Вассиан Санин
Вассиан Санин (ум. 1515 г.) – архиепископ Ростовский, публицист. Как и его брат Иосиф Волоцкий, В. С. Первоначально был монахом Пафнутьева Боровского монастыря. Уход Иосифа из этого монастыря привел к «разлучению» между братьями, о котором упоминает Иосиф в послании к В. С. Послание это было написано в период усиления еретического движения – время, которое Волоцкий игумен объявлял «лютейшим» из всех времен, «отнелиже солнце благочестия нача сиати в Росийстей земли». Местопребывание В. С. В этот период неизвестно. Вряд ли он был в Волоколамском монастыре, ибо Иосиф Волоцкий, писавший из монастыря епископу Нифонту Суздальскому о еретичестве митрополита Зосимы, ссылался на то, что «сказывал ти и самому, государю моему, брат мой Васьян».
Уже с 1502 г., когда влияние покровителей ереси при дворе Ивана III Васильевича (снохи и внука великого князя) прекратилось, В. С. Занял важное место внутри церковной иерархии – стал игуменом московского Симонова монастыря, а с 1506 г. – архиепископом Ростовским. После разрыва Иосифа Волоцкого с волоколамскими князьями, перехода его вместе с монастырем под великокняжеский патронат и связанного с этим конфликта между Иосифом и новгородским архиепископом Серапионом В. С. Вновь поддержал брата и участвовал в церковном соборе 1509 г., лишившем Серапиона его сана. Житие Серапиона в связи с этим характеризует В. С. Как «легка умом, легчайша же разумом».Литературные интересы В. С. Выразились в активной книгописной деятельности (сохранился ряд рукописей, переписанных им) и в написании жития Пафиутия Боровского.Житие Пафнутия, написанное В.
С., дошло до нас в двух редакциях – отдельной и редакции, включенной в Великие Минеи Четии. Вопрос о взаимоотношении между этими редакциями не решен. В отдельной редакции житие включает в себя «Повести отца Пафнутия» и рассказ «О убиении богобоязнива мужа», читающиеся и в Патерике Волоколамском, в тексте, включенном в ВМЧ, их нет. В ВМЧ в начале названо имя составителя жития – «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» Пафнутия. Текст в ВМЧ за май не издан – ср. ГПБ, Соф. Собр., № 1321, л. 64а–80.Житие Пафнутия, составленное В. С., имеет традиционный характер. Помещенный здесь рассказ «О преставлении святого» явно опирался на Записку Иннокентия, но не сохранил тех ярких и индивидуальных подробностей, которые характерны для этого рассказа о последних днях жизни Пафнутия.
Жизнь святого характеризуется в основном чертами внешнего благочестия – соблюдением молитвенного чина, поста и воздержания, удалением от женского общества. Прозорливость Пафнутия проявляется в его способности уличить нарушителей монастырского «правила» и дисциплины. В одном случае нарушителем заповеди святого оказывается знаменитый иконописец Дионисий, позволивший себе вкусить «мирского ястия во обители», наказанный за это «лютым недугом» и излечившийся только после покаяния. Суровому наказанию подвергаются и все лица, проявившие непочтительность к преподобному. В ряде рассказов наказание иноков, нарушивших правила, совершают бесы (демонологические мотивы встречаются в Житии неоднократно). Чудесная прозорливость Пафнутия выражается, в частности, и в том, что при известии об отставке архимандрита Симонова монастыря Пафнутий, с улыбкой взглянув на самого В.
С., тогда еще «юна и новопострижена», предсказывает ему, что он впоследствии возглавит Симонов монастырь. Включение этого рассказа о чуде чрезвычайно характерно для В. С. Как автора традиционно-канонических житий.Связь иосифлян (и в особенности их союзника – архиепископа Новгородского Геннадия) с «латинами» была, возможно, причиной того, что врач-католик Булев Николай, служивший Василию III Ивановичу, в 1506–1515 гг. Обратился именно к В. С. С посланием о необходимости соединения католической и православной церкви. Полемический ответ на это послание был написан неизвестным волоколамским публицистом.Описание рукописей Волоколамского собрания (ГБЛ), переписанных B. C. Иосиф, иеромонах. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в Библиотеку Московской духовной академии.
М., 1882 (отт. Из ЧОИДР, 1881, кн. 3), № 66 (245). Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891 (ОЛДП, № 98), с. 100–104.Изд. Житие преподобного Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным / Изд. И вступ. Статья А. П. Кадлубовского // Сб. Ист.-филол. О-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899, т. 2, отд. 2, с. 98–149..
Дополнительный поиск Вассиан Санин
На нашем сайте Вы найдете значение "Вассиан Санин" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вассиан Санин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 13 символа