Досифей Топорков

158

Досифей Топорков (Вощечников) (2-я пол. XV – после 1547 г.) – племянник Иосифа Волоцкого и его ученик, писатель и книгописец. Д. Т. Прожил долгую жизнь. В 1485 г. Он и его брат Вассиан уже были иноками и принимали участие в росписи только что отстроенной каменной церкви Успения в Волоколамском монастыре (Зимин А. А. Краткие летописцы XV–XVI вв. // ИА, М. Л., 1950, т. 5, с. 15–16), а последние литературные труды его относятся к 1545–1547 гг. В конце XV – начале XVI в. Он, видимо, усиленно работал как монастырский книгописец-профессионал. В описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. Неоднократно упоминаются рукописи «Досифеева писма Вощечникова» (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, с. 10, 12–14, 16, 18). В рук.

ГИМ, Епарх. Собр., № 174 имеется помета о том, что она написана «многогрешным иноком Досифеем» «по благословению отца игумена Иосифа». В 1510-х гг., видимо, после смерти Иосифа (1515 г.), Д. Т. Некоторое время проживал в Пафнутьевом монастыре. Сохранились также сведения, что в 1520-е гг. Он жил в Симонове монастыре и имел там общение с Вассианом Патрикеевым. На суде 1531 г. Он выступил свидетелем против Вассиана (его показания опубликованы в кн. Н. А. Казаковой). Последний на том же суде отозвался о нем следующим образом. «Старец великой, доброй, у меня в кельи бывал многожды». Это свидетельствует о том, что Вассиан ценил Д. Т. Как интересного собеседника, хотя они и являлись идейными противниками. К концу жизни у Д. Т. Установились тесные связи с Савватиевым тверским монастырем, куда он сделал ряд значительных вкладов, в том числе завещал список Хронографа, который был переписан по его собственному заказу в 1538 г.

Для личного пользования (в настоящее время разделен на две части – ГПБ, F.IV.178 и собр. ОЛДП, F.97, а начальные листы с автографом Д. Т. Находятся в рук. ГИМ, собр. Уварова, № 356).Если справедлива гипотеза А. Д. Седельникова, развитая и уточненная Б. М. Клоссом, то ранней из известных нам работ Д. Т. Окажется Хронограф Русский. А. Д. Седельников предполагал, что Д. Т. Выступал как редактор одной из переделок Хронографа, которую мы знаем как редакцию 1512 г. Но после того как О. В. Творогов и Б. М. Клосс доказали, что эта редакция и есть первоначальная редакция памятника, стало возможным говорить о Д. Т. Как составителе Русского хронографа, над которым он работал, по предположению Б. М. Клосса, в 1516–1522 гг. Характеризуя этот памятник, О. В. Творогов отмечает «необычайную эрудицию составителя Хронографа, его неутомимость в разыскании и подборе источников и высокое литературное мастерство, позволившее создать на их основе повествование безупречной композиции и – насколько это оказалось возможным – даже единого стиля» (Творогов.

Древнерусские хронографы, с. 187). Свою непосредственную связь с иосифлянством автор Хронографа отметил в предисловии – в «Изложении о вере», мысли и выражения из которого были использованы им на суде против Вассиана Патрикеева (Седельников. Досифей Топорков и Хронограф, с. 762–763). С деятельностью Д. Т. По составлению Русского хронографа следует связывать упоминания в описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. О списках в «переводе» Д. Книги Бытия и «Криницы» (какой-то хронографической компиляции типа Хроники Георгия Амартола). По мнению А. Д. Седельникова (там же, с. 768), слово «перевод» надо воспринимать как «текстуальную справу», но проводимую шире и свободнее стилистически.В 1528–1529 гг. Д. Т. По поручению архиепископа новгородского Макария работал по исправлению перевода патерика Синайского.

Некоторые списки патерика сохранили приписку Д. Т., в которой он называет себя «Досифеос Осифитие». По мнению И. М. Смирнова, Д. Т. Не занимался правкой текста в соответствии с греческим оригиналом, а делал пересказ патеричных повестей в более доступной форме для древнерусского читателя (Смирнов. Материалы..., с. 189). Текст патерика, правленный Д. Т., был включен в Великие Минеи Четии под 30 июня. В дальнейшем опыт работы над Синайским патериком Д. Т. Использовал в своем собственном сочинении – Патерике Волоколамском, предисловие которого имеет много совпадений с послесловием в Патерике Синайском (там же, с. 179). А. Д. Седельников не без оснований склонен считать «Сказание о гибели городов Шимбории и Солоникии от землетрясения в 1542 г.» записью устного рассказа, сделанной Д.

Т. Или по крайней мере по его инициативе (Седельников. Досифей Топорков и Хронограф, с. 772–773). «Сказание о гибели городов Шимбории и Солоникии» не издано (рук. ГБЛ, собр. Музейное, № 1257, л. 425–428). Последними литературными трудами Д. Т., написанными примерно в 1545–1546 гг., являются Волоколамский патерик («Сказание о русских пустынножителях») и «Слово надгробное» Иосифу Волоцкому. Краткое «Слово надгробное» содержит редкие биографические сведения об Иосифе Волоцком, однако автор не всегда точен (Ключевский. Древнерусские жития, с. 292).А. Д. Седельников (Досифей Топорков и Хронограф, с. 772–773) считает, что главной идеей в творчестве Д. Была идея провиденциализма, которая связывает между собой наиболее значительные произведения этого автора – Хронограф и Волоколамский патерик.Изд.

Слово надгробное Иосифу Волоцкому / Изд. К. И. Невоструевым. М., 1865 (отд. Отт. Из ЧОЛДП). Волоколамский патерик. Сергиев Посад, 1915 (Семинарий по древнерусской литературе Московских женских курсов, № 5). ПСРЛ. СПб., 1911, т. 22, ч. 1 (Русский хронограф. Хронограф редакции 1512 г.). Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М. Л., 1960, с. 296–297..

Значения в других словарях
Дмитрий Федорович Лапшин

Дмитрий Федорович Лапшин (XVI в.) – дьяк, книгописец из Иосифо-Волоколамского монастыря. Первые известия о нем относятся к 1520 г. (при составлении купчей он упомянут как свидетель – «Иосифова монастыря дьячок Дмитрий Федоров сын»). Судя по его подписям на грамотах – «Митька попов, Федоров сын, Лапшин», «Митя Федоров сын Смолнянинов» – надо думать, что он происходил из семьи священника из подмосковной деревни Смолняниново. С начала 40-х гг. XVI в. До начала 60-х он выступал в роли дьяка – систем..

Домострой

См. Сильвестр (Спиридон), . ..

Досифей, архимандрит нижегородско-печерского монастыря

Досифей (кон. XIV – нач. XV в.) – архимандрит нижегородско-печерского Вознесенского монастыря, автор «Устава (или Правила) Святыя горы» и, по-видимому, «Чина, како подобает пети 12 псалмов особь, их же пояху во дни и в нощи отцы пустиннии, о них же воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях многих», после названия «Чина» сообщается. «Сей бо чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей архимандрит печерский». Очевидно, имеется в виду нижегородско-печерский архимандрит. Раньше считал..

Досифей, игумен Соловецкого монастыря

Досифей (кон. XV – нач. XVI в.) – игумен Соловецкого монастыря, автор одной из редакций Жития Зосимы и Савватия, книголюб. О Д. Известно немного, и все, что дошло до нас о нем, связано с его литературно-просветительной деятельностью. Д. Стал монахом Соловецкого монастыря при жизни игумена Зосимы (до 1478 г.) и был его учеником. После смерти Зосимы в Соловецком монастыре часто менялись игумены, Д. В очень непродолжительный срок занимал должность игумена (до 1483 г.) (Досифей, архим. Географическо..

Дополнительный поиск Досифей Топорков Досифей Топорков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Досифей Топорков" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Досифей Топорков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 16 символа