Вопросы Варфоломеевы к Богородице

180

Вопросы Варфоломеевы к Богородице – апокрифический памятник средневековой христианской литературы. Списки его немногочисленны – известны коптские, древнейшие, VII в. Греческий, дефектный, XIV в. (Венская нац. Б-ка, № 67). Южнославянский в сборнике XVI в. (та же б-ка, № 125), разбитый на две части, каждая с особым заглавием (л. 259 и 276). «Въпрошение святых апостолы о пречистои богородици...» (нач. «Быше апостолы на месте Хритире с Мариею богородицею...») и «Впрошение святого и славного апостола Христова Варфоломея...» (нач. «По въскресении из мрьтвыих господа нашего Исуса Христа апостолим хотещиим въпрашаты господа и вси не смѣахоу вьпрашати его...»). По этому списку памятник был издан В. Мочульским (Следы народной библии, с.

276–281).В древнерусской письменности известны два списка В. Один, озаглавленный «Воспрашанье святого апостола Вальфромѣя» (нач. «Пред воскресеньем из мертвых господа нашего Исуса Христа...»), в Паисиевом сборнике XIV в. (л. 136 об.–147 об.), другой – XVII в. (ГПБ, Солов. Собр., № 261 (107)). Русские списки наиболее полные и исправные. По первому из них памятник был издан в ПЛ и Н. С. Тихонравовым. Здесь рассказывается, как апостолы перед смертью и воскресением Христа обратились к нему с просьбой открыть некоторые тайны. После воскресения Христа к нему приступил Варфоломей с вопросами о тайне искупления. Вторая часть содержит вопросы Варфоломея к богородице о тайне воплощения сына божия, в третьей части говорится об аде и диаволе – виновнике греховности людей, что и явилось причиной воплощения сына божия и искупления им рода человеческого.

Эти догматические вопросы библейской письменности в памятнике трактуются несколько отлично от Св. Писания и учения отцов церкви. Составитель памятника старается выдвинуть лишь божественную природу Христа, ничего не говоря о стороне человеческой. В связи с этим В. Мочульский считает, что памятник возник в VII в. В монофизитской среде.Изд. Вопросы св. Варфоломея. – В кн. ПЛ, вып. 3, с. 109–112. Варфоломеевы вопросы богородице. – Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 18–22. Мочульский В. Следы народной библии в славянской и в древнерусской письменности. Одесса, 1893, с. 231–247, 276–281 (рец. Н. Никольского. Странник, 1894, май, с. 172–174. Июнь, с. 389–393)..

Значения в других словарях
Владимир Всеволодович Мономах

Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – великий князь Киевский, автор «Поучения». Получил свое прозвание по линии матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. И вместе с тем выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей.Как известно, в..

Влас Игнатов (Игнатьев)

Влас Игнатов (Игнатьев) (кон. XV–XVI в.) – дипломат, переводчик. Биографические данные о В. И. Скудны. А. И. Соболевский считал его «западнорусским уроженцем», И. Е. Евсеев, напротив, «северным уроженцем». Ни то, ни другое предположение источниками не подкрепляется. В качестве толмача латинского и немецкого выполнял многие дипломатические поручения. На рубеже XV и XVI вв. Плавал вокруг Скандинавии к датскому королю Иоанну (Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908, с. 188). В 1505 ..

Вопрошание Кириково

См. Кирик Новгородец. ..

Воронцов Иван Михайлович

Воронцов Иван Михайлович (2-я пол. XVI в.) – боярин, воевода и дипломат, составитель статейного списка о посольстве в Швецию в 1567–1569 гг., состоявшемся в обстановке взаимного недоверия обеих сторон – как шведских официальных кругов, так и московских послов – накануне свержения шведского короля Эрика XIV. В статейном списке почти нет описаний страны, в нем содержатся краткие записи о деловых встречах, беседах и об испытаниях, выпавших в Швеции на долю участников посольства. В. И его спутники п..

Дополнительный поиск Вопросы Варфоломеевы к Богородице Вопросы Варфоломеевы к Богородице

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вопросы Варфоломеевы к Богородице" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вопросы Варфоломеевы к Богородице, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 33 символа