Вопросы Варфоломеевы к Богородице
Вопросы Варфоломеевы к Богородице – апокрифический памятник средневековой христианской литературы. Списки его немногочисленны – известны коптские, древнейшие, VII в. Греческий, дефектный, XIV в. (Венская нац. Б-ка, № 67). Южнославянский в сборнике XVI в. (та же б-ка, № 125), разбитый на две части, каждая с особым заглавием (л. 259 и 276). «Въпрошение святых апостолы о пречистои богородици...» (нач. «Быше апостолы на месте Хритире с Мариею богородицею...») и «Впрошение святого и славного апостола Христова Варфоломея...» (нач. «По въскресении из мрьтвыих господа нашего Исуса Христа апостолим хотещиим въпрашаты господа и вси не смѣахоу вьпрашати его...»). По этому списку памятник был издан В. Мочульским (Следы народной библии, с.
276–281).В древнерусской письменности известны два списка В. Один, озаглавленный «Воспрашанье святого апостола Вальфромѣя» (нач. «Пред воскресеньем из мертвых господа нашего Исуса Христа...»), в Паисиевом сборнике XIV в. (л. 136 об.–147 об.), другой – XVII в. (ГПБ, Солов. Собр., № 261 (107)). Русские списки наиболее полные и исправные. По первому из них памятник был издан в ПЛ и Н. С. Тихонравовым. Здесь рассказывается, как апостолы перед смертью и воскресением Христа обратились к нему с просьбой открыть некоторые тайны. После воскресения Христа к нему приступил Варфоломей с вопросами о тайне искупления. Вторая часть содержит вопросы Варфоломея к богородице о тайне воплощения сына божия, в третьей части говорится об аде и диаволе – виновнике греховности людей, что и явилось причиной воплощения сына божия и искупления им рода человеческого.
Эти догматические вопросы библейской письменности в памятнике трактуются несколько отлично от Св. Писания и учения отцов церкви. Составитель памятника старается выдвинуть лишь божественную природу Христа, ничего не говоря о стороне человеческой. В связи с этим В. Мочульский считает, что памятник возник в VII в. В монофизитской среде.Изд. Вопросы св. Варфоломея. – В кн. ПЛ, вып. 3, с. 109–112. Варфоломеевы вопросы богородице. – Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 18–22. Мочульский В. Следы народной библии в славянской и в древнерусской письменности. Одесса, 1893, с. 231–247, 276–281 (рец. Н. Никольского. Странник, 1894, май, с. 172–174. Июнь, с. 389–393)..
Дополнительный поиск Вопросы Варфоломеевы к Богородице
На нашем сайте Вы найдете значение "Вопросы Варфоломеевы к Богородице" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вопросы Варфоломеевы к Богородице, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 33 символа