Житие Евфросинии Суздальской, написанное иноком Евфимиева монастыря Григорием, сопровождается. 1) описанием чуда 1558 г., 2) повестью В. «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет», написанной от первого лица. Повествование В. Перемежается перечислением чудес, происходящих у раки святой.
Вопрос об авторе чуда 1558 г. Остается открытым, предполагается, что эта статья скорее всего была написана Савватием, игуменом Махрищского монастыря, который, согласно рассказу В., увез Житие из Суздаля и на долгие годы задержал у себя «для преписания чудес». Однако существует мнение, что автором ее был сам Григорий. Вопрос о том, кому принадлежит описание последующих чудес, в научной литературе не обсуждался.По косвенным данным установлено, что свою повесть В. Написал в 1577–1580 гг. Во время «путного шествия» из Москвы в Махрищский монастырь В. Случайно в монастырской книгохранительнице обнаружил Житие Евфросинии, которое тщетно искал в Суздале. Обнаруженный текст В. Представил царю и митрополиту и добился установления собором празднования памяти святой.
В. Называет и конкретных лиц, и реальные события, но передано это с соблюдением витиеватого стиля, свойственного житийному канону. Жанр повествования об обстоятельствах создания жития, включаемого в состав самого жития, был общепринятым. В русской практике в этом жанре нередко выступают не сами авторы житий, а лица, собирающие материал и создающие условия для написания агиографического сочинения.В роли собирателя материала и организатора создания житий В. Выступал и ранее, будучи иноком Махрищского монастыря. Примерно в начале 60-х гг. XVI в. Агиографом Иоасафом были написаны Жития Григория и Кассиана Авнежских и Стефана Махрищского. В Житии Григория и Кассиана Авнежских сообщается, что «главным источником сказания об Авнежских чудотворцах служили рассказы Махрищского игумена Варлаама, который по поручению митрополита в 1560 г.
На месте собирал сведения о чудесах и по донесению которого собор, установив празднование Григорию и Кассиану, распорядился составить сказание о них» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 279). Стараниями В. Было написано тем же Иоасафом и Житие Стефана, основателя Махрищского монастыря. В. Отыскал в кладовой монастыря свитки с краткими записями прадеда своего Серапиона, современника Стефана, кроме того, сам описал чудеса святого, виденные им самим и со слов других свидетелей, а также включил в свой труд рассказы, слышанные им в детстве от прадеда. Этот материал он представил царю и митрополиту, которые поручили Иоасафу в соответствии с агиографическим каноном составить жизнеописание святого. Иоасаф прежде, чем приступить к написанию Жития, посетил Махрищский монастырь и сам прочитал записи Серапиона и расспросил В.
И других иноков. Все эти подробности о создании Жития Стефана описаны в самом памятнике.Дошедшие сведения показывают, что сам В. Не принадлежал к числу агиографов-профессионалов, но не лишен был литературных способностей. Судить о степени его писательских возможностей позволяет его повествование об обнаружении Жития Евфросинии.Изд. Житие и жизнь благоверныя великия княжны Еуфросинии Суздальския. Списано иноком Григорием / Изд. ОЛДП. СПб., 1888, с. 132–148. Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь. Ист.-археол. Описание. Владимир, 1900, Приложение, с. 59–62..
Дополнительный поиск Варлаам, епископ Суздальский
На нашем сайте Вы найдете значение "Варлаам, епископ Суздальский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Варлаам, епископ Суздальский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 28 символа