Евфимий I (Емелиан) Брадатый

158

Евфимий I (Емелиан) Брадатый (ум. 1 XI 1428 г.) – архиепископ Новгородский, автор Исповедания веры и грамоты псковскому духовенству. Избран в архиепископы по жребию из иеромонахов новгородского Деревяницкого монастыря в 1423 г., рукоположен спустя год в Москве митрополитом Фотием, тогда и был наречен новым иноческим именем Е. Летописи Новгородская II и Новгородская III сообщают, что до епископского избрания Е. Был «духовником владычним», т. Е. Духовником архиепископа (предшественником Е. На новгородской кафедре был Симеон). Кроме сказанного, по новгородским летописям о Е. Известно также, что он «постави церкву в Новеграде на един день за олтарем святыа Софиа, святый Спас Милостивый» и что в 1427 г., когда литовская рать стояла у Порхова, архиепископ ездил с новгородскими посланниками на переговоры к литовскому великому князю Витовту и заплатил в качестве выкупа за русских пленников 6000 рублей из своей казны.

Брадатым Е. Назван в НIIIЛ, современники явно имели в виду большой подбородок Е. Исповедание веры (нач. «Емелиан, священноинок, милостию божиею нареченный в святейшую епископию новгородскую, се пишу рукою своею и разумом своим...») Е. Написал при поставлении в архиепископы (напечатано в ААЭ). Оно включает Символ веры, обещания соблюдать «церковный мир», повинуясь во всем митрополиту Фотию, оберегать порученное ему стадо «от всякаго зазора лукаваго», не делать ничего «по нужи» «ни от царя или от князя великаго, или от князей многих», не желать иного митрополита, «разве кого поставят из Царяграда», не позволять никому из своей паствы «к арменом свадбы творити, и кумовства, и братства, такоже и к латином».

Судя по опубликованным спискам Чина избрания и поставления в епископы, Е. Дословно воспроизвел текст епископского Исповедания веры, представляющего собой традиционную составную часть названного Чина (ср. ААЭ, т. 1, № 375, с. 467–473. Павлов. Памятники древнерусского канонического права, № 52, стб. 451–455).От 1426 г. Дошла грамота Е. (опубликована А. С. Павловым) псковскому духовенству об игуменах, попах и дьяконах, приходящих в новгородскую епархию «от иных стран с Русской Земли или из Литовской Земли» («А се о прихожих попех с грамотою отпустьною или без грамоты», нач. «Благословение преосвященного архиепископа Великого Новгорода, владыки Еуфимиа в дом святей живоначалней Троице в град Псков...»), содержание которой составляет повеление не принимать без отпустной и ставленной грамот лиц духовного звания, приходящих из соседних епархий.

Эта грамота была включена в июльскую книгу Великих Миней Четиих Макария (см. Археографические примечания к изданию А. С. Павлова).Изд. ААЭ. СПб., 1836, т. 1, № 370, с. 463. АИ. СПб., 1841, т. 1, № 31. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб. 1908 (РИБ, т. 6), № 54, стб. 473–476..

Значения в других словарях
Евангелие Никодима

Евангелие Никодима – одно из апокрифических евангелий. Название условное – в древнерусских рукописях произведение озаглавлено иначе. Не обозначенное ни в одном из индексов отреченных книг, оно сохранилось в большом количестве славянских списков (А. Де Сантос Отеро указывает 68 списков XIII–XVIII вв.), древнейший из которых датируется XIII в. И входит в состав гомилиария Михановича (см. Моšin V. Ćirilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. I dio. Opis rukopisa, s. 96–99. – Текст Е. По этому списку ..

Евдоким (Евдокимища)

Евдоким (Евдокимища) (кон. XVI – нач. XVII в.) – грамматик, автор труда «Книга, глаголемая Простословиа, некнижное учение грамоте, избрана некоторою безнадежною сиротою, скитающеюся бес покоя, Евдокимищем препростым. В сей же настоящей книзе беседует первое о грамоте и о ея строении, потом о букве и о буквенных писмянех, еще же о слозех писмянных и о всех пристоящих к тому». У нас нет сведений об авторе «Простословиа». Глухие намеки на судьбу Е. Можно усмотреть в «Предисловии» к его грамматическ..

Евфимий Турков

Евфимий Турков (в миру Елеазар Иванович) (ум. 1587 г.) – игумен Волоколамского монастыря, писатель, книгописец, один из наиболее активных организаторов и составителей документации письменных материалов Волоколамского монастыря второй половины XVI в. Сохранились наиболее важные факты биографии Е. Т. Постригшись в Волоколамском монастыре в июле 1551 г., о чем он сам и сообщил (см. В рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 412, л. 119), Е. Т. Был отдан под начало бывшего новгородского архиепископа Феодосия, служ..

Епистолия... о неделе

Епистолия Иисуса Христа о неделе – переводной апокриф, сказание о неделе – воскресном дне, в который нельзя трудиться, – широко распространенное в средневековой христианской письменности. Сюжет апокрифа таков. С неба падает камень, в котором обнаруживают «свиток». В нем от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), ибо в этот день свершилось много знаменательных событий. Благовещение, крещение Христа и его воскресение, в этот же день будет и Страшный суд. В разны..

Дополнительный поиск Евфимий I (Емелиан) Брадатый Евфимий I (Емелиан) Брадатый

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евфимий I (Емелиан) Брадатый" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евфимий I (Емелиан) Брадатый, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 28 символа