Житие Авраамия Ростовского

145

Житие Авраамия Ростовского – памятник агиографии, написанный, по мнению большинства исследователей, не ранее XV в. Ж. Повествует о легендарном основателе ростовского Богоявленского монастыря – Авраамии, память которого церковь отмечает 29 октября. В отношении времени жизни героя Ж. Авраамия, о котором кроме Ж. Не сохранилось исторических сведений, мнения ученых, напротив, расходятся. Макарий Булгаков относил его подвиги к первым десятилетиям христианства на Руси, В. О. Ключевский – к 1073–1077 гг. (т. Е. После смерти Леонтия Ростовского), А. А. Титов – к концу XI – началу XII в. Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский, отказывающиеся видеть в Авраамии основателя Богоявленского монастыря (монастырь впервые упоминается в Летописи Лаврентьевской под 1261 г.), – к XIV в.

Е. Е. Голубинский пытался отождествить без достаточных оснований героя Ж. С игуменом Авраамием Низким, ходившим в Царьград с митрополитом Пименом в 1385 г. Приходится, однако, считаться и с указанием третьей редакции Ж., что мощи Авраамия были обретены «во дни великаго князя Всеволода Юрьевича Владимирскаго внука Мономахова в лето 6683 октоврия в 27 день» (по-видимому, эту редакцию цитирует и Амвросий. История российской иерархии. М., 1811, т. 3, с. 64–65).Разногласия эти порождены анахронизмами и противоречиями в тексте самого Ж. (уже в первоначальной редакции, например, говорится о великом князе, который сидит во Владимире, что совсем не согласуется с господством язычников в ростовских пределах), списки которого делят на три редакции, различающиеся прежде всего в описании жизни Авраамия до его прихода в Ростов.

Первая редакция вовсе умалчивает об этом начальном периоде жизни святого, она, по словам В. О. Ключевского, «не житие сколько-нибудь связное, а довольно неискусная сшивка общего очерка с двумя сказаниями» – о сокрушении идола Белеса и о борьбе святого с происками беса. Эта редакция неоднократно издавалась – в ПЛ (с разночтениями по рукописи второй редакции), в «Ярославских епархиальных ведомостях» за 1874 г. (перепечатка предыдущего издания), в ВМЧ, А. А. Титовым, М. Н. Тихомировым, в кн. «Древнерусские предания». На основании первой редакции была составлена проложная память (издана А. И. Пономаревым). А. П. Кадлубовский предложил делить списки, содержащие эту первоначальную редакцию, на две версии, из которых вторая, содержащая имена князей и епископов ростовских, – позднейшая.

Во второй редакции Ж. Появляется более обстоятельный рассказ о юных годах Авраамия. Здесь названо, в частности, и место его рождения – город Чухлома, сказано, что он постригся на Валааме. Предполагают влияние на эту редакцию Жития Авраамия Галичского или Чухломского (см. Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря), чем определяется время ее появления – не раньше второй половины XVI в. Третью редакцию Ж. На основании отрывка ее, извлеченного Макарием Булгаковым из устава Валаамского монастыря и напечатанного им в «Истории русской церкви», датировали концом XVII или началом XVIII в. Филарет (Обзор, с. 266) безосновательно приписал ее Феодору Полетаеву. Полный текст этой редакции, напечатанный М. И. Соколовым и содержащий подробный рассказ об обстоятельствах ее создания (отсюда выясняется, между прочим, что уже в XVII в.

Появились скептики, сомневавшиеся в приурочении жизни Авраамия к древнему периоду), позволяет отодвинуть время возникновения третьей редакции на полстолетия (чудо 1649 г.). В третьей редакции, в основе которой лежит вторая, биография Авраамия дополняется новыми легендарными подробностями. Оказывается, в частности, что первоначально он был язычником и носил имя Иверк, а после крещения был назван Аверкий. Установившуюся схему взаимоотношения редакций Ж. Авраамия Ростовского пытался пересмотреть Е. Е. Голубинский, согласно которому первоначальной является вторая редакция, а первая представляет собой ее проложное сокращение. Построение Е. Е. Голубинского, значительно усложняющее историю текста Ж., подверглось критике в книге А.

П. Кадлубовского.На позднее происхождение Ж. Указывает и литературное происхождение большинства его мотивов, не всегда умело соединенных вместе. А. П. Кадлубовский установил влияние на него Жития Авраамия Затворника, входящего в состав «Паренесиса» Ефрема Сирина, а также апокрифического Жития Иоанна Богослова (см. Апокрифы о Иоанне Богослове). Л. А. Дмитриев доказал заимствование рассказа о бесе, заключенном в рукомойник, из легенды об Иоанне Новгородском (прежние исследователи не исключали возможности и обратного влияния или происхождения рассказа из общего источника). Наконец, Б. М. Соколов отметил перекличку Ж. Авраамия с былинами об Идолище поганом.Изд. ПЛ. СПб., 1860, вып. 1, с. 221–225. Преподобный Авраамий архимандрит, ростовский чудотворец // Яросл.

Епарх. Вед., 1874, ч. Неофиц., № 45, с. 353–357. ВМЧ, Октябрь, дни 19–31. СПб., 1880, стб. 2025–2032. Макарий [Булгаков]. История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889, т. 1, с. 263–265 (отрывок). Соколов М. И. 1) Пространное житие преподобного Авраамия, ростовского чудотворца // Яросл. Епарх. Вед., 1890, ч. Неофиц., № 14, стб. 213–222. № 15, стб. 225–239. 2) О редакциях жития св. Авраамия Ростовского // Тр. VIII Археол. Съезда в Москве. М., 1895, т. 2, с. 238–240 (отрывок). Титов А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца. По рукописи XVII в. // Яросл. Губ. Вед. 1892, ч. Неофиц., № 52, с. 2. № 53, с. 2 (перепеч. В статье. Титов А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского. (По поводу письма о нем иезуита И. М. Мартынова) // Христианин, 1908, № 8, с. 559–570). Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под редакцией А.

И. Пономарева. СПб., 1896, вып. 2, ч. 1, с. 42–44. Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968, с. 184–188. Повесть о водворении христианства в Ростове // Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982, с. 130–134..

Значения в других словарях
Ефросин, монах Кирилло-Белозерского монастыря

Ефросин (2-я пол. XV в.) – монах Кирилло-Белозерского монастыря, книгописец. До нас дошло шесть рукописных сборников, частью переписанных его рукою, частью собранных им из рукописей других писцов. Само имя книгописца Е. (правильно – Евфросин) и все известия о его жизни почерпнуты из записей, сделанных им в этих сборниках.Сведения о жизни Е. Крайне скудны. Известно, что деятельность его связана с Кирилло-Белозерским и, возможно, Ферапонтовым монастырями. Е. Писал сборники для игумена Кирилло-Бело..

Житие Авраамия Галицкого

См. Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря. ..

Житие Адриана Пошехонского

Житие Адриана Пошехонского – памятник русской агиографии XVI в. Самый ранний из дошедших до нас списков Ж. – конца XVI в. (ГПБ, собр. Погодина, № 861, сборник-конволют XVI–XVII вв., л. 969–981 об.). Текст Ж. В этом списке представляет собой рассказ об основании Адрианом своего монастыря и о трагической гибели Адриана во время нападения на монастырь, через 10 лет после его основания, крестьян соседнего села. Список этот озаглавлен. «Житие и подвизи преподобных отець наших, игумена Андреяна и стар..

Житие Акакия Тверского

См. Вассиан (Кошка). ..

Дополнительный поиск Житие Авраамия Ростовского Житие Авраамия Ростовского

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Авраамия Ростовского" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Авраамия Ростовского, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 26 символа