Василий (Гость)

170

Василий (Гость) (2-я пол. XV в.) – автор Хожения в Святую землю, совершенного им в 1465–1466 гг. По необычному маршруту – через Малую Азию, Палестину, Египет. Описание виденных им мест (дошло в двух списках) отличается краткостью. Оно представляет собой перечень городов с указанием времени в пути («6 дней ходу», «14 ден ходу» и др.) и характерных примет («град. Стоит межу каменных гор», «мост камен. Да под мостом тем две мельницы великы», «а посад велик, а полаты и бани велми хороши, а торгов много», «стены градныя мурованы камением», «стрельницы выводныа часты вельми», «врата шестеры железны»), в том числе связанных с ветхозаветными и новозаветными персонажами («до Осифова кладезя, где его братья продали», «Фаворская гора, где Христос преобразился» и др.), а также с апокрифами («храмина та, где Варух спах 70 лет»).

Даты приведены по церковному календарю. «а приехали . На утрия Михайлова дни», «на память преподобного отца нашего Антониа в 17 день» и др. В. Отметил поразившее его многообразие вероисповеданий и служб. «вокруг божия гроба службы. Греческая, Иверская, Сербская, Фряжская, Сирьянская, Яковитская, Мелфедиская, Куфиднская, Несторская...», пестрый состав населения восточных центров. «Арменове живут. А Турков. Мало», «христиан мало, а боле срацины». Примечательны наблюдения В. По планировке городов и по их обороне. «Град Шама вельми велик, стоит в поле наравне, а три грады один во едином. Средний град невелик, стены у него 10 саженей, да стрельницы часты, вход един, врата шестеры железны...», «Египет град вельми велик, а в нем 14 тысящь улиц, да во всякой улице по двоа врата и по две стрельницы, да по два стража, которые зажигают масло на свещнице.

А улица с улицей не знается». В. Сравнивает увиденные им города и места с привычными ему русскими. «А во граде на конех не ездят, а сами лазят по лестнице», «а река под ним (озером. – О. Б.) червлена, с Оку величеством». Наименование В. Гостем (купцом) и внимание автора к «торгам» позволяет видеть в нем светское лицо. Высказанное Н. И. Прокофьевым предположение об идентичности В. И московского дьяка Василия Мамырева представляется гипотетичным.Изд. Хожение гостя Василья / Под редакцией архим. Леонида // ППС. СПб., 1884, т. 2, вып. 3 (вып. 6). Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину // Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984, с. 169–177, 350–361 и 417–420..

Значения в других словарях
Варлаам, соловецкий монах

См. Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских. ..

Варсонофий, иеромонах

Варсонофий (2-я пол. XV в.) – иеромонах, автор «Хождения». В 1456 и 1461–1462 гг. В. Совершил два хождения в Иерусалим через Палестину, Сирию, Египет, Синай и составил описание своего путешествия (известно в одном списке XVII в.). «Хождение» В. Не содержит автобиографических сведений. Оно составлено в традиционном жанре путешествий по «святым местам» и позволяет представить себе маршрут и длительность пребывания паломника в пути (в Иерусалиме – два месяца, в том числе четыре ночи у гроба Господн..

Василий II Васильевич (Темный)

Василий II Васильевич (Темный) (1415–1462 гг.) – великий князь Московский (с 1425 по 1462 г. С небольшими перерывами), организатор летописания, вероятный автор воспоминаний о своем ослеплении. В. Вступил на престол после смерти своего отца Василия I Дмитриевича, еще не достигнув девятилетнего возраста, и сразу же его права па престол стали оспариваться другими князьями. Согласно завещанию деда В. В. Дмитрия Ивановича Донского, престол после смерти его старшего сына Василия должен был перейти к с..

Василий III Иванович

Василий III Иванович (25 III 1479 г. – 4 XII 1533 г.) – великий князь Московский и всея Руси (с 1505 г.), автор посланий. В княжение В. И. К Русскому государству были присоединены Псков и Смоленск. Уже назначение В. И. Наследником его отца Ивана III Васильевича было связано с разгромом новгородско-московской ереси в начале XVI в. Правление В. И. – время жесткой унификации русской культуры. Общерусское летописание существует в этот период лишь как официальное великокняжеское. Относительно независ..

Дополнительный поиск Василий (Гость) Василий (Гость)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Василий (Гость)" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василий (Гость), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 15 символа