Епифаний, инок

207

Епифаний (кон. XIV – нач. XV в.) – инок, автор «Сказания о пути к Иерусалиму». «Сказание» существует в ряде списков XVI–XVIII вв. И представляет собой просто краткий перечень пунктов и расстояний между ними на пути из Великого Новгорода через Царьград, Афон и острова до Иерусалима. Архимандрит Леонид предполагал, что автор «Сказания» – Епифаний Премудрый, и указывал на 1415–1417 гг. Как на возможное время его паломничества. Затем он установил факт заимствования большей части текста «Сказания» из «Хождения» архимандрита Грефения, написанного в 1370-е гг. (см. Агрефений, архимандрит смоленского монастыря) и пришел к выводу, что Епифания Премудрого «следует исключить если не из паломников, то из паломников-писателей».

К.-Д. Зееман допустил, что странное имя Грефений (архимандрит Леонид пытался его прочесть как Агрефений) есть искажение имени Епифаний. В таком случае можно думать, что «Сказание» и «Хождение» по-разному отражают одни и те же путевые заметки некоего архимандрита монастыря пресвятой Богородицы Епифания. С Епифанием Премудрым, считает К.-Д. Зееман, у этого автора нет ничего общего. У «Сказания» иное, чем у «Хождения», начало. В «Хождении» сначала указываются расстояния от Москвы и Твери до Смоленска, от Смоленска до Минска, далее – без связи с Минском – от Великого Новгорода до Лук, от Лук до Витебска, оттуда до Дрютска, от Дрютска до Слуцка, после чего идет Белгород, а затем Царьград. В «Сказании» же дорога начинается Великим Новгородом и идет через Великие Луки, Полоцк.

Минск, Малый Слуцк, Великий Слуцк и лишь потом – так же, как в «Хождении» Агрефения. Так что не исключено, что некий Е., возможно Епифаний Премудрый, совершил паломничество в Святую землю после 1370 г. И воспользовался для своего итинерария уже существующим «Хождением» какого-то автора, имя которого дошло до нас в искаженной форме.Изд. Леонид, архим. Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму // ППС. СПб., 1887, вып. 15 (т. 5, вып. 3)..

Значения в других словарях
Епистолия... о неделе

Епистолия Иисуса Христа о неделе – переводной апокриф, сказание о неделе – воскресном дне, в который нельзя трудиться, – широко распространенное в средневековой христианской письменности. Сюжет апокрифа таков. С неба падает камень, в котором обнаруживают «свиток». В нем от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), ибо в этот день свершилось много знаменательных событий. Благовещение, крещение Христа и его воскресение, в этот же день будет и Страшный суд. В разны..

Епифаний Премудрый

Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV – 1-я четв. XV в.) – инок Троице-Сергиева монастыря, автор житий и произведений других жанров. Сведения о Е. П. Извлекаются только из его собственных сочинений. Судя по одному из них – «Слову о житии и учении» Стефана Пермского, – можно думать, что Е. П., как и Стефан Пермский, учился в ростовском монастыре Григория Богослова, так называемом Затворе, славившемся своей библиотекой. Он пишет, что нередко «спирахся» со Стефаном о понимании текстов и бывал ему иногда..

Ермолай-Еразм

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) (XVI в.) – писатель и публицист. Литературное творчество его относится к 40–60-м гг. XVI в., расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нем скудны и устанавливаются, главным образом, на основании его собственных сочинений. В 40-е гг. Е.-Е. Жил в Пскове, в конце 40-х – начале 50-х оказался в Москве. Как полагают ученые, именно его упоминает Летопись Никоновская под 1555 г. Среди лиц, участвовавших вместе с митрополитом Макарием при поставлении Гу..

Ермолин Василий Дмитриевич

Ермолин Василий Дмитриевич (2-я пол. XV в.) – московский купец и строительный подрядчик, вероятно, также архитектор и скульптор. Автор послания, возможно, был причастен к летописанию. Богатый купеческий род Ермолиных (ведший свою генеалогию от некоего Васки, возможно, пришедшего в Москву из Западной Руси) был связан свойством с боярским родом Сорокоумовых-Глебовых. На дочери Е. Был женат представитель этого рода Дмитрий Бобр. Сохранились документы о земельных владениях Е., проданных им в 60-х гг..

Дополнительный поиск Епифаний, инок Епифаний, инок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Епифаний, инок" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Епифаний, инок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 14 символа