Ермолин Василий Дмитриевич

218

Ермолин Василий Дмитриевич (2-я пол. XV в.) – московский купец и строительный подрядчик, вероятно, также архитектор и скульптор. Автор послания, возможно, был причастен к летописанию. Богатый купеческий род Ермолиных (ведший свою генеалогию от некоего Васки, возможно, пришедшего в Москву из Западной Руси) был связан свойством с боярским родом Сорокоумовых-Глебовых. На дочери Е. Был женат представитель этого рода Дмитрий Бобр. Сохранились документы о земельных владениях Е., проданных им в 60-х гг. XV в. Своему зятю. Земельные акты, связанные с Е., см. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952, т. 1, № 334–335. Связаны были Ермолины и с Троице-Сергиевым монастырем, где постригся дед Е.

Ермола (в иночестве Ефрем) и его отец Дмитрий (Дионисий). В Житии Сергия Радонежского отец Е. Дмитрий упоминается как человек «многоречист и пресловущ в беседе, бе бо умея глаголати русски, гречески, половецки», хотя и недостаточно благочестивый и проникнутый «духом хулным» (действию «блудного беса» подвергался, согласно житию, и дед Е.). Образованность отца унаследовал и Е. Ему принадлежит, очевидно, «Послание от друга к другу», в котором «Василий Дмитриев Ермолич» отвечает западнорусскому любителю церковной письменности, писарю польского короля Казимира IV, «пану Иакову», просившему Е. Прислать ему Пролог («прилог») с «осмогласником». Е. Отвечал, что подобные книги имеются в продаже в большом количестве, но текст их содержится в различных сборниках, а не под единым переплетом, как хотелось бы адресату.

Он предлагает Иакову прислать бумагу и денег, чтобы нужная книга была изготовлена «доброписцами» «с добрых списков».Наиболее известным литературным памятником, связанным с Е., является Летопись Ермолинская. На протяжении 6970 (1462) – 6980 (1472) гг. Эта летопись содержит известия о строительной деятельности Е. (отсюда и название летописи, данное ей А. А. Шахматовым) – см. ПСРЛ, СПб., 1910, т. 23, с. 157–160. Однако известия о Е. Были добавлены к оригиналу Ермолинской летописи, доходившему до 1481 г. Следовательно, они были сделаны не ранее этого года. Известия о Е. Не были продолжены далее 1472 г., видимо, потому, что в 1472 г. Его строительная деятельность прервалась – может быть, в связи с «прею» (ссорой) между Е. И представителем боярского рода Ховриных Иваном Головой в начале их совместной работы по строительству Успенского собора.

Е. Вынужден был «отступитися всего наряда». Из более ранних работ Е. В летописи упоминается строительство Афанасьевской церкви на Фроловских воротах Кремля и «городной» (кремлевской) стены в 1462 г., обновление кремлевской церкви Вознесения в 1467 г. (об этой работе Е. Сообщают и другие летописи), строительство каменной трапезы в Троице-Сергиевом монастыре и двух церквей во Владимире (одной на Золотых воротах) в 1469 г., а также перестройка «резаной на камне» церкви в Юрьеве-Польском в 1471 г. Но наиболее, пожалуй, интересно участие Е. В 1464–1466 гг. В создании каменных скульптур св. Георгия (частично сохранились) и св. Дмитрия на Фроловских воротах Кремля. В связи с этим Е. Обычно считается виднейшим русским скульптором XV в.

(предположительно ему приписывается и барельефная икона Одигитрии в поварне Троице-Сергиева монастыря).Обстоятельства создания особого списка летописи, включающего известия о деятельности Е., неизвестны – он мог быть заказан им самим после окончания его трудов или кем-либо из близких в его память.Изд. Седельников А. Д. «Послание от друга к другу» и западнорусская книжность XV в. // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд. Гуманит. Наук. Л., 1930, № 4, с. 223–225..

Значения в других словарях
Епифаний, инок

Епифаний (кон. XIV – нач. XV в.) – инок, автор «Сказания о пути к Иерусалиму». «Сказание» существует в ряде списков XVI–XVIII вв. И представляет собой просто краткий перечень пунктов и расстояний между ними на пути из Великого Новгорода через Царьград, Афон и острова до Иерусалима. Архимандрит Леонид предполагал, что автор «Сказания» – Епифаний Премудрый, и указывал на 1415–1417 гг. Как на возможное время его паломничества. Затем он установил факт заимствования большей части текста «Сказания» из..

Ермолай-Еразм

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) (XVI в.) – писатель и публицист. Литературное творчество его относится к 40–60-м гг. XVI в., расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нем скудны и устанавливаются, главным образом, на основании его собственных сочинений. В 40-е гг. Е.-Е. Жил в Пскове, в конце 40-х – начале 50-х оказался в Москве. Как полагают ученые, именно его упоминает Летопись Никоновская под 1555 г. Среди лиц, участвовавших вместе с митрополитом Макарием при поставлении Гу..

Есиф, игумен и епископ

Есиф (XIV в.) – игумен и епископ, автор послания к пастве («Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моей»), известного в списках кон. XIV (нач. XV) и XVI вв. Датируется по старшему списку и соседству в сборниках с произведениями авторов, живших не позже XIV в. Обращаясь к «братиям», Е. Учит, что бога надлежит искать не «ногами», т. Е. Не хождением в Иерусалим, но «умным талантом – глаголом и душею». «А иже кто умный талант, дар божий, светилник спасеного промышла, погреб в земли по..

Ефрем, епископ Переяславля Южного

Ефрем (XI в.) – епископ Переяславля Южного, предполагаемый автор цикла сочинений, посвященных Николаю Мирликийскому. Биографические сведения о Е. Содержатся в Житии Феодосия Печерского (см. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря) и Повести временных лет. Как сообщает житие, в пещеру к Антонию, Никону и Феодосию Печерскому пришел, желая постричься в монахи, «каженик» (скопец) «от княжа дома, иже бе любим князем и предръжа у него вся». Антоний постриг его и дал ему имя Е. Некоторое время спустя ..

Дополнительный поиск Ермолин Василий Дмитриевич Ермолин Василий Дмитриевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ермолин Василий Дмитриевич" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ермолин Василий Дмитриевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 26 символа