Вассиан Санин

178

Вассиан Санин (ум. 1515 г.) – архиепископ Ростовский, публицист. Как и его брат Иосиф Волоцкий, В. С. Первоначально был монахом Пафнутьева Боровского монастыря. Уход Иосифа из этого монастыря привел к «разлучению» между братьями, о котором упоминает Иосиф в послании к В. С. Послание это было написано в период усиления еретического движения – время, которое Волоцкий игумен объявлял «лютейшим» из всех времен, «отнелиже солнце благочестия нача сиати в Росийстей земли». Местопребывание В. С. В этот период неизвестно. Вряд ли он был в Волоколамском монастыре, ибо Иосиф Волоцкий, писавший из монастыря епископу Нифонту Суздальскому о еретичестве митрополита Зосимы, ссылался на то, что «сказывал ти и самому, государю моему, брат мой Васьян».

Уже с 1502 г., когда влияние покровителей ереси при дворе Ивана III Васильевича (снохи и внука великого князя) прекратилось, В. С. Занял важное место внутри церковной иерархии – стал игуменом московского Симонова монастыря, а с 1506 г. – архиепископом Ростовским. После разрыва Иосифа Волоцкого с волоколамскими князьями, перехода его вместе с монастырем под великокняжеский патронат и связанного с этим конфликта между Иосифом и новгородским архиепископом Серапионом В. С. Вновь поддержал брата и участвовал в церковном соборе 1509 г., лишившем Серапиона его сана. Житие Серапиона в связи с этим характеризует В. С. Как «легка умом, легчайша же разумом».Литературные интересы В. С. Выразились в активной книгописной деятельности (сохранился ряд рукописей, переписанных им) и в написании жития Пафиутия Боровского.Житие Пафнутия, написанное В.

С., дошло до нас в двух редакциях – отдельной и редакции, включенной в Великие Минеи Четии. Вопрос о взаимоотношении между этими редакциями не решен. В отдельной редакции житие включает в себя «Повести отца Пафнутия» и рассказ «О убиении богобоязнива мужа», читающиеся и в Патерике Волоколамском, в тексте, включенном в ВМЧ, их нет. В ВМЧ в начале названо имя составителя жития – «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» Пафнутия. Текст в ВМЧ за май не издан – ср. ГПБ, Соф. Собр., № 1321, л. 64а–80.Житие Пафнутия, составленное В. С., имеет традиционный характер. Помещенный здесь рассказ «О преставлении святого» явно опирался на Записку Иннокентия, но не сохранил тех ярких и индивидуальных подробностей, которые характерны для этого рассказа о последних днях жизни Пафнутия.

Жизнь святого характеризуется в основном чертами внешнего благочестия – соблюдением молитвенного чина, поста и воздержания, удалением от женского общества. Прозорливость Пафнутия проявляется в его способности уличить нарушителей монастырского «правила» и дисциплины. В одном случае нарушителем заповеди святого оказывается знаменитый иконописец Дионисий, позволивший себе вкусить «мирского ястия во обители», наказанный за это «лютым недугом» и излечившийся только после покаяния. Суровому наказанию подвергаются и все лица, проявившие непочтительность к преподобному. В ряде рассказов наказание иноков, нарушивших правила, совершают бесы (демонологические мотивы встречаются в Житии неоднократно). Чудесная прозорливость Пафнутия выражается, в частности, и в том, что при известии об отставке архимандрита Симонова монастыря Пафнутий, с улыбкой взглянув на самого В.

С., тогда еще «юна и новопострижена», предсказывает ему, что он впоследствии возглавит Симонов монастырь. Включение этого рассказа о чуде чрезвычайно характерно для В. С. Как автора традиционно-канонических житий.Связь иосифлян (и в особенности их союзника – архиепископа Новгородского Геннадия) с «латинами» была, возможно, причиной того, что врач-католик Булев Николай, служивший Василию III Ивановичу, в 1506–1515 гг. Обратился именно к В. С. С посланием о необходимости соединения католической и православной церкви. Полемический ответ на это послание был написан неизвестным волоколамским публицистом.Описание рукописей Волоколамского собрания (ГБЛ), переписанных B. C. Иосиф, иеромонах. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в Библиотеку Московской духовной академии.

М., 1882 (отт. Из ЧОИДР, 1881, кн. 3), № 66 (245). Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891 (ОЛДП, № 98), с. 100–104.Изд. Житие преподобного Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным / Изд. И вступ. Статья А. П. Кадлубовского // Сб. Ист.-филол. О-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899, т. 2, отд. 2, с. 98–149..

Значения в других словарях
Вассиан Патрикеев

Вассиан Патрикеев (Косой. В миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 г. – после 1531 г.) – выдающийся русский публицист XVI в. Дед и отец В. П. Были близки к великим московским князьям Василию II Васильевичу и Ивану III Васильевичу, занимали высшие государственные должности и участвовали в проведении политики государственной централизации. Их деятельность продолжал В. П. – в 90-е гг. XV в. Он принимал участие в войне с Литвой и затем, вместе со своим отцом, в мирных переговорах, был воев..

Вассиан Рыло

Вассиан Рыло (ум. 1481 г.) – архиепископ Ростовский (с 1468 г.), церковный деятель и публицист. До поставления на архиепископию был монахом Боровского монастыря, учеником Пафнутия Боровского, потом – игуменом Троицким и архимандритом Новоспасским. Был тесно связан с великокняжеской властью, ездил со специальной миссией в Западную Русь, убеждая местное духовенство подчиняться московскому митрополиту. В 1479 г. Крестил сына Ивана III Васильевича. В 1478–1479 гг. Возник конфликт между Иваном III и ..

Вассиан, епископ Тверской

Вассиан (в миру князь Василий Иванович Стригин Оболенский) (ум. 1508 г.) – епископ Тверской, автор грамоты митрополиту Геронтию. В 1461–1477 гг. Архимандрит Тверского Отроча монастыря. Став в 1477 г. Епископом, В. Остался на престоле и после присоединения Твери к Русскому государству в 1485 г. И сохранял свой сан вплоть до смерти. По-видимому, именно ему, еще в бытность В. Архимандритом, было адресовано Послание Иосифа Волоцкого о Троице – связь адресата с Тверью служила основанием для предполож..

Вассиан, игумен Переяславского монастыря

См. Житие Никиты Столпника Переяславского. ..

Дополнительный поиск Вассиан Санин Вассиан Санин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вассиан Санин" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вассиан Санин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 13 символа