Епистолия... о неделе

324

Епистолия Иисуса Христа о неделе – переводной апокриф, сказание о неделе – воскресном дне, в который нельзя трудиться, – широко распространенное в средневековой христианской письменности. Сюжет апокрифа таков. С неба падает камень, в котором обнаруживают «свиток». В нем от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), ибо в этот день свершилось много знаменательных событий. Благовещение, крещение Христа и его воскресение, в этот же день будет и Страшный суд. В разных версиях апокрифа (греческих, чешских и др.) упоминаются и другие события священной истории этого дня. В заключении апокрифа говорится, что не поверивший «писанию» будет проклят и обречен на муки.Епистолия падает с неба в Риме по одной версии апокрифа (она считается более древней, переведенной с греческого на болгарский с XI–XII вв.), и в Иерусалиме – по другой (переведена на болгарский в XIII–XIV вв., русские списки, возможно, с XV в.).

Возникновение этой версии А. Д. Седельников связывает с деятельностью иерусалимского патриарха Иоакима.Названия апокрифа в русской традиции сильно варьируются. «Слово образа нерукотвореннаго господа бога спаса нашего Иисуса Христа». «Епистолия святая неделя». «Слово святая епистолия», «Послание господа нашего Иисуса Христа с небесе спадшее в светы град Иерусалим». «Епистолия господа нашего Иисуса Христа о святей преславне благочестивей недели» и др.Апокриф получил широкое распространение в украинской рукописной традиции, сюжет его отразился в украинском и белорусском фольклоре и великорусских духовных стихах (см., например. Бессонов П. Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование. М., 1864, ч. 2, вып. 6, с. 68–96).В книге А.

Де Сантос Отеро перечислено 65 славянских списков Е., в том числе русские списки XV–XVI вв. БАН, 17.11.6. ГБЛ, Волок. Собр., № 85. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 791. ГИМ, Синод. Собр., № 556. ГИМ, собр. Хлудова, № 135. ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 11/1088. ЦГИА, кол. Синода, № 1302 и № 1528.Изд. Епистолия и сказанье о неделе. – ПЛ, вып. 3, с. 150–153. Епистолья о недели. – Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 314–322. Ящуржинский Хр. «Письмо» – апокриф. – Киевская старина, 1891, № 11, с. 300–302. Дикарев М. А. Апокрифы, записанные в Кубанской области. – В кн. Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., 1900, с. 73–92. Лавров П. А. Апокрифические тексты. – СОРЯС, т. 67, № 4 СПб., 1901, с. 152–162. Вилинский С. Г. 1) Болгарские тексты «Епистолии о неделе».

– Летопись Ист.-филол. О-ва при Новорос. Ун-те. Одесса, 1902, т. 10. Виз.-слав. Отд., т. 7, с. 87–124. 2) Кирилло-Белозерский список «Еиистолии о неделе». – Там же, 1905, т. 13, с. 1–22. Радченко К. «Епистолия о неделе» по Филиппопольскому и Белградскому спискам. – ЧИОНЛ, 1904, кн. 18, вып. 2, отд. 3, с. 1–21. Франко. Апокрифы, т. 4, с. 49–79. Яворский Ю. А. Два замечательных карпато-русских сборника XVIII в., принадлежащих Университету св. Владимира. – Киев. Унив. Изв., 1910, № 1, Прибавления, с. 23, 55–63. Коniř A. Cirkevněslovanské redakce apokryfu «Epištola na nedĕli». – Slavia, 1927–1928, roč. 6, s. 308–334, 685–708. Седельников А. Из истории «Епистолии о неделе». Иерусалимско-Иоакимовская версия у русских и у южных славян. – Slavia, 1932, roč. 11, seš. I, s. 56–72, seš. 2, с.

274–294..

Значения в других словарях
Евфимий I (Емелиан) Брадатый

Евфимий I (Емелиан) Брадатый (ум. 1 XI 1428 г.) – архиепископ Новгородский, автор Исповедания веры и грамоты псковскому духовенству. Избран в архиепископы по жребию из иеромонахов новгородского Деревяницкого монастыря в 1423 г., рукоположен спустя год в Москве митрополитом Фотием, тогда и был наречен новым иноческим именем Е. Летописи Новгородская II и Новгородская III сообщают, что до епископского избрания Е. Был «духовником владычним», т. Е. Духовником архиепископа (предшественником Е. На новг..

Евфимий Турков

Евфимий Турков (в миру Елеазар Иванович) (ум. 1587 г.) – игумен Волоколамского монастыря, писатель, книгописец, один из наиболее активных организаторов и составителей документации письменных материалов Волоколамского монастыря второй половины XVI в. Сохранились наиболее важные факты биографии Е. Т. Постригшись в Волоколамском монастыре в июле 1551 г., о чем он сам и сообщил (см. В рук. ГБЛ, Волок. Собр., № 412, л. 119), Е. Т. Был отдан под начало бывшего новгородского архиепископа Феодосия, служ..

Епифаний Премудрый

Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV – 1-я четв. XV в.) – инок Троице-Сергиева монастыря, автор житий и произведений других жанров. Сведения о Е. П. Извлекаются только из его собственных сочинений. Судя по одному из них – «Слову о житии и учении» Стефана Пермского, – можно думать, что Е. П., как и Стефан Пермский, учился в ростовском монастыре Григория Богослова, так называемом Затворе, славившемся своей библиотекой. Он пишет, что нередко «спирахся» со Стефаном о понимании текстов и бывал ему иногда..

Епифаний, инок

Епифаний (кон. XIV – нач. XV в.) – инок, автор «Сказания о пути к Иерусалиму». «Сказание» существует в ряде списков XVI–XVIII вв. И представляет собой просто краткий перечень пунктов и расстояний между ними на пути из Великого Новгорода через Царьград, Афон и острова до Иерусалима. Архимандрит Леонид предполагал, что автор «Сказания» – Епифаний Премудрый, и указывал на 1415–1417 гг. Как на возможное время его паломничества. Затем он установил факт заимствования большей части текста «Сказания» из..

Дополнительный поиск Епистолия... о неделе Епистолия... о неделе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Епистолия... о неделе" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Епистолия... о неделе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 21 символа