Видение Исайи

172

Видение Исайи – переводное апокрифическое произведение. Внесено в греческий индекс отреченных книг, на Руси упоминается в индексе, входящем в Изборник 1073 г. (см. Яцимирский. Библиографический обзор, с. 34, 247–250). Возникло в глубокой древности. Оно читается в кумранских рукописях (см. Мещерский Н. А. К истории текста славянской книги Еноха. (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе). – ВВ, 1964, т. 24, с. 91). В. – вторая часть более пространного апокрифического сказания «Вознесение Исайи», состоящего из 11 глав (гл. 1–5 содержат Пророчество и Мученичество Исайи, В. Читается в гл. 6–11), полный текст которого сохранился только в эфиопской версии в списках XV–XVIII вв. В славянских литературах известно лишь В.Вероятно, славянский текст памятника – это перевод с греческого, однако полный греческий текст до нас не дошел.

Сохранились лишь фрагменты V–VI вв. (2–4-й глав) и переработка всего текста XII в. (так называемая Греческая легенда). Существует коптский фрагмент IV в. И два латинских фрагмента V–VI в. (гл. 2, 14–3, 13 и 7, 1–19). В. Известно в венецианском издании 1522 г. И представляет собою скорее всего перевод со славянского оригинала.В основе всех древнейших рукописей среднеболгарского, сербского и русского изводов лежит, по-видимому, староболгарский протограф X–XI вв. Однако это суждение, высказанное в дореволюционной работе А. В. Рыстенко, а затем современными болгарскими исследователями, не подкреплено достаточно вескими аргументами.Древнерусская рукописная традиция В. Начинается в XII в. – оно помещено в знаменитом Успенском сборнике (ГИМ, Синод.

Собр., № 1063/4) под заглавием. «Месяца майя в 8 день видение яже виде святыи Исайя пророк сын Амосов» (нач. «В дъводесятъное лето цесарьствующю Езекию цесарю Июдеею...»). Пророчествуя перед царем и его приближенными, Исайя внезапно замолчал, и все поняли, что он не видит стоящих перед ним и «от века сего, но от потаенаго». Когда Исайя очнулся от видения, он рассказал, как славный ангел взял его за руку и повел сначала на нижнюю ступень неба – «твердь», где господствует сатана со своими силами и где царит такая же вражда и брань, как и на земле. Затем Исайя прошел шесть небес, видел ангелов разных степеней и, дойдя до седьмого неба, предстал перед богом, его сыном и ангелом, олицетворяющим святой дух. Рассказав о своем видении царю Езекие, Исайя предсказал кончину мира, когда сбудется все, что он видел («коньчина века сего и вьсе видение се събудеть ся в последъним роде»), но пока это надо скрыть от народа.Апокриф отталкивается от содержания канонической книги пророка Исайи, известной на Руси в Паремийниках XII в.

(ср. Паремийник Григоровича, собр. Румянц. Муз. № 2 (1685)). В ней Исайя также поднимается на небо и предстает перед богом, там есть намек на рождение от Девы сына Эммануила и пророчество о гибели стран и народов. Апокриф, возможно, призван был дополнить канонический текст и укрепить в сознании русского читателя эсхатологические идеи о наказании за грехи и о неизбежной гибели мира. Исайя цитирован в «Речи философа» из Повести временных лет. В. Связано идейно-тематически с другим древним апокрифом, славянской «Книгой Еноха праведного» (см. Апокриф о Енохе), причем в описании восхождения Исайи и Еноха прослеживаются явные параллели. М. И. Соколов предполагал, что автор В. Был знаком с «Книгой Еноха» (Соколов М. И. Славянская книга Еноха праведного.

Текст, латинский перевод и исследование / Посмертный труд автора подг. К изд. М. Сперанский. – ЧОИДР, 1910, кн. 4, отд. 2, с. 123–127).Списков В. Немного. Помимо Успенского сборника Яцимирский называет еще 11 рукописей. В последних работах болгарских ученых добавлено еще несколько списков. После Успенского сборника наиболее древними являются рукописи сербского извода XIV в. Один из дошедших до нас списков XV в. (ГПБ, Соф. Собр., № 1488, л. 1 об.–10) происходит из Кирилло-Белозерского монастыря. Книгописец этого же монастыря Ефросин упоминает этот апокриф в приписке в одном из своих сборников XV в. (ГПБ, Кир.-Бел. Собр., № 22/1099, л. 245). «Исаиа пророк и Андреи юродивы видели венци на небеси и обители и ризы святымь зде добре живущим» (Каган М.

Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. Книгописца Ефросина. – ТОДРЛ, 1980, т. 35, с. 64).Все славянские рукописи передают одну редакцию текста. В дореволюционных и современных изданиях, как правило, публикуется список Успенского сборника XII в. Но в самом первом издании В. Было опубликовано А. Н. Поповым по сербскому списку XIV в. Из собрания Хлудова (в 1872 г.). Впоследствии это издание использовалось в разночтениях к тексту Успенского сборника. И. Я. Порфирьев, не зная «Успенского сборника», пересказал В., по эфиопской версии, содержащей подробности, отсутствующие в древнерусском тексте (Исайя видит на седьмом небе святых, Авеля, Еноха и др. Исайе показали Марию, рождение Христа, его чудеса, страдания, распятие на кресте, его двенадцать учеников).Кроме В.

С именем Исайи в древнерусской литературе связано еще несколько произведений не апокрифического характера. Это его Житие, помещенное в Прологе под 9 мая, оно попало и в ВМЧ, хотя текст, следующий за начальными словами, считается заимствованным из «Вознесения». В рукописных сборниках встречается «Слово пророка Исайя сына Амосова о последних днях», текстуально с В. Не связанное (опубликовано в кн. Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные, с. 263–268. Тихонравов. Апокрифические сказания, с. 29–31).Изд. Попов А. Н. 1) Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872, отд. 7, № 195, с. 414–419. 2) Библиографические материалы, № 1, с. 13–20. Тихонравов Н. С. Апокрифические сказания. СПб., 1894, с. 32–47. Сборник XII в.

Московского Успенского собора. Вып. 1 / Издан под набл. А. А. Шахматова и П. А. Лаврова. – ЧОИДР, 1899, кн. 2, отд. 2, с. 129–136. Франко. Апокрифы, т. 4 с. 109–116. Vaillant A. Textes vieux-slaves. Paris, 1968, partie 1. Textes et glossaire, p. 87–98. Partie 2. Traductions et notes, p. 72–82. Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971, с. 169–177..

Значения в других словарях
Великие Минеи Четии

Великие Минеи Четии – свод древнерусских оригинальных и переводных памятников, главным образом житийных и риторических, церковно-учительного и исторического характера, состоящий из 12 книг-миней. А. С. Орлов относит ВМЧ к числу книг «энциклопедического вида» эпохи русского средневековья (Книга русского средневековья, с. 37, 48). Митрополитом Макарием ВМЧ были задуманы как своеобразный многотомный сборник «всех книг четьих», «чтомых» на Руси (но преимущественно «святых», предназначавшихся для «ду..

Вениамин, монах-доминиканец

Вениамин (кон. XV в.) – монах-доминиканец, «родом словенянин, а верою латынянин» (вероятнее всего, южный или западный славянин католического исповедания), участник литературного кружка, группировавшегося вокруг архиепископа Новгородского Геннадия. В 1491 г. Со слов В. Была сделана запись (на рукописи Дионисия Ареопагита) о падении Царьграда. В 1493 г. Составил сборник библейских книг (Паралипомен, Ездра, Неемия, Товит, Юдифь, книга Премудрости Соломона и Маккавеев и части книг Иеремии и Иезекиил..

Видение хутынского пономаря Тарасия

Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора) – рассказ о чуде, совершенном популярным в Новгороде святым Варлаамом Хутынским (см. Житие Варлаама Хутынского). До включения их в поздние редакции Жития (Распространенную и Особую) рассказы о чудесах святого широко бытовали в устной новгородской традиции. Среди наиболее популярных чудес такого рода был и рассказ о видении хутынского пономаря. Будучи записанным, В. Входило не только в состав Жития Варлаама Хутынского, но и переписывалось как самостоя..

Владимир Василькович, князь Волынский

Владимир Василькович (ум. 1288 г.) – князь Волынский (с 1272 г.). Летопись характеризует его как книголюба и широко образованного человека. Он «глаголаше ясно от книг, зане бысть философ велик» (Летопись Ипатьевская под 1288 г.). По его инициативе, а частично и им самим были переписаны Житие Димитрия Солунского, несколько списков Евангелия и Апостола, пролог и минеи на весь год, триоди, октоихи, ирмолои, служебники, а также «Паренесис» Ефрема Сирина (ГПБ, собр. Погодина, № 71а). Книги в роскошны..

Дополнительный поиск Видение Исайи Видение Исайи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Видение Исайи" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Видение Исайи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 13 символа