Георгий Скрипица

212

Георгий Скрипица (нач. XVI в.) – ростовский священник, автор «Написания о вдовых попах». «Написание» Г. С. Было вызвано решением церковного собора 1503 г., повелевшего «вдовым попом и дьяконом не пети, ни священьству касатися». Решения это мотивировалось тем, что вдовые священники «делают безчиние – после своих жен держат у себя наложницы, а вся священническая действуют» (второй брак священникам-вдовцам запрещался, и поэтому вторые жены в таких случаях приравнивались к наложницам). Вдовые священники и дьяконы, имеющие наложниц, полностью лишались сана, а тем, на которых «улики нет о падении блудном», разрешалось исполнять обязанности дьячков и получать от новых священников и дьяконов четверть их дохода. Слагать сан вдовым священникам предписывал еще в XIV в.

Митрополит Петр, а в XV в. – митрополиты Фотий и Феодосий. Такое же правило существовало и в Пскове.Г. С., протестовавший против этого решения, не известен какими-либо иными выступлениями в публицистике конца XV – начала XVI в. О нем известно только, что он сам был вдовым священником – «нищим вдовцом». Г. С. Указывал, что постановление собора 1503 г. Противоречит всем канонам православной церкви. «дерзнули есте сотворити дело велико, каково не бывало, как и стала православная вера». Он указывал на сугубо формальный характер этого постановления. «А вы, господа, всех ереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили. Которой поп имеет жену – чист, а не имеет жены – нечист, а чернец, не имея жены, чист. А вы неблагословною виною раздор в церкви священником учинили есте.

Чернцем попом – достойно служити во градех и в селах, а вдовцом, чистым попом недостойно служити...». В таком предпочтении «чернецов» над белым духовенством автор усматривал сходство с «латинством». «и в латинской вере ино ереом их быти всем без жен, они бо, кроме божия писания, изобрели себе ересь своей погибели». В ответ на утверждение, что решение это принято ради благочестия – «что попы в жен место наложницы держат», автор указывал, что это зло сотворилось от «нерадения и небрежения» самих высших иерархов, которые не «дозирали» священников, препоручая это дело светским властям – боярам, дворецким, «тиунам» и «доводчикам». Несправедливым иерархам он противопоставлял в качестве окончательной инстанции «царский суд».Инициатором решения собора 1503 г.

О вдовых попах считался Иосиф Волоцкий, которому принадлежит сочинение в защиту его, включенное в Стоглав. Однако выступивший против этого решения Г. С. Не обнаруживал никаких черт принадлежности к направлению, которое обычно противопоставляется в научной литературе «иосифлянству» – к «нестяжательству» (главный публицист этого направления Вассиан Патрикеев упомянул о решении о «попех вдовыех» лишь между прочим – в более поздней полемике с Иосифом). Выступление Г. С. Свидетельствует о существовании в конце XV – начале XVI в. Публицистов независимого направления, противостоявших церковной верхушке.О соборном решении 1503 г. См. ААЭ, т. 1, № 383. ПСРЛ. СПб., 1853, т. 6, с. 49. Стоглав. СПб., 1863, гл. 77–81.Изд. Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попах // ЧОИДР, 1848.

Год 3-й. № 6, отд. 4, с. 45–54..

Значения в других словарях
Геннадий, архиепископ Новгородский

Геннадий (ум. 1505 г.) – новгородский архиепископ, создатель первого полного библейского кодекса, автор посланий. В одном летописном известии приводится прозвище (фамилия) Г. – Гонозов. В 70-х – начале 80-х гг. Г. Был архимандритом московского Чудова монастыря. В спорах между Иваном III и митрополитом Геронтием поддерживал великого князя. Назначенный в 1484 г. Новгородским архиепископом, Г. Должен был стать проводником великокняжеской политики в недавно присоединенном Новгороде, однако вскоре ме..

Геннадий, основатель Спасо-Геннадиева монастыря

Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23 I 1565 г.) – основатель и первый игумен Спасо-Геннадиева монастыря, автор «Наказания и поучения к братии и к людем». Биографические данные о нем извлекаются преимущественно из его жития, написанного учеником святого Алексеем. Г. Был родом из Литвы (позднейшая повесть об обретении мощей святого называет местом его рождения Могилев), сыном «великого пана». Вопреки воле родителей, старавшихся удержать отрока от чрезмерных подвигов, Г. Оставил дом и пошел бродить п..

Георгий, митрополит Киевский

Георгий (XI в.) – митрополит Киевский, вероятный автор «стязания с латиною», грек по происхождению. По предположению Макария, Г. Занимал митрополичий престол в 1062–1077 гг., по мнению Филарета, – с 1065–1073 гг. Имя Г. Упоминается в Повести временных лет под 1072 г. В рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба («митрополит же тогда бе Георгий»), и под 1073 г. («митрополиту Георгию тогда сущю в Гръцех»), а также в послании митрополита Нифонта Кирику Новгородцу, где имеется ссылка на правило «ми..

Георгий, монах монастыря в Зарубе

Георгий (XII в.) – монах монастыря в г. Зарубе (на Днепре, напротив устья р. Трубежа), автор поучения («От грешнаго Георгия черъноризца Зарубьскыя пещеры поучение к духовному чаду»), содержащего наставления в христианском благочестии, и в частности сурово осуждающего мирские развлечения. Известно в списке XIII в. В составе сборника поучений Ефрема Сирина (ГПБ, собр. Погодина, № 71а), а также в трех списках XVI–XVII в. Лучшее издание принадлежит И. Бычкову.Изд. Срезневский И. Поучение Зарубского ..

Дополнительный поиск Георгий Скрипица Георгий Скрипица

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Георгий Скрипица" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Георгий Скрипица, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа