Гурий Тушин

148

Гурий Тушин (в миру Григорий) (1452 или 1455–1526 гг.) – игумен Кирилло-Белозерского монастыря, автор летописца, книгописец. Происходил из знатного боярского рода Квашниных, в 1478 или 1479 г. Постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре, где оставался до своей смерти. В 1484 г. Был игуменом. Трудясь как переписчик, Г. Т. Был при этом одним из организаторов монастырского книгописания, под руководством которого работали другие монахи-переписчики. Он являлся также составителем ряда сборников и редактором некоторых входивших в их состав произведений. Рукою Г. Т. Или под его руководством написано 37 книг, из которых в настоящее время выявлено 23.По своему содержанию книги Г. Т. Могут быть разбиты на три группы. 1) книги св.

Писания и богослужебные. 2) житийные сборники. 3) религиозно-нравственные сборники. Состав последних показывает, что интересы Г. Т. Тяготели к аскетически-созерцательной литературе (в сборниках большое место занимают сочинения Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита), что было обусловлено влиянием Нила Сорского, чьим учеником был Г. Т. О близости ученика к учителю свидетельствует адресованное Г. Т. Послание Нила Сорского. В сборниках Г. Т. Находятся одни из самых ранних списков сочинений Нила Сорского.С конца второго десятилетия XVI в. Состав сборников Г. Т. Меняется. Сочинения писателей аскетически-созерцательного направления встречаются в них реже, и вместе с тем появляются статьи, трактующие насущные проблемы религиозно-общественной жизни.

К числу их относится, в частности, послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей и произведения Вассиана Патрикеева – «Слово о еретиках» и «Собрание некоего старца». Оба произведения Вассиана читаются в сборнике Г. Т. В особых редакциях, отличных от авторских. Составителем их был, вероятно, Г. Т. Особенности Тушинских редакций сочинений Вассиана Патрикеева показывают, что, разделяя основные положения учения Вассиана, Г. Т. Стоял вместе с тем на менее радикальных позициях. Путь ликвидации вотчинных прав монастырей он усматривал не в секуляризации монастырских вотчин, а в увещаниях иноков следовать обету нестяжения. В историю нестяжательства Г. Т. Вошел как переписчик и распространитель сочинений крупнейших писателей-нестяжателей и пропагандист их идей.Г.

Т. Сыграл некоторую роль и в развитии летописания конца XV – начала XVI в. Он был составителем «Летописца русского», входящего в состав его последней, тридцать седьмой книги. Летописец Г. Т., охватывающий период с 1074 по 1523 г., принадлежит к кратким летописцам, которые велись в Кирилло-Белозерском монастыре. Несмотря на краткость, летописец Г. Т., в силу своей идейной направленности и преобладания в нем общерусских известий над местными, может быть отнесен к числу общерусских летописчиков. По мнению Я. С. Лурье, летописец Г. Т., так же как и другие краткие кирилловские летописчики, свидетельствует о тесной связи историографической деятельности кирилловских иноков с составленным в начале 70-х гг. XV в. В Кирилло-Белозерском монастыре независимым общерусским летописным сводом.Изд.

Казакова Н. А. Книгописная деятельность и общественно-политические взгляды Гурия Тушина // ТОДРЛ. М. Л., 1961, т. 17, с. 109–200..

Значения в других словарях
Григорий, монах Псково-Печерского монастыря

Григорий (кон. XVI – нач. XVII в.) – монах Псково-Печерского монастыря, автор второй редакции Повести о Псково-Печерском монастыре, редакции Жития Всеволода-Гавриила 1602 г., предполагаемый автор Распространенной редакции Повести о Довмонте.Г. Продолжил труд игумена Корнилия по созданию письменной истории Псково-Печерского монастыря, создав вторую редакцию Повести о Псково-Печерском монастыре. История текста Повести не изучена, и трудно судить о том, каким был ее состав в редакции Г. Чаще всего ..

Григорий, монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря

Григорий (XVI в.) – монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, агиограф. Все данные о жизни и творчестве этого писателя известны только по упоминаниям о нем в его собственных произведениях. В рукописной традиции хорошо сохранился единообразный тип записи об авторстве в заглавиях к произведениям Г. – «творение Григория инока смиренного», иногда добавляется, что он трудился в «обители св. Евфимия». До В. О. Ключевского писательская деятельность Г. Датировалась по-разному– от XV до XVII в. В. О...

Даниил Заточник

Даниил Заточник (XII или XIII в.) – предполагаемый автор двух произведений, очень близких друг другу по тексту – «Моления» Д. З. И «Слова» Д. З. Датировкам этих произведений и их взаимоотношению между собой посвящено довольно много исследований, но ни одно не может быть принято как бесспорное. Вряд ли перед нами два произведения одного автора. Очевидно, одно из них – переделка другого или оба восходят к какому-то третьему тексту. «Моление» и «Слово» относятся, вероятно, к XII и XIII вв. Какое пр..

Даниил, епископ Юрьевский

Даниил (ум. 9 IX 1122 г.) – епископ Юрьева на р. Рось, предполагаемый автор послания. Летописи сообщают о поставлении Д. Епископом Юрьева 6 января 1113 г., о его участии в церемонии перенесения мощей Бориса и Глеба в 1115 г. И о смерти в 1122 г.М. Н. Тихомиров атрибутировал ему статью «От иного посланья о повинных» (нач. «Богом вседержителем нареченому ис щерева матери своея...»), в тексте которого упомянут автор, но имя его обозначено буквой Д под титлом. Послание содержит обращение к великому ..

Дополнительный поиск Гурий Тушин Гурий Тушин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гурий Тушин" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гурий Тушин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 11 символа