Дедеркин Феофил

167

Дедеркин Феофил (XV в.) – автор послания Василию II о землетрясении в Италии 4 декабря 1456 г. В послании, написанном из «Заримья, из латины», повествуется о том, как некий «князь Микалай» «пророчествовал на свою веру на латинскую» и как, через три дня после его прорицания и смерти, «в Римьской стране и земли» произошло страшное землетрясение, в котором погибло около 50 городов, перечисленных в послании (в числе их «Неополь»).Послание Д. Ф. Сохранилось в трех списках XV–XVI вв. – в одном из сборников, составленных известным кирилло-белозерским книгописцем Ефросином – ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 9/1086, в западнорусском сборнике 1483 г., из собрания Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (нынешнее местонахождение неизвестно), и в дополнении к Палее 1517 г., написанной (как и текст послания) в Пскове Константином, священником Духовской церкви «на Довмонтовой стене» – ГБЛ, собр.

Ундольского, № 719. Имя Д. Ф. Известно лишь по кирилло-белозерскому списку. Киевский сборник содержал только вторую половину текста, а в Палее 1517 г. Памятник назван «Пророчеством князя Миколая».П. Д. Симони, издавший текст по кирилловскому списку, высказал предположение, что автор послания мог быть врачом Феофилом, присутствовавшим при болезни и смерти Василия III в 1533 г., а упомянутый в послании «князь Миколай» – Николаем Булевым, врачом и философом, также жившим на Руси при Василии III. Если бы такое отождествление было верным, то рассказ, содержащийся в послании, следовало бы датировать временем значительно более поздним, чем 1456 г. (Василий III стал великим князем в 1505 г.), и рассматривать как легендарный.

Но сборник Ефросина, содержащий послание Д. Ф., датируется 1471–1479 гг., киевский список – XV в., и даже позднейший из всех – псковский – написан еще при жизни Николая Булева. Сопоставление же с иностранными источниками свидетельствует о том. Что перед нами не легенда, записанная задним числом, а довольно точное переложение итальянского рассказа об обширном землетрясении, действительно происшедшем в Италии и других странах Западной Европы в ночь с 4 на 5 декабря 1456 г. (Archive storico per la province Napoletane, Napoli, 1885, anno 10, p. 353–356). Переложение это скорее всего сделано в Белоруссии или на Украине (судя по обилию полонизмов в языке всех списков), возможно, для Радзивиллов, с которыми связан киевский список послания.Изд.

Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев. 1901, Приложения, с. 234. Памятники старинного русского языка и словесности XV–XVIII столетий / Пригот. К печ. П. Симони. Пг., 1922, вып. 3 (СОРЯС, т. 100, вып. 2), с. 13–16..

Значения в других словарях
Даниил, игумен

Даниил (втор. Пол. XI – нач. XII в.) – игумен одного из черниговских монастырей, автор «Хождения». Д. В начале XII в. (по мнению Ю. П. Глушаковой, в 1104–1107 гг.) посетил Палестину, «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» является древнейшим из известных памятников этого жанра.По косвенным данным можно полагать, что Д. Был постриженником Киево-Печерского монастыря, а затем игуменом какого-то монастыря на Черниговской земле. Возможно, он возглавлял небольшую группу русских паломников. ..

Даниил, митрополит всея Руси

Даниил (2-я пол. XV в. – 1547 г.) – митрополит всея Руси, писатель и публицист. Родом из Рязани («рязанцем» называет Д. Житие Иосифа Волоцкого, составленное Саввой Черным, и Выпись о начале Волоколамского монастыря. Волоколамские синодики относят к его роду двух рязанских епископов – Симеона и Леонида. Отмечался также повышенный интерес составителя Летописи Никоновской, которым, как установил Б. М. Клосс, был Д., к истории Рязанского княжества), Д. Был поначалу монахом Иосифо-Волоколамского мона..

Демьян, галицкий тысяцкий

Демьян (1-я пол. XIII в.) – галицкий тысяцкий, записи и рассказы которого были использованы галицкими летописцами. Имя Д. 12 раз упоминается в Галицко-Волынской летописи (с 1208 по 1231 г.) (см. ПСРЛ, 1908, т. 2. Переизд. М., 1962. Галицко-Волынская летопись / Подг. Текста, пер. И ком. О. П. Лихачевой. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 236–425, 564–602). Во всех случаях Д. Выступает на стороне Даниила Романовича Галицкого и его брата Василька либо как воевода, либо как посол князя. Л. В. Черепнин, ..

Денис, священник, еретик

Денис (ум. Ок. 1490 г.) – священник, еретик. После присоединения Иваном III Новгорода был – вместе с другим еретиком – Алексеем, приглашен великим князем в Москву, где служил в великокняжеской соборной Архангельской церкви. Только в 1490 г. Новгородскому архиепископу Геннадию удалось добиться созыва церковного собора против еретиков. Епископы, собравшиеся на собор, прежде всего добились изгнания Д. Из храма. Д. Ответил на это обвинениями («речами хульными») против Геннадия Новгородского. Собор о..

Дополнительный поиск Дедеркин Феофил Дедеркин Феофил

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дедеркин Феофил" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дедеркин Феофил, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа