Вассиан Патрикеев

159

Вассиан Патрикеев (Косой. В миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 г. – после 1531 г.) – выдающийся русский публицист XVI в. Дед и отец В. П. Были близки к великим московским князьям Василию II Васильевичу и Ивану III Васильевичу, занимали высшие государственные должности и участвовали в проведении политики государственной централизации. Их деятельность продолжал В. П. – в 90-е гг. XV в. Он принимал участие в войне с Литвой и затем, вместе со своим отцом, в мирных переговорах, был воеводой во время русско-шведской войны 1495–1497 гг. (водил русские полки под Выборг в 1496 г.), совместно с отцом участвовал в высшем государственном суде, выполнял поручения Ивана III по борьбе с удельными князьями. Во время династического кризиса конца 90-х гг.

Князья Патрикеевы выступали на стороне внука Ивана III Дмитрия, провозглашенного наследником престола. После отстранения Дмитрия от власти Патрикеевых постигла опала, и в 1499 г. В. П. Был пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Вассиана. Здесь он встретился с главой нестяжателей Нилом Сорским и подпал под его влияние. Однако сильной энергичной натуре В. П. Были чужды свойственные Нилу Сорскому созерцательность и сосредоточенность на внутреннем духовном мире. В. П. Преобразует учение Нила Сорского, придает ему активный характер и тесно связывает с идейно-политической борьбой, происходившей в русском обществе вокруг вопроса о монастырском вотчиновладении и судьбе еретиков. Около 1509 г. В. П. Был возвращен из ссылки и стал доверенным лицом великого князя Василия III Ивановича.

Поворот в судьбе В. П. Был обусловлен политикой ограничения монастырского землевладения, проводимой Василием III в первую половину его княжения. Учение В. П. Давало необходимое идейное обоснование этой политике. В 20-е гг. XVI в. Великокняжеская власть в лице Василия III меняет свою ориентацию и вступает в союз с иосифлянами, создавшими теорию теократического абсолютизма. В 1522 г. Близкого к нестяжателям митрополита Варлаама сменяет ученик и последователь Иосифа Волоцкого митрополит Даниил. Ему удается добиться в 1531 г. Предания В. П. Соборному суду. В. П. Был осужден по обвинению в составлении новой, неканонической Кормчей книги, выступлениях против монастырского вотчиновладения, ереси (В. П. Якобы отрицал церковное учение о двойной – божественной и человеческой – природе Христа и считал, что ему свойственна только одна, божественная сущность).

По приговору суда был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где, по словам А. М. Курбского, «презлые иосифляне» «по мале времени его уморили».В. П. Принадлежит пять публицистических произведений. Написанные еще в период его ссылки «Собрание некоего старца» и «Ответ кирилловских старцев» и относящееся ко времени наибольшего приближения В. П. К великому князю «Слово ответно», «Слово о еретиках» и «Прение с Иосифом Волоцким» (между 1511 и 1515 гг.). «Собрание некоего старца», написанное в традиционном для русской церковной публицистики жанре поучения, имело целью опровержение «Доклада собора 1503 г.» в защиту монастырского вотчиновладения (на соборе был отвергнут предложенный правительством Ивана III проект секуляризации церковных и монастырских земель).

Полемизируя с соборным «Докладом», В. П. Призывал иноков «сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаяся своими руками». Свою точку зрения он обосновывал ссылками на Евангелие и исторические примеры – нестяжательность древних святых, основателей монастырей. «Ответ кирилловских старцев», которому для большей авторитетности была придана форма коллективного послания, был написан В. П. В связи с «Посланием» Иосифа Волоцкого великому князю о наказании еретиков. Инквизиторской программе иосифлян, требовавших беспощадных казней всех еретиков, как покаявшихся, так и непокаявшихся, в «Ответе кирилловских старцев» противопоставлялось иное, сравнительно гуманное отношение к еретикам. Непокаявшихся еретиков следовало заточать, а покаявшихся – прощать и принимать в лоно церкви.

В «Слове ответном» соединялись обе темы, волновавшие В. П., – об осуждении церковного и монастырского вотчиновладения и о необходимости относительно мягкого обращения с еретиками. Страстно обличая иноков за отступление от евангельских заповедей любви, нестяжания и милосердия, В. П. Рисует в «Слове ответном» яркие картины жестокой эксплуатации монастырских крестьян и с глубоким сочувствием пишет об их бедственном положении. Так в творчестве В. П. Возникает новая тема – о положении крестьян, игравшая большую роль в публицистике XVI в. Важным этапом в творчестве В. П. Является написание «Прения с Иосифом Волоцким». В нем в форме прямого диалога лидеров двух противоположных течений церковной мысли подводится итог их многолетней полемики.

В «Прении» В. П. Указывает также, что он «учил великого князя села отъимати у церквей и монастырей», и формулирует, таким образом, идею секуляризации церковных и монастырских земель. В середине 10-х гг. В. П. Приступает к составлению своей «нестяжательской» Кормчей. Для нее он пишет «Слово о еретиках», в котором подвергает всестороннему рассмотрению вопрос об их судьбе, и создает новую редакцию «Собрания некоего старца». Обоим произведениям В. П. Придает форму канонических трактатов, в которых рассуждения автора подкреплялись ссылками на правила Кормчей книги. Первая редакция «Кормчей» В. П. Была закончена в 1517 г., вторая, составленная при участии Максима Грека, – в 1518–1522 гг. Кормчая В. П., в отличие от официальной, признанной русской церковью, была построена не по хронологическому, а по систематическому принципу, что давало возможность составителю, путем соответствующего подбора статей, проводить нужные ему идеи.Основными чертами литературной манеры В.

П. Являлись острота, страстность обличений и резкость, едкость полемики. Первого он достигал путем противопоставления реальной действительности (например, монашеского быта) идеалам христианского учения, второго – посредством широкого применения иронии. В последнем отношении публицистическое мастерство В. П. Имело точки соприкосновения с «кусательным» стилем Ивана IV.В истории русской публицистики XVI в. В. П. Занимает почетное место как наиболее последовательный идеолог нестяжательства, чье учение о недопустимости для монастырей владеть селами отвечало не только интересам централизованного государства и светской части класса феодалов, заинтересованных в секуляризации церковных и монастырских земель, но и крестьянства, подвергавшегося нещадной эксплуатации в монастырских вотчинах.

Нестяжательские идеи В. П. Поддержал после переезда в Россию Максим Грек, на них опирался Феодосии Косой, критикуя вотчинные права монастырей.Изд. Полемические сочинения инока – князя Вассиана Патрикеева // ПС, 1863, ч. 3, с. 93–112, 180–210. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960, с. 223–285..

Значения в других словарях
Василий-Варлаам, псковский священник

Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. Падает на 40–60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям.Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. В 1547 г. По просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. Послужила первая редакция Жития, относящаяся к..

Вассиан (Кошка)

Вассиан, по прозвищу Кошка (Возмицкий, Вотмицкий) (ум. 1568 г.) – архимандрит Возмицкого монастыря, писатель, книгописец. Скудные биографические сведения устанавливаются главным образом на основании записей в рукописях самого В. Он был постриженннком Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником старца Фотия. Одно время являлся архимандритом Возмицкого монастыря (см. Запись в рукописи ГИМ, Синод. Собр., № 927, л. 1 – «Черньца Васиана Фатеева, бывшаго архимандрита Вотмицкаго монастыря Тверскаго уезда..

Вассиан Рыло

Вассиан Рыло (ум. 1481 г.) – архиепископ Ростовский (с 1468 г.), церковный деятель и публицист. До поставления на архиепископию был монахом Боровского монастыря, учеником Пафнутия Боровского, потом – игуменом Троицким и архимандритом Новоспасским. Был тесно связан с великокняжеской властью, ездил со специальной миссией в Западную Русь, убеждая местное духовенство подчиняться московскому митрополиту. В 1479 г. Крестил сына Ивана III Васильевича. В 1478–1479 гг. Возник конфликт между Иваном III и ..

Вассиан Санин

Вассиан Санин (ум. 1515 г.) – архиепископ Ростовский, публицист. Как и его брат Иосиф Волоцкий, В. С. Первоначально был монахом Пафнутьева Боровского монастыря. Уход Иосифа из этого монастыря привел к «разлучению» между братьями, о котором упоминает Иосиф в послании к В. С. Послание это было написано в период усиления еретического движения – время, которое Волоцкий игумен объявлял «лютейшим» из всех времен, «отнелиже солнце благочестия нача сиати в Росийстей земли». Местопребывание В. С. В этот ..

Дополнительный поиск Вассиан Патрикеев Вассиан Патрикеев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вассиан Патрикеев" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вассиан Патрикеев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 17 символа