Василий Калика

167

Василий Калика (1330 – 3 VII 1352 г.) – архиепископ новгородский, автор «Послания. К владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. В Софийской первой, Воскресенской и других летописях. Текст цит. По публикации Н. С. Демковой в кн. ПЛДР. XIV – середина XV в. М., 1981, с. 42–48. Публикация выполнена по Софийской первой летописи – ГПБ, Q.IV.298, лл. 437–442 об., с дополнением окончания по Новгородской третьей летописи (Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 230). Из «Послания» очевидно, что В. К. Совершил путешествие в Палестину («...Вся дела божиа нетленна суть, самовидець есмь сему, брате. Егда Христос иды на страсть волную, и затвори своима рукама врата градная, и до сего дни не отворени суть. А егда постився Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу его...»).

Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас «хождение», к которому, быть может, восходят два памятника XIV в. – «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Свое путешествие В. К. Предпринял еще до архиепископства – в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают нечто о деятельности своего владыки.Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви «в Холопьей улице» и постриженный в «ангельский образ» (в миру его звали Григорием), В. К. В 1331 г. Закладывает каменный город «от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба». В том же году В. К. С большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который был тогда во Владимире Волынском.

Это была нелегкая поездка. По пути на Волынь В. К. Задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому «в таковой тяготе» пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими «пригородами». Обратный путь превратился в бегство «меж Литвы и Киева», причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать «разбойное» нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодиякона В. К.Летописи сообщают о чрезвычайно активной культурной и градостроительной деятельности В. К. Он заботится о Софийском соборе. Обновляет крест на его главе, покрывает собор свинцом (1333), что пришлось делать заново после пожара 1341 г. Возводит вокруг Софии «тын новый», устраивает «двери медяны золочены» у церковного притвора (1336 г.).

В 1342 г. Приказывает отлить для собора колокола, для чего выписывает мастера из Москвы. В. К. Строит и украшает множество церквей. Входоиерусалимскую, «где теремец был» (заложена в 1336 г., освящена в 1337 г., расписана по приказу В. К. Артелью Исайи Гречина в 1338–1340 гг.). Благовещенскую на Городище (заложена в 1342, освящена в 1334 г.). Пятницкую (заложена в 1345 г.). Космодемьянскую (заложена в 1345 г.). Спасскую в Ковалеве монастыре (построена в 1345 г.) и др. Не только храмы возводит новгородский архиепископ. В 1333–1334 гг. Его иждивением завершен и покрыт каменный город, в следующем году – заложен каменный острог «по оной стороне, от Илии святаго к Павлу святому». В 1338 г. В. К. «своими людьми» и на деньги Софийского дома строит новый мост через Волхов, а три года спустя ставит «терем великий».

Видимо, репутация В. К. Как градостроителя была очень хорошей. В 1352 г. Бояре и посад били ему челом, чтобы он поехал в Орешек устроить там «костры» (т. Е. Раскаты и башни), что архиепископ успешно и быстро выполнил.Вообще влияние его в Новгороде было очень велико (об этом свидетельствует хотя бы то, что ему удалось в 1342 г. Успокоить «черных людей», поднявших бунт против посадника Федора). В. К. Умел ладить с Москвой. Там в 1335 г. Он «много чести видел» от Ивана Калиты (с которым, впрочем, не сумел договориться двумя годами раньше). Там в 1340 г. Он от имени Новгорода заключил с Симеоном Гордым мир «по старым грамотам». В. К. Проявил себя стойким борцом за православие и за независимость Руси, когда в 1348 г. Король Швеции и Норвегии Магнус Эриксон, нарушив «вечный мир» (кстати, заключенный за девять лет до того «сестричем» В.

К. Матвеем), предпринял поход на новгородские земли. Поход, как и планы окатоличения Руси, окончился крахом.Хотя В. К. Не сразу удалось наладить приязненные отношения с Псковом (в 1337 г. Псковитяне «суда не дали» приехавшему «на подъезд» владыке, за что и были им прокляты), но в конце концов и этот непокорный «пригород» признал В. К. К нему за помощью послал Псков, когда в 1352 г. Там вспыхнула моровая язва. В. К. В сопровождении архимандритов, игуменов, священников тотчас отправляется в Псков, совершает там крестный ход, служит молебны в Троицком соборе и других церквах. Моровая язва не пощадила и В. К. Выехав из Пскова наружно здоровым, он в пути заболел и скончался в Михайловском монастыре на устье реки Узы, притока Шелони.

Тело святителя было погребено у св. Софии.Пребыв новгородским владыкой 21 год, 4 месяца и 2 дня, В. К. Снискал на Руси высокий нравственный авторитет. Летописи сообщают, что в 1335 г. «от царя Константина и папы Силвестра» в Новгород был принесен белый клобук (об этом говорит и легендарная «Повесть о белом клобуке»), что в 1346 г. Митрополит Феогност в Москве благословил В. К. «крещатыми ризами» (это знаки достоинства, выделяющие новгородских архиепископов среди остальных русских архиереев). Уверенностью в собственном авторитете проникнуто и «Послание о рае», которое, видимо, в 1347 г. В. К. Направил тверскому епископу Феодору Доброму.Впрочем, с Тверью у В. К. Были особые и близкие отношения. После тверского погрома (Тверь была наказана за восстание против Шевкала в 1327 г.) великий князь тверской Александр Михайлович нашел убежище в Пскове.

Сюда после возвращения из Москвы из неудавшегося посольства о мире к Ивану Калите в 1333 г. Приехал В. К. И крестил здесь сына изгнанника Михаила. Восемь лет спустя крестника привезли из Твери в Новгород, чтобы здесь В. К. Наставил его в книжном учении. Естественно, что в Твери почитали новгородского архиепископа.Импульс для написания «Послания» дала тверская «распря. О оном честном раю», т. Е. Богословский спор о том, существует ли на земле тот материальный рай, который по Библии был создан для Адама и Евы, или же он погиб и есть только рай. «мысленный», идеальный, неземной. В. К. Уверен в существовании земного рая и старается убедить в этом (без тени резкости и даже благодушно) тверского собрата. С ортодоксально-православной точки зрения это ересь (так же рассуждают и заведомые еретики, несториане и яковиты), и не случайно официальным историкам церкви «странно читать» это «Послание» (Макарий.

История русской церкви. СПб., 1866, т. 5, с. 153–155). В. К. Ссылается не только на каноническую, но и на апокрифическую традицию («Книгу Еноха», «Хождение Агапия в рай», «Слово о Макарии Римском»). Он ссылается и на «видоков» новгородцев, которые якобы добирались до ада «на Дышучемь мори» и до рая на востоке. Сходные представления были распространены и на Европейском Севере (напр., у поэта XIII в. Генриха фон дер Нойенштадта). Однако очевидно, что В. К. Отражал именно новгородскую, притом народную точку зрения (память об этом сохранилась в насмешливой поговорке «Новгородский рай нашел». См. Буслаев Ф. И. Русская христоматия. М., 1888, с. 167). Наивно-реалистическая «народная вера», для которой характерно пристрастие к земной жизни, адаптировала многие языческие представления, в частности о потустороннем мире.

Представления В. К. О земном рае и земном же аде сложились под очевидным влиянием языческих представлений, согласно которым на краю света находится «ирий» («вырий»), который «обычно понимается как место, куда змеи и птицы скрываются осенью и откуда они являются весной» (Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, с. 144–145). «Послание» В. К. Наглядно свидетельствует о том, что «единого православия» на Руси в XIV в. Не существовало, что были его местные, официальные и «народные» варианты.Изд. ПСРЛ, т. 6. СПб., 1853, Прибавл., с. 87–89. ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 212-214..

Значения в других словарях
Василий II Васильевич (Темный)

Василий II Васильевич (Темный) (1415–1462 гг.) – великий князь Московский (с 1425 по 1462 г. С небольшими перерывами), организатор летописания, вероятный автор воспоминаний о своем ослеплении. В. Вступил на престол после смерти своего отца Василия I Дмитриевича, еще не достигнув девятилетнего возраста, и сразу же его права па престол стали оспариваться другими князьями. Согласно завещанию деда В. В. Дмитрия Ивановича Донского, престол после смерти его старшего сына Василия должен был перейти к с..

Василий III Иванович

Василий III Иванович (25 III 1479 г. – 4 XII 1533 г.) – великий князь Московский и всея Руси (с 1505 г.), автор посланий. В княжение В. И. К Русскому государству были присоединены Псков и Смоленск. Уже назначение В. И. Наследником его отца Ивана III Васильевича было связано с разгромом новгородско-московской ереси в начале XVI в. Правление В. И. – время жесткой унификации русской культуры. Общерусское летописание существует в этот период лишь как официальное великокняжеское. Относительно независ..

Василий, автор Повести об ослеплении князя Василька

Василий (кон. XI – нач. XII в.) – автор Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского, вошедшей в состав статьи 1097 г. Повести временных лет (в составе Летописи Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской и др.). А. А. Шахматов считал В. Священником, духовником князя Василька. Другие исследователи считают его светским лицом. По мнению Б. А. Рыбакова, В. Был «муж» князя Святополка и допустимо его отождествление с В. – посадником г. Владимира, упомянутым в той же летописной ста..

Василий-Варлаам, псковский священник

Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. Падает на 40–60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям.Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. В 1547 г. По просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. Послужила первая редакция Жития, относящаяся к..

Дополнительный поиск Василий Калика Василий Калика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Василий Калика" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василий Калика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа