Герман Подольный

146

Герман Подольный (или Пустынник) (ум. 1533 г.) – инок Кирилло-Белозерского монастыря, предполагаемый автор описания монастырских рукописей конца XV в. Адресат посланий Нила Сорского, Нила Полева и неизвестного лица, писец и владелец рукописного сборника ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 101/1178, так называемого Германова сборничка (запись XVI в.). В этой книге содержатся реестр и два варианта, черновой и беловой, составленного в конце XV в. Описания книг Кирилло-Белозерского монастыря, раскрывающего их содержание и являющегося ценнейшим источником по истории монастырской библиотеки, библиотечного дела и книжной культуры Северо-Восточной Руси XV в. Рукопись содержит также хроникальные заметки за 1501–1510 гг. Г. П. Был монахом Кирилло-Белозерского монастыря, затем, как показывает тематика заметок за 1501–1509 гг., уйдя оттуда, жил неподалеку от монастыря в Белозерском же крае, а после этого основал неподалеку от вологодского Прилуцкого монастыря собственный монастырь, Подольный (тематика заметок за 1509–1510 гг.).

Среди заметок есть записи о смерти Паисия Ярославова, Андрея, старшего брата Нила Сорского, самого Нила Сорского. Имеющиеся тут же упоминания о Буруновых позволяют судить о близости Г. П. К роду Сорокоумовых-Глебовых.Собственные послания Г. П. До нас не дошли. Одно из них было адресовано Нилу Сорскому, тот в ответ на него написал (не раньше 70–80-х гг. XV в.) свое послание, содержание которого позволяет думать, что Г. Уже оставил в это время Кирилло-Белозерский монастырь (мягко, стараясь не обидеть адресата, Нил Сорский пишет здесь о распространении среди монахов своеволия и невнимания к «божественным писаниям»). Из этого послания ясно также, что Г. П. Навещал Нила Сорского в его лесном скиту и что у них при этой встрече возник спор.

Вспоминая этот разговор, Нил в послании просит Г. П. Не скорбеть из-за того, что было между ними тогда сказано, и продолжает настаивать, что «не просто или яко же прилучится подобает нам творити делания кая, но по божественных писаниих и по преданию святых отец». В списке этого послания, содержащемся в «Германовом сборничке» (л. 218–221) – и больше ни в каком другом списке, – над строкою, где у Нила идет речь о месте, в каком он поселился, уйдя из Кирилло-Белозерского монастыря, к словам «якоже сам видел еси» приписано. «и похвалил мя еси», отчего получается, что Нила Сорского за выбор им места для своего скита похвалил Г. П.В сборнике ГИМ, Синод. Собр., № 791, XVI в. (л. 76–93 об.), содержится послание неизвестного лица к «От благородного корене родившемуся и от благочестивых родителей воспитанному и изрядному и духовному господину моему старцу Герману» с убеждением вернуться в только что покинутый им неназываемый монастырь.

Автор укоряет Г. П. В потакании своей слабости, своеволии, говорит о печали, причиненной им отцу, матери и «сродникам своим еже по плоти, иже зде во обители оставил еси смущены», передает ему повеление его старца ни о чем не держать совета с неким Пенкою, а также просит никому не показывать эту «грамотку».Из двух посланий к Г. П. Нила Полева следует, что после отлучения Иосифа Волоцкого от церкви новгородским архиепископом Серапионом за самовольный переход из его власти в непосредственное подчинение митрополиту Г. П. Считал отлученными и всех постриженников Иосифа, к которым относились Нил Полев и Дионисий Звенигородский. Нил Полев узнал об этом от Дионисия и написал Г. П. Пространное и резкое послание, в котором предлагает ему пойти и обличить в неправильном решении (имеется в виду смещение архиепископа Серапиона) царя и митрополичий собор, укоряет Г.

П., говоря, что тот был мягок и добр, когда речь шла о «вразех Христовых и отступницех православныя веры христианския, о идолопоклонницех», относительно которых он, по словам Нила Полева, говорил. «Нам судити не подобает никого – ни верна, ни неверна, но подобает молитися за них, в заточение не посылати», – а теперь, будучи простым чернецом, берется судить митрополита, епископов и игуменов. Слова Нила Полева показывают также, что Г. П. В то время уже ушел из Кирилло-Белозерского монастыря, но еще не основал Подольный, жил уединенно и не имел священнического сана. «Ты же живеши в пустыни и сшел еси своих ради грех в уединение, и ныне священнический сан судиши, не на тебе лежащий».Из второго послания Нила Полева ясно, что Г.

П. В ответ на первое его послание прислал к нему «дьякона своего Илью и с ним грамотку свою», в которой отмечал резкий тон первого послания и, по-видимому, извинялся за причиненное огорчение. Отвечая Г. П., Нил Полев объясняет, что он потому пишет «жестоко», что помнит «своего духовного отца и своему спасению непрелестнаго наставника и житие, и подвизи, и к богу правую и истинную его веру...» (речь идет об Иосифе Волоцком). Послания эти были написаны в период пребывания Нила Полева и Дионисия Звенигородского в Белозерских пределах, т. Е. До 1511–1512 гг.Изд. Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, сост. В конце XV в. СПб., 1897..

Значения в других словарях
Герасим Поповка

Герасим Поповка (ум. 1503) – дьякон, впоследствии архидьякон и игумен Богоявленского монастыря, сподвижник новгородского архиепископа Геннадия в подготовке библейского кодекса и других мероприятиях. Младшим братом Г. Был известный переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов. С именем Г. Связан ряд рукописных книг, разосланных им по поручению Геннадия в Волоколамский и иные монастыри и сопровождаемых приписками и краткими посланиями. Первая из них (Патерик Скитский) была послана Иосифу Волоцкому еще ..

Герман Воята

Герман Воята (ум. 1188 г.) – священник новгородской церкви Якова, летописец. В НIЛ Старшего извода под 1144 г. Есть упоминание. «В то же лето постави мя попом архиепископ святой Нифонт», – Г. В., как можно судить, говорит о себе. В статье 1188 г. Сообщается. «преставися раб божий Герман, иерей святого Якова, зовемый Воята, служивъшю ему у святого Иякова полъпятадьсят лет в кротости и съмерении и богобоязньстве». Г. В. Заболел во время поездки с архиепископом во Псков. Был погребен «у святого Спа..

Герман Полев

Герман Полев (в миру Григорий. По прозвищу Садырев) (1530-е гг. – 1568 г.) – архиепископ Казанский, автор поучения царю, книгописец. Он происходил из семьи Полевых, многие из которых были постриженниками Волоколамского монастыря, был сыном Филофея (в миру Федора) Полева. Сведения о Г. П. Сохранились в ряде источников. 1) в кратком волоколамском летописце Игнатия Зайцева по рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 362. 2) в Летописи Никоновской – ПСРЛ, СПб., 1905–1906, т. 13. 3) в «Истории о великом князе моско..

Герман Соловецкий

См. Досифей, игумен Соловецкого монастыря. ..

Дополнительный поиск Герман Подольный Герман Подольный

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Герман Подольный" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Герман Подольный, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа