Ефрем, епископ Переяславля Южного

153

Ефрем (XI в.) – епископ Переяславля Южного, предполагаемый автор цикла сочинений, посвященных Николаю Мирликийскому. Биографические сведения о Е. Содержатся в Житии Феодосия Печерского (см. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря) и Повести временных лет. Как сообщает житие, в пещеру к Антонию, Никону и Феодосию Печерскому пришел, желая постричься в монахи, «каженик» (скопец) «от княжа дома, иже бе любим князем и предръжа у него вся». Антоний постриг его и дал ему имя Е. Некоторое время спустя Е. Отправился в Константинополь «и ту живяше в едином манастыри» (по предположению арх. Леонида – с 1055 до 1082 г.). К нему посылал Феодосии Печерский с просьбой переписать и прислать на Русь монастырский устав, принятый в константинопольском Студийском монастыре.

Позднее Е. Вернулся на Русь и был поставлен епископом в Переяславле Южном. В Повести временных лет (в статье 1089 г.) рассказывается об активной строительной деятельности Е. В Переяславле и описывается внешность епископа. «бе скопец, высок телом». В статье 1091 г. Упоминается присутствие Е. При перенесении мощей Феодосия Печерского. Без достаточных оснований архимандрит Леонид предположил, что в 1091–1096 гг. Е. Был киевским митрополитом.Несмотря на скудость биографических данных о Е., Леонид считал его переводчиком так называемого иного жития Николая Мирликийского, а также составителем сказания о посмертных чудесах святого. При этом некоторые чудеса, по предположению Леонида, были написаны самим Е. (об этих произведениях см.

Житие Николая Мирликийского). Он атрибутировал Е. Также «Слово похвальное на пренесение мощей Николая Мирликийского» (нач. «Се наста, братие, светлое празднество предивнаго отца нашего Николы...») и другие «слова» на ту же тему (нач. «Присно убо должни есмы, братие, праздникы божия творяще в честь держати...»). Эти похвальные слова известны в рукописях XIV в.Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского входило в состав старопечатных изданий. Службы и житие Николая Чудотворца. М., 1640 (переиздания 1641 и 1643 гг.). Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца. М., 1662 (переиздания 1678, 1688, 1694 и 1699 гг.).Изд. Шляпкин И. Русское поучение XI в. О перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам.

СПб., 1881 (ПДП, № 19). Леонид, архим. 1) Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследования двух памятников древней русской письменности XI в. СПб., 1881 (на обложке – 1882), с. 97–170 (ПДП, № 34). 2) Посмертные чудеса святителя Николая, архиеп. Мир-Ликийского Чудотворца. Памятник древней русской письменности XI в. / Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV в. Библиотеки Троице-Сергиевой лавры, № 9). СПб., 1888 (ПДПИ, № 72)..

Значения в других словарях
Ермолин Василий Дмитриевич

Ермолин Василий Дмитриевич (2-я пол. XV в.) – московский купец и строительный подрядчик, вероятно, также архитектор и скульптор. Автор послания, возможно, был причастен к летописанию. Богатый купеческий род Ермолиных (ведший свою генеалогию от некоего Васки, возможно, пришедшего в Москву из Западной Руси) был связан свойством с боярским родом Сорокоумовых-Глебовых. На дочери Е. Был женат представитель этого рода Дмитрий Бобр. Сохранились документы о земельных владениях Е., проданных им в 60-х гг..

Есиф, игумен и епископ

Есиф (XIV в.) – игумен и епископ, автор послания к пастве («Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моей»), известного в списках кон. XIV (нач. XV) и XVI вв. Датируется по старшему списку и соседству в сборниках с произведениями авторов, живших не позже XIV в. Обращаясь к «братиям», Е. Учит, что бога надлежит искать не «ногами», т. Е. Не хождением в Иерусалим, но «умным талантом – глаголом и душею». «А иже кто умный талант, дар божий, светилник спасеного промышла, погреб в земли по..

Ефросин, монах Кирилло-Белозерского монастыря

Ефросин (2-я пол. XV в.) – монах Кирилло-Белозерского монастыря, книгописец. До нас дошло шесть рукописных сборников, частью переписанных его рукою, частью собранных им из рукописей других писцов. Само имя книгописца Е. (правильно – Евфросин) и все известия о его жизни почерпнуты из записей, сделанных им в этих сборниках.Сведения о жизни Е. Крайне скудны. Известно, что деятельность его связана с Кирилло-Белозерским и, возможно, Ферапонтовым монастырями. Е. Писал сборники для игумена Кирилло-Бело..

Житие Авраамия Галицкого

См. Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря. ..

Дополнительный поиск Ефрем, епископ Переяславля Южного Ефрем, епископ Переяславля Южного

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ефрем, епископ Переяславля Южного" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ефрем, епископ Переяславля Южного, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 33 символа