Василий, автор Повести об ослеплении князя Василька

166

Василий (кон. XI – нач. XII в.) – автор Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского, вошедшей в состав статьи 1097 г. Повести временных лет (в составе Летописи Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской и др.). А. А. Шахматов считал В. Священником, духовником князя Василька. Другие исследователи считают его светским лицом. По мнению Б. А. Рыбакова, В. Был «муж» князя Святополка и допустимо его отождествление с В. – посадником г. Владимира, упомянутым в той же летописной статье. А. А. Шахматов ограничивал Повесть В. Несколькими фрагментами из статьи 1097 г., перемежающимися с текстом летописца, а именно. «И приде Святополк с Давыдом Кыеву. 2 отрока княжа, Улан и Колчко», «Василкови же сущю Володимери, на прежереченем месте.

Сим же от града отшедшим, сею же снемше погребоша я» и «Святополк же, прогнав Давыда, нача думати. Перея Володимерь и посади в нем сына своего Ярослава». Другие исследователи приписывают В. Статью 1097 г. Целиком и даже некоторые другие летописные статьи. Особняком стоит гипотеза М. X. Алешковского, согласно которой В. – один из основных редакторов ПВЛ, который в 1119 г. Осуществил переработку ее текста, составленного Нестором (по гипотезе Алешковского этот текст отождествим с Начальным сводом). Внес в него фрагменты из Хроники Георгия Амартола, текст Договоров с греками, легенду об апостоле Андрее, предания о северных народах (в статьях 1096 и 1116 гг.) и другие рассказы, а также ряд этнографических, исторических и генеалогических уточнений.Исследователи, атрибутирующие В.

Лишь статью 1097 г., полагают, что текст Повести был внесен в ПВЛ Сильвестром. А. А. Шахматов, напротив, считал его вставкой составителя 3-й редакции ПВЛ.В своей Повести В. Выступает как очевидец и участник событий. Он сам упоминает, что был послан князем Давидом Святославичем к находящемуся в заточении ослепленному Васильку Ростиславичу, чтобы убедить того принять предлагаемые Давидом условия примирения. Но В. Не ограничивается описанием своей беседы с Васильком, а излагает всю историю заговора князей, пленения и ослепления Василька, все события феодальной междоусобицы, вспыхнувшей между князьями Давидом и Святополком Киевским, повинными в расправе над Васильком, и князьями, выступившими в его защиту. Если не ограничивать Повесть фрагментами, отмеченными Шахматовым, а атрибутировать В.

Всю статью 1097 г., то совершенно ясной становится его тенденция прославить государственную мудрость и великодушие Владимира Всеволодовича Мономаха. Поэтому допускают, что Повесть была создана по поручению этого князя. Повесть В. Обладает высокими литературными достоинствами. Автор умело использует яркие сюжетные детали, с редкой для древнерусской литературы того времени живостью передает диалоги и монологи. Исследователи часто обращались к анализу Повести для характеристики принципов и приемов древнерусского сюжетного повествования. Д. С. Лихачев видит в ней произведение особого жанра – «повестей о княжеских преступлениях», сопоставимое с летописными рассказами об убийстве Игоря Ольговича (в статье 1147 г. Летописи Ипатьевской) и Повестью об убиении Андрея Боголюбского.

Повесть издавалась только в составе Повести временных лет.Лит. Хрущев И. Древние русские сказания в летописях. Сказание о Васильке Ростиславиче. – ЖМНП, 1874, август, с. 176–193. Шахматов А. А. 1) Нестор летописец. – ЗНТШ, 1914, т. 117–118, с. 35–41. Повесть временных лет. Вводная часть. Текст. Примечания. Пгр., 1916 (ЛЗАК, вып. 29, 1917), с. XXXI–XXXVI. Лихачев Д. С. 1) Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. Л., 1947, с. 217–219. 2) Анэстетизм и древнерусская литература. – РЛ, 1963, № 1, с. 81–82. Адрианова-Перетц В. П. О реалистических тенденциях в древнерусской литературе (XI–XV вв.). – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 12–15. Азбелев С. Н. Реализм и древнерусская литература. – РЛ, 1963, № 1, с. 57–58. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963, с. 275–279.

Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI–XIII вв. – В кн. Истоки русской беллетристики. Л., 1970, с. 45–46, 58–60. Алешковский М. X. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971, с. 32–52..

Значения в других словарях
Василий III Иванович

Василий III Иванович (25 III 1479 г. – 4 XII 1533 г.) – великий князь Московский и всея Руси (с 1505 г.), автор посланий. В княжение В. И. К Русскому государству были присоединены Псков и Смоленск. Уже назначение В. И. Наследником его отца Ивана III Васильевича было связано с разгромом новгородско-московской ереси в начале XVI в. Правление В. И. – время жесткой унификации русской культуры. Общерусское летописание существует в этот период лишь как официальное великокняжеское. Относительно независ..

Василий Калика

Василий Калика (1330 – 3 VII 1352 г.) – архиепископ новгородский, автор «Послания. К владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. В Софийской первой, Воскресенской и других летописях. Текст цит. По публикации Н. С. Демковой в кн. ПЛДР. XIV – середина XV в. М., 1981, с. 42–48. Публикация выполнена по Софийской первой летописи – ГПБ, Q.IV.298, лл. 437–442 об., с дополнением окончания по Новгородской третьей летописи (Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 230). Из «Послания» очевидно,..

Василий-Варлаам, псковский священник

Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. Падает на 40–60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям.Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. В 1547 г. По просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. Послужила первая редакция Жития, относящаяся к..

Вассиан (Кошка)

Вассиан, по прозвищу Кошка (Возмицкий, Вотмицкий) (ум. 1568 г.) – архимандрит Возмицкого монастыря, писатель, книгописец. Скудные биографические сведения устанавливаются главным образом на основании записей в рукописях самого В. Он был постриженннком Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником старца Фотия. Одно время являлся архимандритом Возмицкого монастыря (см. Запись в рукописи ГИМ, Синод. Собр., № 927, л. 1 – «Черньца Васиана Фатеева, бывшаго архимандрита Вотмицкаго монастыря Тверскаго уезда..

Дополнительный поиск Василий, автор Повести об ослеплении князя Василька Василий, автор Повести об ослеплении князя Василька

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Василий, автор Повести об ослеплении князя Василька" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василий, автор Повести об ослеплении князя Василька, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 51 символа