Евфимий Турков

185

Евфимий Турков (в миру Елеазар Иванович) (ум. 1587 г.) – игумен Волоколамского монастыря, писатель, книгописец, один из наиболее активных организаторов и составителей документации письменных материалов Волоколамского монастыря второй половины XVI в. Сохранились наиболее важные факты биографии Е. Т. Постригшись в Волоколамском монастыре в июле 1551 г., о чем он сам и сообщил (см. В рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 412, л. 119), Е. Т. Был отдан под начало бывшего новгородского архиепископа Феодосия, служил ему до его кончины в 1563 г. В 60-х гг. Стал уставщиком, а с 1575 и до смерти был игуменом Волоколамского монастыря. В своей духовной он рассказал о том, как по просьбе братии монастыря сам Иван IV склонил его занять этот пост.Под руководством Е.

Т. И при непосредственном его участии было составлено несколько документально-деловых произведений, имеющих значение для истории разных видов деятельности монастыря. В 1573 г. Он вместе с книгохранителем Пафнутием Рыковым составил новую опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря (рук. ГБЛ, собр. Горского, № 37, содержание описи изложено П. Казанским. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 1–16). Находясь в должности уставщика, Е. Т. Составил «Список старой кормовой», в который были внесены имена вкладчиков в монастырь (рук. ГИМ, Епарх. Собр., № 1/6), затем им же этот список был заменен новым (рук. ГИМ, Епарх. Собр., № 15/675). В 1584–1585 гг. Он вновь обратился к этим материалам и на их основе составил особые записные книги (рук.

ЦГАДА, ф. 1192, оп. 2, № 482). Значительным трудом Е. Т. Является Обиход монастырский (или Устав), в котором даны подробные сведения о распорядке монастырской жизни. Он сохранился в нескольких экземплярах, в том числе список, относящийся ко времени составления обиходника (1578 г.) в рук. ГИМ, Синод. Собр., № 829, написан самим Е. Т. (Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958, с. 51). О записных книгах и обиходнике см. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 8–9. Зимин. 1) Рукописи Евфимия Туркова..., с. 138. 2) Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря // Зап. Отд. Рук. ГБЛ. М., 1977, вып. 38, с. 19–20.Е. Т. В пределах монастыря занимался разными видами книгописной деятельности.

Он переписывал рукописи. Так, в дополнениях к описи книг 1545 г. Сообщается, что в 1571 г. Им были даны вкладом 7 книг, из них четыре были написаны его рукою (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение, с. 22–23). Вместе с Иеремиею, другим учеником Феодосия, Е. Т. Переписал рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 514, его рукой написана рук. ГИМ, Епарх. Собр., № 256. Правил он и тексты в монастырских рукописях по более исправным спискам, об этом имеется запись в рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 133. Соблюдая монастырскую традицию, Е. Т. Следил за составлением сборников своих учеников, например в сборнике ГБЛ, Волок. Собр., № 512 его ученика Левкеи Аишева отмечено – «благословение Евфимия», здесь же имеется и автограф Е. Т. Личные его сборники (ГБЛ, Волок.

Собр., № 412 и № 572, ГПБ, Q.XVII.50) по подбору в них произведений характеризуют Е. Т. Как одного из книжных людей Волоколамского монастыря, наиболее последовательно соблюдающих традиции литературно-образованного круга иосифлян (см. Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 212–215). Один из своих сборников (XVII.50) Е. Т. Сопроводил предисловием, написанным в полемическом тоне, с упоминанием каких-то своих идейных противников. В предисловии сообщается, что Е. Т., став игуменом, постарался собрать сочинения своих учителей и уважаемых современников. Предисловие опубликовано в кн. «Послания Иосифа Волоцкого».В составе перечисленных сборников дошла до нас значительная часть литературного творчества самого Е.

Т. Он переработал ряд произведений, посвященных Иосифу Волоцкому. Отредактировав и поместив в своем сборнике (ГБЛ, Волок. Собр., № 572, л. 40–61 об.) текст «Надгробного слова Иосифу Волоцкому», Е. Т. Указал при этом, что автором его является Досифей Топорков (Зимин. Рукописи Евфимия Туркова..., с. 136). Когда было установлено местное почитание Иосифа Волоцкого в 1578 г., Е. Т. Предпринял переработку его жития, написанного ранее Саввою Крутицким (Попов Н. Саввино житие Иосифа Волоцкого в переделке XVI в. // Библиогр. Летопись, 1914, вып. 50, с. 59–71). Как предполагает А. А. Зимин, позднее на основании этих материалов им же было заново написано житие основателя Волоколамского монастыря. Сохранилось в рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 324 (Зимин.

Рукописи Евфимия Туркова..., с. 136). Значительно раньше, видимо сразу после смерти Феодосия (1563 г.), Е. Т. Составил записку о последних днях своего учителя. Она была переписана самим автором в сборнике Левкеи Аишева (рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 512, л. 213). Здесь же он записал известия о взятии Полоцка в феврале 1563 г. (среди духовенства в походе на Полоцк участвовали иосифляне).Пожалуй, наибольший интерес в литературном плане представляют произведения Е. Т., включенные в составленный им Канонник (ГБЛ, Волок. Собр., № 412). После наиболее важных общеупотребительных церковнослужебных канонов здесь, помещены сначала служба его патрону, святому Евфимию, а затем служба Иосифу Волоцкому. Далее следуют произведения самого Евфимия (в черновом виде, с пометами и правкой).

1) духовная грамота, 2) предсмертная исповедь, 3) канон на исход души, 4) канон за друга умершего, 5) в виде летописных записей краткие некрологи лиц, живших в монастыре во время его игуменства (последнее произведение частично опубликовано В. О. Ключевским). Литературное творчество Е. Т. Ключевский охарактеризовал следующим образом. «Евфимий пишет просто, но его изложение проникнуто теплым чувством и обличает в авторе литературный талант» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 297).Самому Е. Т. Посвятил краткий некролог его ученик Левкия Аишев (рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 213, л. 491).Изд. Ключевский. Древнерусские жития, с. 415–416. Кунцевич Г. Феодосий, архиепископ новгородский (1451–1563). (Его «Житие») // Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule für 1899–1900.

СПб., 1900, с. 1–14. Послания Иосифа Волоцкого / Подг. Текстов А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М. Л., 1959, с. 109–110.Лит. Строев. Словарь, с. 98–99. Филарет. Обзор, с. 225. Зимин А. А. Рукописи Евфимия Туркова и письмо Марины Турковой // Лингвистическое источниковедение. М., 1963, с. 136–139..

Значения в других словарях
Евдоким (Евдокимища)

Евдоким (Евдокимища) (кон. XVI – нач. XVII в.) – грамматик, автор труда «Книга, глаголемая Простословиа, некнижное учение грамоте, избрана некоторою безнадежною сиротою, скитающеюся бес покоя, Евдокимищем препростым. В сей же настоящей книзе беседует первое о грамоте и о ея строении, потом о букве и о буквенных писмянех, еще же о слозех писмянных и о всех пристоящих к тому». У нас нет сведений об авторе «Простословиа». Глухие намеки на судьбу Е. Можно усмотреть в «Предисловии» к его грамматическ..

Евфимий I (Емелиан) Брадатый

Евфимий I (Емелиан) Брадатый (ум. 1 XI 1428 г.) – архиепископ Новгородский, автор Исповедания веры и грамоты псковскому духовенству. Избран в архиепископы по жребию из иеромонахов новгородского Деревяницкого монастыря в 1423 г., рукоположен спустя год в Москве митрополитом Фотием, тогда и был наречен новым иноческим именем Е. Летописи Новгородская II и Новгородская III сообщают, что до епископского избрания Е. Был «духовником владычним», т. Е. Духовником архиепископа (предшественником Е. На новг..

Епистолия... о неделе

Епистолия Иисуса Христа о неделе – переводной апокриф, сказание о неделе – воскресном дне, в который нельзя трудиться, – широко распространенное в средневековой христианской письменности. Сюжет апокрифа таков. С неба падает камень, в котором обнаруживают «свиток». В нем от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), ибо в этот день свершилось много знаменательных событий. Благовещение, крещение Христа и его воскресение, в этот же день будет и Страшный суд. В разны..

Епифаний Премудрый

Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV – 1-я четв. XV в.) – инок Троице-Сергиева монастыря, автор житий и произведений других жанров. Сведения о Е. П. Извлекаются только из его собственных сочинений. Судя по одному из них – «Слову о житии и учении» Стефана Пермского, – можно думать, что Е. П., как и Стефан Пермский, учился в ростовском монастыре Григория Богослова, так называемом Затворе, славившемся своей библиотекой. Он пишет, что нередко «спирахся» со Стефаном о понимании текстов и бывал ему иногда..

Дополнительный поиск Евфимий Турков Евфимий Турков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евфимий Турков" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евфимий Турков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 14 символа